20 мин.

Горный рай и ад «Большой Петли»: Юра, Альпы и Монблан

В спорте так бывает, что одни и те же места прославляют совершенно разные, совсем непохожие друг на друга, виды и дисциплины. В ближайшие дни мы увидим множество идиллических курортов, которые давно уже стали раем для любителей горных лыж, и в то же время настоящими дорогами в ад для велогонщиков. Караван Тур де Франс заезжает в тяжелейшие горы, где будет накручивать «большие петли» по массивам Юры и Альп, чтобы добраться до величественного Монблана. Разумеется, не до самого его пика, хотя и о нем мы сегодня поговорим.

Помните, как весной все с ужасом говорили о тяжелейшей третьей неделе Джиро д’Италия? Особенно всех страшила связка из трех дней подряд, когда гонщики ехали к Валь-ди-Дзольдо, Тре Чиме ди Лаваредо и разделку на Монте Луссари, ставшую в итоге ключевой в борьбе за розовую майку. Так вот, тогда общий набор высоты на финальных горных этапах составил около 10 600 метров по вертикали. С этой пятницы на Тур де Франс также начинается триптих тяжелейших испытаний с покорением Гран-Коломбье, курортов Порт-дю-Солей и Монблана. И за эти три дня гонщики проедут вверх порядка 11 100 метров. Что самое забавное – практически никто не говорил о невыносимой второй неделе «Большой Петли». Может быть, просто потому что к этому моменту пелотон уже преодолел множество великих гор, включая Турмале в Пиренеях и Пюй-де-Дом в Центральном массиве. Да и на третьей неделе, уверяем вас, легче не станет.

Турмале, Поги и Йонас

Накануне мы стали свидетелями того, как Яспер Филипсен выиграл уже четвертый спринт на этом Тур де Франс и практически гарантировал себе зеленую майку. Слово «практически» мы использовали не потому, что его может кто-то догнать по очкам, а потому, что просто надо доехать до финиша в Париже на Елисейских Полях. Ближайшие три дня станут для спринтеров настоящим испытанием на выживание – есть опасения, что вписаться в лимит времени на таких горных этапах смогут далеко не все. И если кого-то настигнет кризисный день, то он может стать для него последним на этом Тур де Франс. Знаменитая гонка ошибок и слабостей не прощает. Например, чемпион Европы Фабио Якобсен, оценив свое состояние, решил сойти еще до начала этих невыносимых райско-адских этапов.

А пока запечатлеем картину положения гонщиков в основных классификациях Тура, чтобы в понедельник сравнить ее с той, что мы будем наблюдать после горного триптиха. Кажется, что они будут очень сильно различаться.

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Йонас Вингегор (Дания), 2. Тадей Погачар (Словения) +0:17, 3. Джей Хиндли (Австралия) + 2:40, 4. Карлос Родригес (Испания) +4:22, 5. Пейо Бильбао (Испания) +4:34, 6. Адам Йейтс (Великобритания) +4:39

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Яспер Филипсен (Бельгия) – 323 балла, 2. Мадс Педерсен (Дания) – 179, 3. Бриан Кокар (Франция) – 178

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Нельсон Паулесс (США) – 46 баллов, 2. Тобиас Йоханнессен (Норвегия) – 30, 3. Феликс Галл (Австрия) – 28

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Тадей Погачар (Словения), 2. Карлос Родригес (Испания) +4:05, 3. Томас Пидкок (Великобритания) +5:09

Паулесс - горный король

14 июля (пятница). Шатийон-сюр-Шаларон – Гран-Коломбье, 138 км (горный этап). Трансляция: 14:30-19:00

Этот день настал! Тринадцатый этап может иметь несчастливый порядковый номер, но совершенно точно в этот раз каждый француз очень хотел бы его выиграть. Все мы знаем, какое трепетное отношение у хозяев Тур де Франс к 14 июля – главному Национальному празднику, который у нас принято именовать днем взятия Бастилии. Почему это ошибочное название, и какова история его появления, мы уже рассказывали ранее в материале, посвященном Критериум Дофине. Стоит лишь отметить, что в такой торжественный день организаторы гонки приготовили особенный горный этап на «Большой Петле».

