14 мин.

«Неужели у нас теперь есть первый выбор?» Как «Пэнтерс» и «Беарс» провернули громкий обмен на драфте

В ночь с четверга на пятницу состоится первый раунд драфта НФЛ. Первый выбор сделают «Каролина Пэнтерс», обменявшиеся с «Чикаго Беарс». Как происходил этот колоссальный обмен? Издание The Athletic раскрывает детали переговоров.

Иллюстрация: John Bradford / The Athletic

Иллюстрация: John Bradford / The Athletic

Райан Полс изводил всех.

Генеральный менеджер «Беарс» не мог усидеть на месте в своём офисе в Халас-Холл.

На календаре 10 марта, пятница. В кабинете Полса собрались одни из главных руководителей клуба — помощник генменеджера Иэн Каннингем, старший вице-президент Клифф Стайн и глава футбольной администрации Мэтт Файнстин.

«Я шагал взад-вперёд по всему офису. Хотел, чтобы всё закончилось», — сказал Полс.

Под «всем» подразумевается обмен, перетасовавший порядок выбора на драфте НФЛ. Обмен, меняющий судьбу двух вовлечённых клубов, а, может, и нескольких невовлечённых.

Тем временем в Шарлотт в офисе генменеджера Скотта Фитерера собрались главный тренер Фрэнк Райк, помощник генменеджера Дэн Морган, вице-президент футбольной администрации Самир Сулейман и президент Кристи Коулман. Они были готовы стать свидетелями того, как «Пэнтерс» впервые с 2011 года получат право первого выбора на драфте. Прошло 12 лет с тех пор, как организация выбрала квотербека «Оберна» Кэма Ньютона.

Когда обмен был утверждён — буквально за час до конца рабочего дня на Восточном побережье — «Каролина» получила контроль над выбором франчайз-квотербека. Но отмечали успех недолго: «Пантерам» предстояло позвонить лучшему игроку в нападении и сообщить, что его обменивают в «Чикаго».

В разговорах с журналистами The Athletic на встрече владельцев Полс и Фиттерер объяснили, как состоялся колоссальный обмен.

В начале октября казалось, что «Пэнтерс» могут получить первый выбор без всяких обменов. После домашнего поражения от «Сан-Франциско» в 22 очка в отставку был отправлен тренер Мэтт Рул. Результат 1–4 превратился в 1–5 после первой игры под руководством Стива Уилкса.

Когда «Пэнтерс» обменяли раннинбека Кристиана Маккэффри в «Фотинайнерс», пошли разговоры, что они сливают сезон ради наивысшего выбора на драфте.

Однако футболисты сплотились вокруг Уилкса, а он, в свою очередь, сделал ставку на защиту и мощную выносную игру с Дионтеем Форманом во главе. Такой подход позволил «Пантерам» остаться конкурентоспособными, и в 17-м туре команда отправилась в Тампу, чтобы побороться за победу в дивизионе.

Когда «Каролина» начала побеждать, Фиттерер понял, что ему придётся творчески подойти к процессу, чтобы его клуб получил шанс выбрать одного из лучших разыгрывающих на драфте 2023 года.

«Как только выпадаешь из топ-5, начинаешь думать: окей, как нам туда попасть? Но давайте будем волноваться об этом потом, сейчас давайте побеждать», — сказал он.

После поражения от «Бакс» «Пэнтерс» обыграли «Сейнтс» в заключительном матче регулярки, завершили сезон с результатом 7–10 и обеспечили себе 9-й выбор.

«И вот тогда появился повод для размышлений. Как логичнее поступить? Повременить ещё сезон, подписав очередного ветерана и продолжить отстраивать команду? Но рано или поздно всё равно придётся решать вопрос», — сказал Фиттерер.

Генменеджеру «Беарс» Райану Полсу не нужен был первый выбор на драфте, но он хотел выжать из него максимум. Фото: Kamil Krzaczynski / USA Today

Генменеджеру «Беарс» Райану Полсу не нужен был первый выбор на драфте, но он хотел выжать из него максимум. Фото: Kamil Krzaczynski / USA Today

Полс понимал, что реконструкция состава «Чикаго» — история на несколько лет. Под занавес сезона, когда «Чикаго» терпел 10-е поражение подряд, болельщики спустились в подтрибунку «Солджер Филд» и застыли перед экранами, на которых показывали матч в Индианаполисе.

