Марадона – главная фигура в жизни режиссера Паоло Соррентино. Он верит, что Диего спас его от гибели, и называет своим проводником в мир искусства
Хотя они даже не были знакомы.
30 октября Паоло Соррентино, режиссер «Великой красоты» и «Молодого Папы», выложил в инстаграм фотографию юного Диего Марадоны. «Поздравляю, великий», – написал Соррентино в 60-й день рождения аргентинца.
Через месяц в профиле Паоло появилось еще одно фото Марадоны: «Спасибо богу за футбол, за свободу, за зрелище и за мою молодость».
Марадона – спаситель Соррентино. Родители режиссера погибли, а он выжил, потому что собирался на матч «Наполи»
«Мне было 14, я проводил летние каникулы в Англии, – рассказывал Соррентино французскому журналу So Foot. – Каждые три дня звонил домой, и однажды отец сказал, что «Наполи» купил Марадону (Диего перешел в 1984 году – Sports.ru). Потом он сделал паузу – папа умел подавать все эффектно – и сообщил, что купил абонемент на сезон».
Соррентино мечтал стать футболистом, но быстро смирился с ролью болельщика. «Моим кумиром был Сальваторе Баньи (полузащитник «Наполи» и сборной Италии 80-х – Sports.ru), я тоже играл в центре поля и много бегал, как он. Но потом начал курить», – шутил режиссер. Абонементом на сезон-1984/85 Соррентино-старший не ограничился – они с сыном постоянно ходили на домашние матчи. Но никаких выездов – эти выходные семья проводила в домике в горах, а одного Паоло родители еще не отпускали.
«Я два года упрашивал отца поехать на гостевой матч «Наполи», – рассказывал режиссер. В апреле 1987-го Сальваторе Соррентино наконец-то сделал сыну подарок – «Наполи» шел к чемпионству, и папа разрешил 16-летнему Паоло съездить в Эмполи. А сам с женой по традиции поехал в горы.
«Утром зазвонил домофон, это был наш консьерж, – вспоминал Паоло. – Я думал, он скажет, что за мной приехал друг. Но он сообщил о несчастном случае. Родители умерли во сне из-за утечки газа».
Паоло похоронил родных, а вскоре Неаполь захлестнула волна празднований – «Наполи» взял скудетто.
Спустя три года Италия играла с Аргентиной на «Сан Паоло» в полуфинале чемпионата мира. Соррентино был на трибунах и вместе с гостями праздновал победу. «Я не мог болеть против человека, который спас мне жизнь», – признался позже режиссер.
Взяв «Оскар», Соррентино благодарил родных и Марадону
В 2014-м Соррентино получил премию Американской академии кинематографических искусств и наук в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Оскаром» отметили трагикомедию «Великая красота».
Приняв статуэтку из рук шотландского актера Юэна Макгрегора, Паоло кратко поблагодарил тех, с кем работал над фильмом, родных и людей, которые его вдохновляют: режиссеров Федерико Феллини и Мартина Скорсезе, группу Talking Heads и Диего Армандо Марадону.
«Я считаю Марадону великим творцом зрелища, такие, как он, не появлялись в мире очень много лет, – пояснял Соррентино в интервью La Repubblica. – Кинематограф – это зрелище, поэтому мне легко проводить параллели между Марадоной и кино. Диего стал моим первым проводником в мир искусства».
В фильме «Молодость» есть персонаж, очень похожий на Марадону. Так Соррентино заверил Диего, что тот никогда не будет забыт
Весной 2015-го на кинофестивале в Каннах состоялась премьера драмы Соррентино «Молодость». В центре сюжета старые друзья, очень известные дирижер и режиссер (Майкл Кэйн и Харви Кейтель), отдыхающие в пансионате у подножья Альп и рассуждающие о жизни.
Их сосед – очень тучный бородатый мужчина с татуировкой Карла Маркса на всю спину. Он носит двое часов, не снимает бейсболку и темные очки. «Когда я пояснял моим агентам из США, кого имею в виду, они признались, что не знают, кто такой Марадона», – сокрушался Соррентино. Имя персонажа в «Молодости» не называется, но абсолютно очевидно, кого играет аргентинский актер Роли Серрано.
Марадоне тяжело, ему требуется помощь двух человек, чтобы выбраться из бассейна, он ходит, опираясь на палочку. Но когда у ворот пансионата собирается толпа, молящая об автографе, палочка остается в стороне. А увидев теннисный мячик, старик, который недавно лежал на шезлонге с кислородной маской, снова становится молодым и с упоением набивает его до полной потери сил.
В одной из сцен Марадона встревает в разговор, услышав, как один из героев хвалит мальчика-левшу. «Я тоже левша», – говорит Диего. «Таким образом Марадона словно хочет напомнить миру, что он еще существует. И Соррентино заверяет его, что тот, кто творил искусство, никогда не будет забыт», – анализирует фильм в интервью Wired журналист и болельщик «Наполи» Витторио Дзамбардино.
«В любом возрасте ты остаешься молодым, если можешь сфокусироваться на своем будущем. С этой точки зрения фильм очень оптимистичный», – рассказывал Паоло, поясняя другую сцену с Марадоной.
«О чем ты думаешь?» – спрашивает Диего женщина, с которой он отдыхает в пансионате. «О будущем», – отвечает Марадона, и в кадре появляется молодой парень в бело-голубой форме с десяткой на спине. Следующий кадр – крупный план левой ноги, с помощью которой великий аргентинец творил свое искусство.