Уже не раз отмечалось, что весь этот 110-й выпуск Тур де Франс специалисты называют горным. Лучшим подтверждением тому может служить тот факт, что в маршрут гонки включены все пять основных горных массивов страны. Мы уже видели эпические этапы в Пиренеях и Центральном массиве. Впереди спортсменов ждут Альпы и Вогезы. А здесь и сейчас, 14 июля, им предстоит испытание горной системой Юра, которая расположена на границе Франции и Швейцарии, а также слегка затрагивает Германию. 

Короткий праздничный этап протяженностью менее 140 километров начинается совершенно буднично – вся первая половина маршрута абсолютно плоская и не имеет ни единого сколько-нибудь значимого холма на своем пути. Однако, проехав деревушку Тене, дорога постепенно будет забирать наверх. Подъем составит почти двадцать километров, однако в профиле этапа вы не найдете ни его названия, ни категории сложности. По факту это дорога на Коль-де-ла-Леб к одноименной астрономической обсерватории, но из-за большой протяженности гора выходит слишком пологой со средним градиентом около 3%, и для гонки Мирового Тура она не может считаться значимой. Классический подъем на Коль-де-ла-Леб с другой стороны, с южной, там она короче и сложнее, и вполне могла бы получить даже вторую категорию сложности. Однако, каждый раз на Тур де Франс ее проходят именно в «неверном направлении», поскольку пелотон всегда держит путь туда…

Туда – это на одну из самых молодых на Туре, но уже рвущихся в категорию классических гор Юры. Речь идет о брутальном подъеме на Гран-Коломбье (17,4 километра со средним градиентом 7,1%), который используется на Тур де Франс только с 2012 года, но уже в пятый раз войдет в маршрут «Большой Петли». Он действительно стремительно становится знаковым местом в мировом велоспорте и очень популярным местом среди велолюбителей. Подняться на Гран-Коломбье можно с трех сторон, как и на легендарную Мон-Ванту, и обе горы имеют свои сумасшедшие развлечения – своеобразный клуб по интересам, где ставится задача подняться наверх со всех возможных направлений за один день. Кроме того, с июня по сентябрь каждую вторую субботу месяца дороги на горе закрывают для движения автотранспорта и организовывают велоспортивные состязания.

Гран-Коломбье

На нынешнем Тур де Франс подъем на Гран-Коломбье будет со стороны городка Кюлоз, который всегда жил достаточно бедно. Местные в основном полагались на здешние неприхотливые виноградники, поскольку прочие посевы часто беспощадно уничтожались после разливов реки Роны. Крупные наводнения в Кюлозе прекратились только после строительства плотины в 1842 году. О въезде в город будет символизировать находящийся на возвышенности замок Монверан, построенный еще в XIV веке. Важно то, что он дошел до наших дней в исходном виде, за исключением башен, которые пришлось отреставрировать в романтическом стиле после революции. В свое время в нем проживали инженеры паровых автомобилей братья Серполле, композитор Сергей Прокофьев, а также Генриетта Д’Анжевиль, ставшая второй женщиной, поднявшейся на Монблан.

Директор «Большой Петли» Кристиан Прюдомм назвал финальную гору «Бюжейской пирамидой», вспомним наименование исторического региона, располагавшегося между Женевой и Лионом. Изначально эти земли были феодальным владением Священной Римской империи, затем отошли Савойскому дому и только в 1601 году по итогам войны были переданы Франции. Гора Гран-Коломбье же была самой высокой точкой региона Бюже. В современном административно-территориальном делении страны, Бюже превратился в район в составе департамента Эн, который в свою очередь является частью региона Овернь-Рона-Альпы. Собственно, Альпы наряду с Монбланом, Женевским озером и ущельем Эклюз, открываются взору с вершины Гран-Коломбье.

Это гора покорялась французам Тома Воклёру и Варрану Баргилю, поляку Рафалу Майке и словенцу Тадею Погачару, правда, финиш этапа там был лишь один раз – в 2020 году, когда выиграл Поги. Стоит отметить, что всех победителей Гран-Коломбье объединяет один интересный факт – все они по итогам Тур де Франс завоевывали гороховую майку лучшего горняка.

Вполне вероятно, что особые надежды с этой горой 14 июля связывает и завершающий карьеру местный любимец Тибо Пино, который дважды был первым на Гран-Коломбье в рамках региональной французской гонки Тур Эна (в 2011 и 2019 годах). Правда, он совершил попытку и накануне, однако, остался ни с чем, как это было чуть ранее на Джиро д’Италия.

