Блог ДжанлукаЛападула

Роберто Де Дзерби – новая тренерская звезда Серии А. Его «Сассуоло» – лучшая по контролю команда Италии, но ей не хватает импровизации

«Сассуоло» после восьми туров идет вторым в чемпионате Италии, и в недавнем интервью La Repubblica тренера команды Роберто Де Дзерби спросили о целях на сезон. «В прошлом чемпионате мы стали восьмыми. Теперь хотим попасть в еврокубки, – ответил тренер. – «Сассуоло» прогрессирует, но нужно, чтобы кто-то из топов провалил сезон, потому что они сильнее».

«Не согласен. Не все сильнее вас», – отметил интервьюер Паоло Кондо, соавтор книги Франческо Тотти.  «На самом деле я тоже так думаю», – признался 41-летний Де Дзерби.

«Сассуоло» за восемь туров ни разу не проиграл, забил  20 голов (лучший результат, наравне с «Интером») и больше всех владеет мячом (60,1%).

«Я восхищаюсь Де Дзерби», – признается патриарх итальянского футбола Арриго Сакки. То же самое говорили звезды «Милана» середины 90-х – Роберто прошел сложный путь от очень талантливого тинейджера до одного из самых интересных тренеров Италии.

Де Дзерби был звездой молодежки «Милана». Его звали «Маленьким гением»

Роберто начал играть в футбол в трех сотнях метров от стадиона «Брешии» «Луиджи Ригамонти», в районе Момпьяно. Каждый домашний матч команды он смотрел с Курвы Норд, рядом с отцом – одним из главарей группировки ультрас, конфликтовавей с руководством. По слухам, именно из-за этого Де Дзерби не взяли в «Брешию» – президент Джиджо Кориони лично запретил принимать подростка. Пришлось ехать в Милан.

В молодежке «Милана» Роберто называли «Маленьким Гением». «Большим Гением» был Деян Савичевич, который, увидев 17-летнего парня на тренировке, спрашивал у тренеров, откуда взялся такой талант. Тот же вопрос задавали Звонимир Бобан и Роберто Баджо – от юного треквартисты все были в восторге.

«Из той команды Де Дзерби был самым талантливым, – рассказывал тренер Примаверы, легендарный защитник «Милана» Мауро Тассотти. – Левой он делал все, что хотел. Ему давали мяч, а Роберто обязательно что-то придумывал».

«Три года в Миланелло – как жизнь в парке развлечений, – вспоминает Де Дзерби. – Видеть вблизи Баджо, Савичевича, Веа… Наблюдать за дуэлями Веа и Мальдини – это было что-то колоссальное. Ну и профессионализм клуба – нечто. Днем я тренировался, но утром шел в школу, за моими результатами следили. «Милан» воспитывал не просто игроков, но людей».

Первую победу начинающему тренеру Тассотти принес именно Де Дзерби ­ – сделал дубль в матче с «Эмполи» в августе 1997-го. В ноябре он забил дважды в дерби с молодежкой «Интера», в феврале был лучшим в составе «Милана» на Кубке Вьяреджо. Летом 1998-го новый тренер «Милана» Альберто Дзаккерони взял Де Дзерби в первую команду. Три товарищеских матча в основе, гол «Беллинцоне», аренда в «Монцу», которая, по мнению La Gazzetta dello Sport, должна была подготовить Роберто к успешной карьере в «Милане». Но главное спортивное медиа Италии ошиблось – Де Дзерби не сыграл ни одного официального матча в красно-черных цветах.

«Сакки и Капелло очень верили в меня, – рассказывал Роберто. – Но переход из молодежного футбола во взрослый часто становится роковым. Как в моем случае».

Де Дзерби не стал известным футболистом. Он сыграл всего три матча в Серии А – и пять в Лиге чемпионов

20 мая 2012-го «Клуж» принимал «Стяуа» – хозяевам хватало ничьей для чемпионского титула. К 78-й минуте «Стяуа» вела 1:0, и тренер «Клужа» Иоан Андонэ провел последнюю замену – вышел 33-летний Де Дзерби.

***                                      

Его карьера сложилась совсем не так, как предсказывал Тассотти. Между вызовом в первую команду «Милана» и дебютом в Серии А прошли восемь лет, за которые Роберто сменил восемь команд. Он мало чем запомнился  в «Монце», «Падове», «Авеллино» и «Лекко», но в «Фодже», в Серии С2, получил новое прозвище – «Блестящий».