Внезапно по всему стадиону раздались ликующие возгласы. «Тексанс» каким-то чудом обыграли «Колтс» и тем самым подарили «Беарс» №1 на драфте впервые с 1947 года.

Когда Полс добрался до дома, сосед заехал его поздравить, но генменеджер был не в настроении отмечать худший результат в лиге.

«Неприятно находиться в такой ситуации. Конечно, я надеюсь, что нам помогут вещи, которые сопровождают подобный результат. Но ждёшь только побед. В такой позиции находиться не хочется», — говорил он через несколько дней после окончания сезона.

В последующие недели Полс разбирался, как именно первый номер на драфте может помочь его команде. Он снарядил группу аналитиков решить этот вопрос, но в то же время твёрдо решил, что при идеальном раскладе получит за первый номер не только драфт-пики, но и игрока.

Полсу требовалась помощь или хотя бы просто совет друга. Поэтому он позвонил генеральному менеджеру клуба НХЛ «Блэкхоукс» Кайлу Дэвидсону.

«Только в хоккее принято совмещать обмены драфт-пиков с обменами игроков. Мне стало любопытно», — сказал Полс.

У него накопилось много вопросов: как «Блэкхоукс» оценивают игроков применительно к драфт-пикам, как в формуле учитываются контракты и возраст игрока, и так далее. Дэвидсон рассмеялся.

«Он такой: «Да, это задачка», — припомнил Полс.

Как это принято в «Блэкхоукс», Полс попросил аналитический отдел «Беарс» применить продвинутый статистический показатель «победы выше ожидаемого», чтобы рассчитать приблизительную стоимость сделки.

«Наши парни рассматривали разных игроков, просто чтобы разобраться, на что мы можем рассчитывать», — сказал Полс.

«Беарс» проанализировали компенсации из предыдущих обменов, затем обсудили нынешнюю ситуацию и обстоятельства.

В «Чикаго» решили сохранить квотербека Джастина Филдса, усилить подбор его помощников и дать себе ещё год на оценку. У «Беарс» был не второй, не третий и не четвёртый выбор. У них был первый. И, благодаря публикациям в прессе, или просто зная дыры в составах других команд, Полс, Каннингем и все остальные в руководстве «Медведей» знали, что нужно конкурентам.

«Определённым командам требуется квотербек на определённой позиции», — сказал Полс.

Собрав всю необходимую информацию, Полс отправился на съезд скаутов в Индианаполис. Первыми к нему обратились «Пэнтерс».

«Они были первыми, кто завёл разговор. Это о многом говорит», — сказал он.

Полс работал в отеле «Хайетт» в центре Индианаполиса, вдалеке от суеты комплекса «Марриотт», где располагались остальные представители «Беарс». По его словам, он сначала «не гнал лошадей», а затем с ним связался Фиттерер, которого он хорошо знал ещё со времён, когда оба ездили по командировкам в качестве скаутов.

Генменеджеры встретились в номере Полса 27 февраля. По словам Фиттерера, первая встреча длилась 20 минут. Он быстро понял, что не сможет компенсировать подъём с девятой на первую позицию только за счёт драфт-пиков.

«Сколько стоит подняться на третью строчку?» Руководство «Каролина Пэнтерс», кадр из трансляции съезда скаутов НФЛ в Индианаполисе

«Сколько стоит подняться на третью строчку?» Руководство «Каролина Пэнтерс», кадр из трансляции съезда скаутов НФЛ в Индианаполисе

Позже Полс стал интересоваться игроками «Пэнтерс» — конкретно его интересовали трое. Ни один из генменеджеров не стал этого подтверждать, но согласно источникам в лиге, речь шла о пас-рашере Брайане Бернсе, ди-тэкле Деррике Брауне и ресивере Ди Джее Муре. Все трое в разное время были выбраны в первом раунде.