13 этап

Достопримечательность этапа: Незадолго до макушки некатегорийной горы Коль-де-ла-Леб, на 90 километре пути, гонщики проедут мимо Плато д’Отвиль. Он получил славу больничного города после того, как работавший здесь доктор отметил положительный эффект от лечения из-за местного горного климата. В первую очередь это касалось больных туберкулезом, которых начали массово отправлять сюда из больниц Лиона. И в августе 1900 года сын того самого доктора открыл здесь первый французский горный санаторий, доступный для небогатых слоев населения. Его сделали по образу и подобию тех, что уже в те времена существовали в Германии и Швейцарии. Затем санатории начали расти в Отвиле как грибы – курорт приобрел огромную популярность, и сюда стекались пациенты не только из Франции, но и со всей Европы. Успешную реабилитацию в местных лечебно-профилактических заведениях проходят многие люди и в наши дни.

Отвиль также является местом рождения Роже Пинжона. Он работал слесарем и сантехником, пока в возрасте 25 лет не начал профессиональную карьеру велогонщика. Притом своего первого босса Роже вспоминал не очень теплыми словами: «Он предложил мне минимальную заработную плату. Более убогого предложения и представить себе нельзя. Но меня поджимал возраст. И если я хотел заниматься велогонками профессионально, мне необходимо было сделать это шаг». Уже через пару лет Пинжон смог выиграть Тур де Франс, а еще чуть позже и Вуэльту Испании.

«Этот парень был с характером, но его все любили, хотя порою и считали сумасшедшим», - говорили его коллеги. Например, во время одного из этапов Тур де Франс он был настолько недоволен работой своего партнера по команде, что отвесил ему смачную пощечину на глазах у всего пелотона. Несколько раз после неудач Роже порывался немедленно завершить свою спортивную карьеру, но вовремя одумывался. Один из экспертов велоспорта, а по совместительству бывший гонщик, Рафаэль Жеминьяни как-то не сдержался и высказался о Пижоне следующим образом: «Если бы у него не было этой свиной головы на плечах, то у него наверняка сложилась бы еще более блестящая карьера».

После ухода из большого велоспорта в возрасте 34 лет Роже надолго порвал связи с миром двух колес, занявшись управлением бара и открыв свой цветочный магазин. Но все же впоследствии Пинжон передумал и вернулся к любимому делу в качестве комментатора на швейцарском телевидении.

Пинжон

15 июля (суббота). Анмас – Морзин/Порт-дю-Солей, 152 км (горный этап). Трансляция: 13:45-19:00

Четырнадцатый этап отправляет гонщиков через Альпы к «Вратам Солнца». По крайней мере именно так дословно переводится единая горнолыжная зона Порт-дю-Солей, состоящая из 12 курортов во Франции и Швейцарии. И финишный городок Морзин, не раз принимавший у себя этапы Тур де Франс, является крупнейшим в этом регионе.

Монастырские усадьбы здесь появились еще в XII веке, превратившись постепенно в сельскохозяйственные центры, снабжавшие монастырь продуктами питания, одеждой и утварью. Собственно, еще с тех времен Морзин ассоциируется с типичным торговым городом. А после того, как здесь открылась зона горнолыжного катания, он сильно разросся из-за постройки огромного числа отелей и апартаментов. Именно Морзину впоследствии и принадлежала идея создания единой сети катания, которая объединила курорты от Монблана до Женевского озера. Сейчас Порт-дю-Солей является второй крупнейшей горнолыжной зоной мира после знаменитых «Трех долин» с Куршевелем и Мерибелем. К слову, туда «Большая Петля» тоже заглянет, правда, чуть позже.

Морзин

Стартует же субботний этап из родных мест горнолыжницы Тессы Ворли и братьев-велогонщиков Паре-Пентров - городка Анмас, расположенного на самой границе со Швейцарией. Оттуда до центра Женевы можно добраться на автомобиле менее чем за пятнадцать минут, или за полчаса, если сесть на велосипед. Однако, пелотон из Анмаса поедет в обратном направлении, чтобы набрать максимальное число горных километров. Если посмотреть на карту, то можно сказать, что этап символично будет двигаться как раз от Женевского озера в сторону Монблана, многократно напоминая нам о единой горнолыжный зоне Порт-дю-Солей.