В сериалах «Молодой Папа» и «Новый Папа» тоже есть Марадона
Мы подробно рассказывали о футбольных отсылках в сериале Соррентино о Папе Римском Пие XIII в исполнении Джуда Лоу. За любовь к «Наполи» и Марадоне тут отвечает кардинал Анджело Войелло (его фамилия – марка пасты, которая спонсировала «Наполи»).
Он смотрит на ютубе нарезки с участием Диего и участвует в великолепном диалоге со следователем:
– Вы знаете, зачем я здесь?
– Наверное, владелец ресторана пожаловался на меня. На прошлой неделе он заявил, что Марадона все еще сидит на наркотиках. А я в ответ ему нагрубил. Я сказал: «Ах ты, говнюк сраный, не смей поминать Господа всуе».
После нескольких реплик мужчины вновь возвращаются к футболу.
– Я слышал то же самое. Что Марадона все еще сидит на наркотиках. Мне друг сказал. Он работает в разведке, сейчас находится в Дубае.
– Почему вы меня хотите обидеть, капитан? Почему?
– Потому что я фанат «Интера», ваше преосвященство.
Марадона собирался судиться с Соррентино, узнав, что появится в его новом фильме
Летом 2020-го Соррентино объявил, что работает над фильмом «Это была рука Бога». О подробностях сюжета режиссер не говорил, но уже по названию ясно, что без Марадоны не обошлось.
«Я очень взволнован тем, что снова буду снимать в Неаполе, через двадцать лет после своего первого фильма, – сказал Паоло. – Это очень личный фильм, рассказ о моей молодости, счастливой и болезненной».
Агент Марадоны отреагировал в твиттере: «Диего Марадона не дал разрешение на использование своего образа в этом фильме. С нашими итальянскими коллегами мы продумываем стратегию и намерены подать в суд за использование зарегистрированной марки без разрешения».
Соррентино в интервью La Stampa оправдывался – по его словам, Марадона вдохновил историю, но фильм совсем не о нем: «Я сочинил эту историю для своих детей, чтобы объяснить им, почему я такой скромный и молчаливый. Но нет никаких четких упоминаний Марадоны. Это недоразумение. Будут отсылки, но фильм – не о Диего. Это сборник личных историй, выдуманных повествований и рассказов, которые я где-то слышал».
***
После смерти Марадоны новостной портал ANSA связался с Соррентино. «Марадона не умер, – сказал режиссер. – Он поехал играть на выезде». И добавил: «У футбольного матча и фильма очень много общего. История, техника, тактика, финал, который никто не может предсказать. Футбол – красивая разновидность кинематографа».
Соррентино так и не снял Марадону в своем фильме, они даже не были знакомы. Но для Паоло Диего был и останется главным актером в жизни.
Фото: instagram.com/paolosorrentino_real; Gettyimages.ru/David Buchan / Stringer; globallookpress.com/imago sportfotodienst; imdb.com
Кстати, первое, что пришло на ум после печального известия
25 ноября, 22:51 | К записи в блоге О духе времени
"Молодость" Соррентино. Чтобы помнили все. Сжег себя Диего Армандо
Мне тоже нравятся фильмы итальянских режиссёров (Антониони (для меня один из лучших режиссёров), Фелинни ("8 с половиной" всем стоит посмотреть, не стоит забывать и "Сладкую жизнь"), де Сика (его самые известные работы "Похитители велосипедов" и "Умберто Д."), Бертолуччи ("Конформист" - шедевр), Висконти ("Леопард" - лучший костюмированный фильм), Росселини (отметил бы его "Рим — открытый город") а вот Пазолини мне не нравится).
Вообще для меня итальянский кинематограф (неореализм) наряду с французским (новая волна) и японским (новая волна) показывали самые значимые фильмы в кинематографе, их период был с 1960-х до 1970-х, а потом случились "Челюсти" Спилберга (за исключением "Списка Шиндлера" Стивен Спилберг для меня не самый приятный режиссёр; он снимает семейные фильмы, в которых очень много пафоса: в его фильме "Империя солнца" пафос аж через экран сочится)).
Первый фильм действительно хороший, заметно влияние Фелинни на режиссёра, особенно фильма "8 с половиной".
Однако уже могу сказать, что лучшей для меня стала сцена с умиротворенным Диего, смотрящего с балкона на юную аргентинскую 10-ку и говорящего о будущем. И музыка тогда особенно великолепна. Думаю, для Соррентино этот момент тоже является одним из пиковых.
Время действительно бежит, теперь и эта десятка доживает свой спортивный век. И думает о будущем. Давайте и мы уподобимся.
Шикарный фильм!
Я посмотрел фильмы многих великих кинематографистов, посмотрел картины разных годов производства, начиная с 1895 года, в общей сложности в моей коллекции насчитывается более 2 200 фильмов/сериалов/короткометражек (большинство фильмов из этого количества принадлежат к лучшим фильмам по мнению критиков (моё мнение чаще совпадает с ними, а не с простыми зрителями, которые подвластны эмоциям, поэтому их легко обмануть сопливой мелодией (усиливает эмоциальный эффект в бездарных драмах), пошлым и тупым юмором (то что нужно подросткам) и добавлением эротических сцен (для привлечения внимания к картине), а все эти топы 250 от Кинопоиска и IMDb - по большей части, попса (в случае с Кинопоиском - 100%)).
Если кто хочет ознакомится по-настоящему великими фильмами, стоит просмотреть список лучших фильмов от Sight & Sound.