«Обычно молодые команды хотят только пики. А у них была такая ситуация, что надо было заполнить пространство под потолком зарплат. К тому же, у них молодой квотербек, в отношении которого надо понять — сможет ли он стать тем самым», — сказал Фиттерер.

Первое предложение «Пэнтерс» не включало в себя игрока, но Фиттерер и Полс продолжили общаться в Индианаполисе, дважды — прямо на стадионе «Лукас Ойл». После небольшого продвижения в переговорах Фиттерер снял предложение в воскресенье, 5 марта, после чего вылетел в Шарлотт.

На следующий день после первой встречи Фиттерера с Полсом, руководство «Пэнтерс», включая владельцев Дэвида и Никоул Теппер, Райка и тренера квотербеков Джоша Маккауна, встретилось со свободным агентом Дереком Карром в отеле «Марриотт» в центре Индианаполиса. Райка 32-летний экс-квотербек «Рейдерс» очень впечатлил.

«Дерек — отличный лидер. Он отличный распасовщик. Он подходит по многим направлениям», — сказал Райка журналистам после встречи.

Но поскольку «Пэнтерс» арендовали квотербеков в каждый из трёх сезонов Рула, сейчас они были готовы выбрать молодого игрока и развивать его. Такой подход больше нравился как Райку, так и Фиттереру.

Три года подряд у «Пантер» был выбор в топ-10, но они не брали квотербеков. В 2020 году они наблюдали, как «Чарджерс» забрали Джастина Херберта за одну позицию до их выбора, а в 2021-м и 2022-м не сочли Филдса, Мака Джонса и Кенни Пикетта достойными выбора в топ-10.

Но нынешний выпуск квотербеков больше впечатлял Фиттерера, и он согласился вновь пересечься с Полсом через несколько дней после съезда скаутов. В Шарлотт он продолжал отрабатывать разные сценарии с Райком, Морганом и Сулейманом. Последний занимается переговорами с игроками и управлением платёжной ведомостью.

Представители «Чикаго» встречались с разными квотербеками на съезде скаутов в Индианаполисе, включая Си Джея Страуда из «Огайо Стейт». Фото: Kirby Lee / USA Today

Представители «Чикаго» встречались с разными квотербеками на съезде скаутов в Индианаполисе, включая Си Джея Страуда из «Огайо Стейт». Фото: Kirby Lee / USA Today

«Беарс» выполнили обязательную программу, встретившись в Индианаполисе с Брайсом Янгом из «Алабамы», Си Джеем Страудом из «Огайо Стейт» и Энтони Ричардсоном из «Флориды». И чем больше Полсу нравились квотербеки на этом драфте, тем больше ему нравилась собственная позиция.

«Они очень хорошо проявили себя на собеседованиях. С психологической точки зрения они готовы говорить про футбол, про своё понимание игры, и сразу стало понятно, что здесь проблем не будет. После собеседований я понимал, что раз они так хорошо говорят, то клубы захотят решить вопрос как можно скорее», — сказал Полс.

На поле стадиона «Лукас Ойл» Страуд блестяще провёл упражнения с мячом, а Ричардсон поразил всех физическими данными. И всё это на фоне того, что лучшим квотербеком по-прежнему считался Янг. «Беарс» были впечатлены разыгрывающими и знали, что в других клубах думают так же. В то же время никто их не поразил настолько, чтобы сохранить первый выбор. В клубе приняли решение и дальше двигаться по плану, включающем в себя Филдса.

«Нам нужно много игроков. Само собой, выбор на драфте — это возможность. Мы прекрасно понимаем, что нам надо подобрать правильных игроков», — сказал Полс.

Однако небольшая, но всё же реальная вероятность того, что никакой обмен не нарисуется, не давала Полсу спать по ночам.

«Эту часть работы никто не видит. Когда ты в 2–3 часа ночи сидишь в кровати и проматываешь в голове сценарии. У меня такой классный расклад, а я могу ничего не получить. Как знаете, ночной кошмар, в котором пытаешься убежать и не можешь», — сказал он.