Дорога пойдет в гору уже с первых метров, и в общей сумме организаторы предложат гонщикам сразу шесть горных вершин, четырем из которых они присвоили первую или высшую категорию сложности. Например, подъему на Коль-де-Ку (7 километров со средним градиентом 7,4%), которого не было на Тур де Франс почти сорок лет. Рядом с этим перевалом ориентировочно в 1850 году вырыли шахту для добычи золота, однако, дела шли не очень, а отсутствие поблизости воды и смерть одного из работников заставили от проекта в скором времени насовсем отказаться. В первой половине XX века Коль-де-Ку стал излюбленным местом контрабандистов из Франции и Швейцарии, перевозивших здесь различные товары: сахар, масло, часы, табак… Властям даже пришлось обустраивать на перевале таможенный пост для пресечения незаконной деятельности. Впрочем, он не помешал провозить здесь оружие и боеприпасы для бойцов Движения Сопротивления во время Второй мировой войны.

Восхождение на Коль-дю-Фё (5,8 километра со средним градиентом 7,8%), которое используется впервые на Тур де Франс, включено в маршрут еще и из-за того, что с него открываются шикарные виды на Женевское озеро. Летом здесь можно встреть немало прогуливающихся влюбленных пар и семей с детьми, которые устраивают ближе к вершине пикники с прекрасными панорамными видами, а также имеют возможность поглядеть на спускающихся парапланеристов. Зимой все они пересаживаются на сани, лыжи и снегоступы.

Впрочем, по мнению экспертов, ключевые события должны развернуться на двух последних длинных горах: Коль-де-ла-Рама (13,9 километра со средним градиентом 7,1%) и Коль-де-Жу-План (11,6 километра со средним градиентом 8,5%). Сюжет вполне предсказуем – от самого подножия Рама команда Jumbo-Visma включит свои крейсерские скорости, позволяющие значительно просеять пелотон. Все, кто сумеет недалеко отстать от лидеров до вершины, должны вернуться в группу на спуске. Но затем «выживших» ждет испытание одним из самых тяжелых подъемов Тур де Франс, который по прикидкам многих идеально подходит Йонасу Вингегору. Датчанин сам признавал, что очень ждет альпийские этапы, поскольку длинные и тяжелые горы ему нравятся гораздо больше, чем Погачару. По крайней мере, именно так расклад сил выглядит на бумаге, и этот этап может стать ключевым в дуэли двух чемпионов «Большой Петли».

Коль-де-Жу-План – крайне требовательный подъем высшей категории сложности, который на протяжении всех 11 километров заставляет работать на максимум. Градиенты ни разу не опускаются ниже 7%, а ближе к вершине и вовсе становятся двузначными. Наибольшую славу этой горе принес Тур де Франс 2000 года, когда здесь впервые обнаружились слабости у Лэнса Армстронга. «Это был абсолютно худший мой день на велосипеде, подъем на Жу-План меня почти убил», - говорил после финиша американец. Он выпал из группы лидеров, потеряв почти две минуты, и у кого-то даже закралась идея, что он мог бы потерять желтую майку. Хотя, откровенно говоря, преимущество Армстронга в общем зачете было слишком велико, чтобы опасаться потери лидерства. И весь мир прекрасно знает, за счет чего оно добывалось в те годы.

На вершине Коль-де-Жу-План победителя ждут бонусные секунды в зачет генеральной классификации, а затем спуск в Морзин, где и разместили линию финиша. На таком сложном альпийском этапе разрывы между генеральщиками могут достигать нескольких минут. Спринтеры же будут молиться попасть в лимит времени.

14 этап

Достопримечательность этапа: Финальный подъем дня на Коль-де-Жу-План будет проходить с классической стороны и начнется от Самоана. Это очаровательная деревушка, официально удостоенная приза одной из самых красивых во всей Франции, и по совместительству являющаяся популярным горнолыжным курортом, имеющим статус исторического памятника.

Зимний туризм здесь возник еще в конце XIX века, когда на местные альпийские склоны приезжали богатые жители Женевы. Однако, дорога занимала около семи часов, поэтому массовым явлением отдых в этих местах стал только в 1893 году с открытием паровой железной дороги, вдвое сокративший путь до Самоана. При этом катание тогда выглядело своеобразно – люди полдня забирались в гору, чтобы затем за полчаса на лыжах съехать вниз к деревне. Куда проще было забраться на верхушку ботанического парка «Ясиния», раскинувшегося на известняковом склоне, однако, и спуск оттуда был заметно короче.