«Фоджа» выиграла чемпионат, Де Дзерби за три сезона набил 17 голов и более 20 ассистов, а Паскуале Марино стал одним из главных тренеров в его карьере. Из «Фоджи» он забрал фантазисту в «Ареццо», оттуда в – в «Катанью». Игра Роберто на Сицилии привела в восторг не только болельщиков, но и Аурелио Де Лаурентиса. Через год Роберто уже раздавал голевые передачи за «Наполи» в матче с «Ювентусом» – пусть и в Серии Б.  

Под высшую лигу «Наполи» взял Эсекьеля Лавесси, Марека Хамшика и Марсело Салайету. Де Дзерби сыграл три матча за полгода, и это вся его статистика выступлений в Серии А. Он уехал в родную «Брешию», а в 29 покинул Италию. «Я не собираюсь плакать о том, что заслуживал большего, – говорит Роберто. – Да, я мог рассчитывать на большее, но заслужил именно три матча. Я был десяткой во времена, когда все играли 4-4-2. На поле мне хотелось развлекаться, менять позицию я не желал. Если меня что-то не устраивало, я с трудом адаптировался. Всегда спорил с тренерами, говорил что думаю. В Примавере «Милана» Тассотти поставил меня на левый фланг полузащиты в 4-4-2. Я хотел играть в атаке или справа. Так ему и сказал. Тассотти прислушался, и я отыграл великолепный сезон в нападении. Мы до сих пор дружим. А еще перенес девять операций. Мне не повезло, но проблемы закалили мой характер. Я стал сильнее».

***

На 92-й минуте «Клуж» заработал угловой. Де Дзерби прострелил на ближнюю штангу, мяч срикошетил от газона и оказался в воротах. «Клуж» стал чемпионом и во второй раз в истории получил право сыграть в Лиге чемпионов. Но уже без Роберто – он вернулся домой, доигрывать в Серии D в «Тренто». Зато в первый заход вышел на поле в ЛЧ пять раз.

«Высшая точка моей карьеры? Матч с «Баварией» в Лиге чемпионов. Я считаю его наградой за жертвы, на которые шел, чтобы восстановиться после нескольких тяжелых травм. Но самые приятные моменты – другие: повышение в классе с «Катаньей» и «Наполи». В этих командах я играл важную роль», – говорит Де Дзерби.

Кумиры Де Дзерби – Бьелса и Гвардиола. Он ездил на стажировку к обоим

Из своего первого клуба – «Дарфо Боарио» – тренер Де Дзерби был уволен после вылета из Серии D.

В «Фодже» его критиковали, говорили, что в Лиге Про не побеждают, играя в красивый футбол. Но Роберто запомнился не только потасовкой с Дженнаро Гаттузо, начинающим тренером «Пизы», – его команда дважды играла в финале плей-офф за повышение в классе. И дважды проиграла.

В «Палермо» Де Дзерби задержался на 12 матчей: выиграл один, проиграл девять. Спустя четыре года экс-президент сицилийцев называет увольнение Роберто одной из своих самых больших ошибок. А Де Дзерби считает, что ошибкой было согласиться работать в «Палермо».

«Беневенто» он принял безнадежным аутсайдером Серии А – последнее место, девять поражений с общим счетом 2:22. Команда все-таки вылетела, за пять туров до финиша. Но «Беневенто» Де Дзерби взял четыре очка с «Миланом» (2:2 с голом вратаря Энрико Бриньоли и 1:0 на «Сан Сиро»), выиграл пять матчей, забил по два гола «Роме», «Лацио» и «Ювентусу». «Если бы я пришел летом, мы бы точно не вылетели», – уверен Де Дзерби. Но его снова критиковали. «Когда я работал в «Беневенто», говорили, что мне плевать на результат, я просто хочу всем понравиться. Но вы бы видели, как мы радовались в раздевалке «Сан Сиро» после победы над «Миланом», которая просто отсрочила наш вылет на 24 часа. Плевать на результат, говорите?» – вспоминает Роберто.