Когда бы главный тренер «Медведей» Мэтт Иберфлус ни заглядывал в офис Полса, он видел, кто сейчас охотится за первым выбором на драфте и получал детальный обзор текущего состояния переговоров.

«У них всё было развешано на доске, можно было увидеть каждого потенциального покупателя и взвесить варианты», — сказал он.

Фиттереру во многом предстояло разобраться. Он общался с представителями «Аризоны» и «Сиэтла» по поводу третьего и пятого выборов соответственно. Фиттерер два десятилетия отработал в руководстве «Сихокс», близко общается с генменеджером Джоном Шнайдером, но разговоры по поводу пятого выбора ни к чему не привели.

«Пэнтерс» не одни хотели запрыгнуть на первую строчку и знали, что у них будут конкуренты. Полс употребил слово «лавина», когда отвечал на вопрос о клубах, интересующихся первым номером. Им звонили со всех позиций, даже за пределами топ-10. А в топ-10 три клуба были готовы к тому, чтобы серьёзно обсуждать компенсацию.

«Рейдерс» узнавали, во сколько им обойдётся подъём с 7-й позиции. «Колтс» (включая бывшего коллегу Полса со времён «Канзас-Сити» Криса Бэлларда) также интересовались до определённого момента.

Полса больше всего заинтриговала возможность сперва опуститься на одну позицию, обменявшись с «Хьюстоном», а затем уже — на 9-ю строчку. Для «Беарс» это значило бы получить два крупных обмена в одной упаковке. «Пэнтерс», которым нравились два из четырёх лучших квотербеков на драфте, были готовы на это. Но идеальный для Полса сценарий полностью зависел от желания «Тексанс» подняться вверх.

«Прежде всего, это должно было устраивать «Хьюстон», — сказал он.

По мере приближения даты открытия рынка свободных агентов Полс начинал нервничать. «Тексанс» не подтверждали сделку.

Фиттерер слышал о том, что «Беарс» ведут переговоры с другими клубами, и как-то позвонил Полсу по пути на футбольную игру своей дочки. На календаре было 7 марта.

«Он такой: «Да, если хотите взять первый номер, оформите предложение», — сказал Фиттерер.

Полс познакомился с Теппером в 2021 году, когда собеседовался на роль генменеджера «Каролины». Основываясь на этом опыте, он знал, что Теппер — агрессивный бизнесмен. С тех пор, как Теппер купил «Пэнтерс» в 2018 году, клуб неоднократно пытался приобрести квотербека — выдвигались предложения об обмене Мэттью Стэффорда и Дешона Уотсона.

«Если они видели смысл в сделке, то становились очень мотивированы, чтобы совершить её», — сказал Полс.

После разговора с Полсом Фиттерер позвонил Тепперу, и владелец согласился, что пришла пора совершить смелый ход и покинуть чистилище, в котором «Каролина» оказалась с тех пор, как организм Ньютона перестал выдерживать нагрузки в 2018 году. Затем Фиттерер перезвонил Полсу, и двое проговорили на протяжении всего футбольного матча дочери Фиттерера. «Пэнтерс» сформулировали второе предложение, на сей раз включавшее Мура.

Фиттерер не хотел расставаться с Муром, выбранным «Каролиной» в первом раунде драфта–2018 и получившим новый трёхлетний контракт в предыдущее межсезонье. Мур не попал в Матч звёзд в статусе игрока «Каролины». Но он был всего лишь одним из трёх ресиверов в истории клуба, которому удалось трижды подряд набрать тысячу ярдов на приёме за сезон. Мур — крепкий парень, пропустивший лишь два матча за 5 сезонов.

«Только пиками бы не обошлось. Мы согласились, что Ди Джей стоит первый раунд плюс ещё что-то. Мы согласились, насколько важен он будет для молодого квотербека», — сказал Фиттерер.

Полс публично заявлял, что надеялся получить три выбора в первом раунде. Но, включив Мура в сделку, «Пэнтерс» сумели сохранить один из будущих выборов в первом раунде.