Здешние земли издревле были богаты известняком, и местные каменщики пользовались огромной популярностью. Говорят, даже Наполеон обращался к ним для строительства каналов и военных укреплений. И хотя за прошедшие столетия многое изменилось, их работы и сейчас легко найти в Самоане, а некоторые жители до сих пор работают каменотесами.

Что же касается ботанического парка «Ясиния», специализирующегося на альпийских цветах, то он регулярно открыт для посещения (кроме наиболее снежных дней), притом совершенно бесплатно. Помимо десятка тысяч растений и кустарников здесь можно обнаружить руины замка XII века, часовню, фонтаны и каскад водопадов. Основан он был Мари-Луизой Жэ вместе с ее мужем Эрнестом Коньяком в 1906 году. К слову, ранее эта семейная пара открыла в Париже на набережной Сены известный торговый центр La Samaritaine. Он отличался тем, что в нем всегда были фиксированные цены, а также примерочные комнаты, позволявшие оценить понравившиеся вещи до их покупки.

От автора: Название деревеньки Samoёns в русскоязычных источниках пишут по-разному: Самен, Самён, Самоэн. Но сами французы произносят ее близко к тому, как она указана в тексте – Самоан.

Самоан

16 июля (воскресенье). Ле Же/Порт-дю-Солей – Сен-Жерве Монблан, 179 км (горный этап). Трансляция: 13:45-19:45

Пятнадцатый этап является продолжением тяжелых альпийских приключений Тур де Франс. Гонщиков ждут восемь подъемов, пяти из которых организаторы дали различные категории сложности. И хотя ни одна из гор не относится к эпическим и сверхтяжелым, общая усталость по итогам двух недель и постоянно напряжение от езды вверх-вниз точно дадут о себе знать в воскресенье. Сначала гонщики отправятся в направлении озера Анси, посмотрят на него с высоты птичьего полета, а именно с высшей точки первого премиального подъема дня Форклас-де-Монтман (7,2 километра со средним градиентом 7,3%), после чего отвернут в сторону и поедут к Межеву и Монблану. Общий набор высоты на этапе составит в районе 4300 метров.

Старт будет дан все в том же Порт-дю-Солей, только для торжественного проезда из излюбленного Морзина пелотон переместится в соседний Ле Же. Это место в первую очередь должно быть известно любителям маунтинбайка, поскольку курорт неоднократно принимал этапы кубка мира, а минувшим летом там прошел и чемпионат мира. Обстановка была просто сумасшедшая на протяжении всех дней – по подсчетам организаторов соревнования посетили в общей сложности свыше 150 тысяч человек. И поскольку тот опыт признали крайне успешным, в этом году сюда вернется этап кубка мира, который растянется аж на десять дней. UCI загорелся идеей провести в Ле Же целый фестиваль маунтинбайка, который бы включал абсолютно все существующие виды программы – от классической олимпийской гонки до даунхилла (скоростного спуска) и марафона.

Маунтинбайк в Ле Же

Ключевые события гонки должны развернуться на заключительных 25 километрах пути, когда гонщики минуют Межев и поедут на крутой спуск в сторону Доманси. Его проходили на «Большой Петле» семь лет назад в жутких дождевых условиях. Тогда Роман Барде с партнером по команде не побоялся атаковать на скользкой дороге, уехал от пелотона и уверенно выиграл этап, переместившись в тройку сильнейших в генеральной классификации. В то же время лидер Крис Фрум и еще несколько гонщиков не справились с опасным спуском, упали и потеряли из-за этого немало времени.