Впрочем, критика телеэкспертов его не волнует («Я никогда не отказываюсь от своих идей»), куда важнее – похвала тех, кого Де Дзерби считает своими ориентирами. Осенью 2018-го, на мероприятии Festival dello Sport, Роберто отметил Пеп Гвардиола: «За кем я слежу в Италии? Мне нравится «Сассуоло». Очень интересный атакующий футбол». Сидевший рядом с Пепом Арриго Сакки согласился: «Да, Де Дзерби из тренеров-оптимистов».

«Эти слова, произнесенные лучшими тренерами в истории, смущают меня и ставят в сложное положение, – говорил Де Дзерби. – Хвалить нужно клуб и футболистов». Но директор «Сассуоло» Джузеппе Карневали не согласен: «О нас знают благодаря Роберто». А все игроки в один голос называют Де Дзерби главной причиной прогресса «Сассуоло», превращения команды из середняка, оглядывающегося на зону вылета, в амбициозного претендента на место в еврокубках. «Де Дзерби очень похож на Гвардиолу: и по идеям, и по методам тренировок», – говорит Бакари Санья, работавший с Роберто в «Беневенто».

Де Дзерби знаком с Гвардиолой – ездил в Мюнхен на стажировку, когда тот тренировал «Баварию». «Это человек с неизмеримой страстью к своему делу, – считает Роберто. – Он говорил, что как-то попытался посчитать, сколько времени в день не думает о футболе. 40 минут! После тренировок мы разбирали все в его офисе, и это затягивалось на часы, до ночи. Но Пеп был так увлечен, что мы не решались сказать ему – уже пора идти спать».

Еще один кумир Роберто – Марсело Бьелса. После увольнения из «Палермо» Де Дзерби достал номер аргентинца, написал ему сообщение, объяснив, кто он такой, и попросив разрешения приехать на тренировку. «Бьелса тогда работал в «Лилле», пригласил меня с помощниками на целую неделю. – рассказывал Роберто. – Невероятный опыт. Он – ученый. Марсело называют сумасшедшим, но мне кажется, сумасшедшие те, кто не понимает, насколько важно то, что он делает. Знаете, что общего у Бьелсы и Гвардиолы? Они умеют пояснить причины своих решений. Невозможно просто копировать какие-то их идеи и ждать, что игра и результаты наладятся. Самое главное – понимать, что делаешь, объяснять это команде».

Де Дзерби считает, что зрелищный футбол должен нравиться зрителям, а не тренеру. И говорит, что результат – не главное

Несколько цитат Роберто, которые помогут понять его идеи:

• «Я из кожи вон лезу, чтобы предоставить игрокам идеальные условия, найти для каждого позицию, которая ему подходит. Но есть и обратная сторона: я очень стараюсь всем угодить, поэтому я в три раза требовательнее тех тренеров, кто этого не делает».

• «В основе «Сассуоло» компромисс: благо команды – это сумма личных амбиций. В этом я отличаюсь от Сакки, хотя он и остается моим ориентиром. Для Арриго существовала только важная командная цель, а я уверен, что личные успехи помогают расти команде – при условии, что не преобладает эгоизм».

• «Мне нравится атаковать, я посвящаю 80% работы в неделю фазе атаки. Но при этом я пытаюсь соблюдать баланс. Иначе, не обращая внимания на оборону, мы бы всегда проигрывали».

• «Я тренирую уже много лет, но до сих пор нет схемы, которой я отдаю предпочтение. Мне нравится атаковать. Но если мы выигрываем, а до конца матча остается много времени, то не считаю стыдным выбить мяч на трибуну или защищаться впятером».

• «Самый приятный момент для тренера – когда видишь, что твоя идея становится действием на поле».

• «Игра один в один – суть футбола. Я обожаю, когда мой игрок идет в дриблинг. Если для этого есть возможность, а он принимает другое решение, я очень злюсь».

• «Когда обо мне пишут, то всегда преувеличивают. Если «Сассуоло» проигрывает, то я – самоуверенный мудак, который зачем-то копирует стиль «Барсы». Через неделю мы побеждаем, и меня носят на руках, называя пророком».  

• «Я делаю работу, которую люблю, и делаю ее как хочу. Я одержим работой, и это круто. Я всегда противопоставлял футбол всему остальному – деньгам, карьере. Это – в первую очередь страсть».

• «Футбол показывает, кто я есть на самом деле. Все черты моего характера: и плохие, и хорошие. По гороскопу я близнец, и мама говорит, что к сорока годам я так и не научился управлять своей второй половиной. Этим странным сумасшедшим бунтарем».