«Были игроки, которых мы ни за что бы не отдали. Очень сложно заменить Деррика Брауна или Брайана Бернса, пас-рашера и внутреннего линейного, доминирующего молодого игрока на контракте новичка. Ди Джея мы тоже не хотели отдавать. Но заменить ресивера чуточку легче», — сказал Фиттерер.

Включение в сделку Ди Джея Мура позволило «Каролине» сохранить будущий выбор в первом раунде драфта. Фото: Bob Donnan / USA Today

Включение в сделку Ди Джея Мура позволило «Каролине» сохранить будущий выбор в первом раунде драфта. Фото: Bob Donnan / USA Today

Сделка приобрела общие очертания, но возникло препятствие: «Беарс» хотели получить второй раунд «Пэнтерс» (№39), а Фиттерер хотел его сохранить. Вместо этого «Пэнтерс» предложили другой свой выбор во втором раунде (№61), который получили за обмен Маккэффри.

«Мы не хотели, чтоб был такой большой промежуток между выборами. В этом выпуске игроков классный диапазон где-то с 20-й по 45-ю позицию, там много ценных выборов. А сразу переходить к 61-му выбору — слишком большое падение, многих хороших футболистов заберут к тому времени», — сказал Фиттерер.

Фиттерер предложил второй раунд «Каролины» в 2025 году в придачу к 9-му и 61-му в этом, первому раунду на следующем драфте и Мура. Теппер, менеджер хедж-фонда стоимостью $18.5 млрд, согласился на такой вариант.

«Он посчитал, что выходит не так уж дорого подняться за квотербеком будущего, который может изменить ход истории твоего клуба. Дейв хорошо оценивает стоимость, он агрессивен, но при этом хладнокровен. Для него такие вещи — будни», — сказал Фиттерер.

«Беарс» тоже устраивало опуститься на 9-ю позицию. Может, пас-рашера «Алабамы» Уилла Андерсона уже не получить, но другие высоко оценённые ими игроки будут доступны, особенно если наверху выберут трёх квотербеков.

Обсудив разные сценарии с Полсом и другими руководителями в пятницу, 10 марта, Иберфлус отправился в гостиницу Дир-Пэт в Лейк-Форесте. Было обеденное время. И вот тогда сделка была заключена.

«Мы приняли наилучшее, на наш взгляд, решение, которое пойдёт на пользу клубу. Так надо было поступить», — сказал Иберфлус.

В Халас-Холл Полс перестал мерить комнату шагами. Тренеры как раз покидали клубную базу на выходные, когда он ввёл их в курс дела. Они были «поражены». Он написал сообщение председателю совета директоров Джорджу Маккэски и новому президенту клуба Кевину Уоррену.

Полс помнит свой первый важный ход на позиции генменеджера «Беарс» — уже согласованное подписание линейного защиты Ларри Огунджоби сорвалось из-за проваленного медосмотра. И сейчас он был рад, но нервничал до тех пор, пока в среду в здании клуба не появился Мур.

«Мне очень понравился размер компенсации. Я в предвкушении того, как мы можем помочь организации — и не только благодаря подписанию Ди Джея и тому, что поможем развить потенциал Джастина, но и в долгосрочной перспективе. Через год у нас будет два выбора в первом раунде. Не знаю, насколько высоко, но уверен, что они нам помогут», — сказал он.

«Пэнтерс» также были в восторге от заключения сделки. Но им предстояло связаться с Муром и его агентом Дрю Розенхаусом.

«Это был радостный момент для всех. Все раздавали друг другу пять. Но радость быстро сошла на нет — нам следовало немедленно позвонить Ди Джею, чтобы он не узнал об обмене из прессы. Мы хотели, чтобы он всё узнал от нас», — сказал Сулейман.

Позже Фиттерер и Морган отправились на ужин с жёнами. Но сперва все руководители «Пэнтерс» собрались в кабинете Фиттерера и обсуждали состоявшийся обмен на протяжении получаса.

«Ого!», — присвистнул Фиттерер.

«Неужели мы только что поднялись вверх и получили первый номер на драфте?»

Оригинал материала: The Athletic