После спуска в Доманси к набережной реки Арв спортсменов ждет восхождение с двумя вершинами к финишной линии в Сен-Жерве Монблан. Сначала будет относительно короткая, но очень крутая стенка Кот-дез-Амеран (2,7 километра со средним градиентом 10,9% и максимальными участками до 17%). После прохождения этого адского участка последует короткий километровый спуск и новый подъем, который в велоспортивном мире известен как Ле-Бет в честь одноименной деревушки с красивыми горнолыжными шале. Однако, на Тур де Франс, видимо, по коммерческим причинам ему дали название, соответствующее всей обширной финишной зоне данного этапа Сен-Жерве Монблан Ле-Бет (7,2 километра со средним градиентом 7,7%). Забавно, что такой профиль финиша с короткими стенками и непротяженными рабочими горами теоретически больше подходят уже самому Тадею Погачару, любящему взрывную работу. Посмотрим, насколько оправдаются все эти экспертные предсказания, учитывая, что в ногах у выдающихся гонщиков будут уже две тяжелые недели Тур де Франс.

Интересно, что звучное прозвище Сен-Жерве Монблан – это производное от закрепленного законодательно официального названия коммуны Сен-Жерве-ле-Бен. Рост популярности вершины Монблан привел к тому, что местные власти очень захотели, чтобы их муниципалитет ассоциировался со знаменитым пиком. Был даже разработан специальный логотип с новым топонимом, который немедленно начал распространяться на всех рекламных и туристических проспектах курортного поселка Сен-Жерве. Однако, официального указа о переименовании коммуны так до сих пор и не существует, и по факту популярное название является местной самодеятельностью.

15 этап

 

Достопримечательность этапа: Монблан, то есть «Белая гора», как известно, самый высокий пик Западной Европы (4807 метров над уровнем моря). И его покорение – заветная мечта многих. Однако, разумеется, далеко не все физически и морально готовы к этому. Но для того, чтобы посмотреть на него вживую с достаточно близкого расстояния специальной физической подготовки не требуется. От Сен-Жерве-ле-Бена ходит туристический трамвай с несколькими вагонами через живописные альпийские луга, за один час доставляя до станции «Орлиное гнездо» (в вольном переводе) на высоте 2372 метра. Там работает кафе, из которого за чашечкой чая можно любоваться ледниками Монблана. Оттуда же начинается и пешее восхождение для альпинистов. Его стоимость в сопровождении инструкторов обычно колеблется в районе двух тысяч евро.

Другой вариант полюбоваться Монбланом – это отправиться в соседний знаменитый курорт Шамони, откуда две канатные дороги доставят вас к Эгюйи-дю-Миди на куда более солидную высоту в 3842 метра. Там также есть кафе, ресторан, сувенирный магазин и панорамная площадка. Оттуда же начинается и несколько относительно коротких горных альпинистских маршрутов.

Кстати, в летнее время работает также фуникулер, который связывает французскую и итальянскую канатные дороги, идущие к Монблану. То есть вы, например, можете стартовать из Шамони, доехать до вершины, переместиться в кабинке по небу, словно птица, на итальянскую сторону и спуститься в итальянский курорт Курмайор.

Трамвай Монблана

От автора: Все любят играть с цифрами. Порадовавшись тому факту, что наш блог перевалил отметку в 70 подписчиков (для велоспорта, который на sports.ru играет придаточную роль, и это уже немалое достижение), не поленился заглянуть в статистику Трибуны. Так вот, благодаря вашей активности и подпискам мы поднялись в рейтинге на 3650 место среди всех видов спорта. Как думаете, если не писать о футболе, не рекламировать букмекерские компании и не нагонять ботов, реально ли набрать 75 подписчиков и войти в топ-3500? :)

Разумеется, это шутка. Впрочем, как мы все знаем, в каждой шутке есть только доля шутки. Читателям спасибо за поддержку и за интересные комментарии к материалам. Встретимся с вами в грядущий понедельник во время дня отдыха, чтобы рассказать о третьей неделе Тур де Франс. «Большая Петля» постепенно движется к финалу в Париже.

А пока бросаем взгляд на станцию Эгюйи-дю-Миди, куда поднимается самая высокая канатная дорога Европы - 3842 метра. Гранд-Туры пока не заезжали выше 3 тысяч метров, хотя такие мысли порою появлялись у организаторов Вуэльты Испании. Тур де Франс на сегодняшний момент максимально поднимался на высоту 2 802 метра – к Чиме-де-ла-Бонетт, куда в последний раз заглядывали в 2008 году.

Эгюй-дю-Миди

Photo: planetware.com, savoie-mont-blanc.com, lemde.fr, velolive.com, cycling-challenge.com, marca.com, aso.fr, thetimes.co.uk, samoens.com, morzinesourcemagazine.com, lejsl.comб peapix.com