• «Многие тренеры работают ради результата. Но все не может сводиться только к одному – окажется ли мяч в воротах. Я работаю над отношениями в команде, над психологией, над стилем игры. Нет ничего хуже, чем неорганизованная и немотивированная команда».

• «Ключевое слово для меня? Смелость. В 32 года я хотел тренировать в Серии А. Это и есть смелость. Мои команды должны играть в смелый футбол».

• «Вчера мы гуляли с женой. В какой-то момент она остановилась и спросила: «Роберто, ты думаешь, кого поставить в полузащиту и атаку в воскресенье?» Никто не знает меня лучше Елены. Я завидую тренерам, которые находят время играть в гольф и ходить на выставки».

• «Те, кто думает, что моя ставка на пас низом – это мода, мало что понимают в футболе и не уважают меня. Тут все просто – даже если у тебя впереди гении, то они должны получать мяч в удобной позиции. Иначе они не создадут ничего. Поэтому необходимо разыграть мяч низом и доставить его вперед – действовать смело, начинать от своих ворот. Но если у нас нет численного преимущества сзади, мы действуем иначе. Важно понимать ситуацию».

• «Зрелище нравится зрителям, но не мне. Я предпочитаю не обмениваться ударами, а наносить один-два и заканчивать бой».

• «Чего хочу лично я? Тренировать где мне хочется, как мне хочется и когда мне хочется. Хочу свободы. Мечтаю о свободе Бьелсы, который делает только то, что нравится ему. Я ему завидую».

• «Владение мячом – это преимущество. В теории. Если у твоей команды мяч, то она может создавать моменты. Но это преимущество только в том случае, если есть моменты. Если мы владеем мячом в два раза больше, но пропускаем – значит, что-то не работает».

А теперь разберем все это подробнее.

Структура «Сассуоло» дает максимальный контроль. В этом плане команда лучшая в Италии (но с созданием моментов есть проблемы)

Де Дзерби – адепт испанской концепции Juego de posición. «Я следую многим принципам позиционной игры. Есть три главных момента: индивидуальная техника (без нее сложно контролировать мяч на своей половине поля), понимание игры (сюда входит правильное положение корпуса, умение отдать пас под сильную ногу партнера) и смелость признать ошибку», – объяснил Роберто, отвечая на вопрос о влиянии Пепа Гвардиолы на его взгляды.

Позиционный футбол – это набор принципов, который требует от футболистов дисциплинированного расположения при розыгрыше (практически без импровизаций). Такое расположение дает хороший базис для контроля мяча и реакции на возможную потерю (контрпрессинг). 

В случае Гвардиолы зонный принцип формулируется так: на одной вертикальной линии не должно располагаться более двух футболистов, на одной горизонтальной – не более трех. Как только одно из условий не соблюдается, игрок меняет позицию. Если это происходит, у команды вне зависимости от собственной схемы и расположения соперника почти всегда будут варианты для продвижения мяча. Такое распределение игроков – это лишь минимум, без которого рушится структура. Для внедрения своих идей Пеп разбивает тренировочное поле на 20 зон – и учит игроков ориентироваться в зависимости от положения мяча и партнеров. 

Именно эту концепцию упомянул Де Дзерби. Это хороший базис для понимания футбола «Сассуоло». Детали внутри позиционной структуры могут меняться в зависимости от нужды команды и взглядов тренера, но в любой интерпретации позиционный футбол означает структурированные розыгрыши и постоянные адаптации под партнеров. 

Минимум импровизации (особенно в начальной стадии розыгрыша, пока мяч не доставлен в атаку), максимум структуры. Ярче всего фанатичность Де Дзерби в этом отношении описал работавший с ним два года назад Кевин-Принс Боатенг: «Де Дзерби хочет все делать сам. Он погружен в футбол 24 часа в сутки. Не думаю, что он вообще спит. А если и спит, то во сне ищет сценарии, которые дадут вратарю больше вариантов для первого паса. 

Роберто стремится дать каждому футболисту по 6 вариантов развития атаки, когда команда владеет мячом. Представьте – каждый раз, когда ты получаешь мяч, у тебя 6 опций для передачи. Очень впечатляет. Я никогда не сталкивался с таким погружением в детали ранее. Но для этого ему приходится работать по 24 часа в сутки. Любой игрок, который с ним пересекался, говорил мне: «Это невероятно». Когда мы владели мячом, мы в точности знали, что нужно делать. Если мы четко выполняли его указания, то, как правило, не просто показывали красивый футбол, но и выигрывали».

Для контекста: Боатенг поработал с Юргеном Клоппом и Максом Аллегри. Одна цитата не делает Де Дзерби лучше этих монстров, но в конкретном аспекте итальянец впечатлил Кевина сильнее их. 

В качестве стартового варианта Роберто берет формацию 4-2-3-1. На практике она прослеживается только в редких эпизодах игры без мяча (и иногда в прессинге). 

При владении начинаются постоянные ротации футболистов и поиски оптимальных вариантов для контроля против конкретного соперника. Все варианты заготовлены заранее. Вот два часто встречающихся варианта:

В первом случае «Сассуоло» образует тройку в первой линии (как правило, против соперников, которые играют с парой форвардов). Мануэль Локателли чаще всего опускается не между центральных защитников, а ближе к левому флангу (ему удобнее продвигать отсюда – есть возможность и для перевода, и для паса между линиями). 

Второй вариант чаще встречался в прошлом сезоне, когда в форме был Жереми Бога («Один в один он сильнее Месси», – считает Де Дзерби). Он предполагает создание изоляции – для этого левый защитник Рожерио идет в опорную зону, а ширину до упора держит Бога, который часто оказывается 1-в-1 с крайним защитником соперника. В остальных зонах по-прежнему соблюдаются принципы позиционной игры (например, на другом краю сохраняется более традиционная структура).

Это лишь частные примеры того, как может трансформироваться «Сассуоло». На деле вариантов намного больше. Но суть всегда одна – использование четкой и отработанной на тренировках структуры для создания вариантов игроку с мячом (в идеале 6 решений, о которых рассказывал Боатенг). 

Учитывая место «Сассуоло» в таблице, соблазнительно просто сказать, что Де Дзерби окончательно внедрил описанные принципы, а они настолько круты, что способны даже из такой команды сделать претендента на ЛЧ. На практике это не совсем так. Система дает и плюсы, и минусы.

С одной стороны, во всем, что касается контроля (через владение и контрпрессинг), «Сассуоло» прекрасен. Это именно те стадии, которые можно заготовить на тренировках. С другой стороны, у команды серьезные проблемы с созданием хороших моментов и даже проникновением в острые зоны.

Да-да, помню про результативность (20 мячей – делят первое место с «Интером»), но если копнуть глубже, сразу вскрываются несколько проблем в атаке. Прямо сейчас команда полагается на очень крутую реализацию (в первую очередь от Берарди). По совокупной остроте моментов команда на 6-м месте (13,9 xG). И даже этот показатель достигается не качеством, а количеством (средняя острота – 0,10 xG; делят 16-е место в лиге).

Еще детальнее проблемы с обострением покажет эта таблица. По части контроля «Сассуоло» (владение, точность пасов) уделывает даже топ-соперников (и никогда не отходит от намерения контролировать, что тоже дико впечатляет). Но когда мы добираемся до параметров, которые отвечают за трансформацию владения в моменты, команда скатывается в середину таблицы:

Показатели «Сассуоло» все равно достойные (не забываем: по подбору игроков это не топ-клуб), но это не похоже на самую грозную атаку лиги. Количество мячей на старте обусловлено именно отличной реализацией.

При этом умение контролировать мяч на феноменальном уровне делает «Сассуоло» весьма надежным в защите. Соперники отдают всего 18,9 передачи на треть «Сассуоло» (2-й результат в лиге по умению ограничивать противников). Точность передач соперников в матчах против «Сассуоло» – 78,5% (3-я с конца – еще один показатель хорошего ограничения).

В совокупности все эти цифры подтверждают картину, которую мы часто наблюдаем в матчах команды Де Дзерби. Игроки всегда находятся в хорошей структуре, поэтому контролируют мяч. Игроки мало импровизируют и не всегда используют неочевидные возможности для обострений. Это ограничивает атаку, но есть и плюс – в том числе из-за нехватки обострений игроки всегда находятся в отличных позициях на случай потери и контрпрессинга, а команда быстро возвращает себе мяч.

Описанные механизмы хорошо видны через карты передач. Эта из матча против «Удинезе» (когда соперник закрывается). Очень смелое расположение, великолепный контроль через игроков оборонительной четверки, но слабое вовлечение атакующей четверки и минимальные связи между этой четверкой:

Когда соперник смелее прессингует (например, «Наполи»), карта выглядит так. «Сассуоло» не отказывается от коротких розыгрышей и даже в таких условиях достойно контролирует мяч, но атакующие игроки снова практически отрезаны: 

В таком сценарии от футболистов атаки требуется максимально эффективно распоряжаться не самыми частыми и удобными шансами. 

Итого получаем такой портрет команды:

• «Сассуоло» строится вокруг структуры. Игроки максимально верят в идеи Де Дзерби – дисциплинированно держат позиции. Это дает отличный контроль. 

• Лучшее отражение успешности структуры «Сассуоло» – места по прессинг-действиям. Команда всегда в отличной позиции для прессинга и контрпрессинга (1-е место по успешности прессинг-действий в Серии А). В то же время их труднее всего запрессинговать, потому что в первой стадии отличный контроль (20-е по успешности прессинга в матчах против «Сассуоло»).

• При этом контроль, прессинг и постоянное поддержание структуры делают команду достаточно надежной в плане ограничения соперников (и максимально интересной в плане изучения), но эти качества порой сковывают футболистов, лишают их права на импровизацию и снижают скорость продвижения в атаку.

• Плохая новость – 2-е место в таблице льстит «Сассуоло» (пускай и очень приятно, что фартит именно такой стильной команде). Они входят в четверку по пропущенным (9 мячей) – и это действительно отражает их уровень игры без мяча. А вот в атаке, несмотря на стереотипы об открытом футболе, все не так радужно. Порой атаки развиваются слишком медленно, а игроки не всегда чувствуют моменты для неочевидных обострений.

• Хорошая новость – такой структурный футбол «Сассуоло» показывает уже третий сезон. За ними всегда приятно и интересно смотреть. Они постоянно прибавляют и развиваются (в этом сезоне стали более сбалансированной командой). И даже в случае падения в таблице этого никто не отнимет. Просто это еврокубковый уровень, а не уровень ЛЧ или чемпионской гонки. 

В атаке «Сассуоло» зависит от нестандартных ходов. В этом плане выделяются Локателли и Берарди

Плюсы «Сассуоло» – идеально контролируют мяч, качественно прессингуют и контрпрессингуют, всегда стремятся играть от себя (и достигли мощного уровня в этом). Для полного кайфа не хватает только неочевидных решений в атаке.

При всех плюсах позиционный футбол в атаке зависит от того, как хорошо футболисты умеют почувствовать момент, когда дисциплина и тренерская установка должны уступить место оценке эпизода и решению по мотивам этой оценки. 

Пару лет назад этот процесс в «Сити» объяснял Кевин Де Брюйне (не забываем, что в структурном плане Де Дзерби ориентируется именно на Гвардиолу): «При Пепе у нас есть определенная свобода, но при большой дисциплине. Чем дальше команда продвигается к чужим воротам, тем больше свободы получают футболисты. Первые 60 метров каждый имеет четкую роль, которая помогает команде продвигать мяч. Каждый должен занимать правильную позицию и выполнять правильные рывки, чтобы создавать остальным варианты. Именно благодаря этому мы настолько уверенно разыгрываем мяч от вратаря».

То есть структура и заполнение зон присутствуют на всех этапах, но на трети поля соперника команда играет через сочетания заготовленных комбинаций и импровизационных решений. Это абсолютно логично, потому что заготовить варианты позиционки на все сценарии просто невозможно. 

Именно с этим у «Сассуоло» проблемы. На всех этапах атаки команда слишком закована в позиционную дисциплину Де Дзерби. Некоторые наработки помогают созидать, но их количество ограниченно, а, когда нужно оценить и обострить самостоятельно, слишком многие теряются. 

Это плохая новость. Хорошая – есть Доменико Берарди, который старательно маскирует эту проблему. Итальянский вингер и сам забивает из неочевидных моментов (+2,4 относительно показателя xG – лучшая реализация в команде). Чаще всего это происходит после фирменного смещения с правого фланга с мячом под левой. И именно Берарди с гигантским отрывом чаще всех доставляет мяч в штрафную:

Остальные футболисты не настолько хорошо чувствуют момент для индивидуальных решений и порой слишком боятся отойти от строгих установок Де Дзерби. Важно не перепутать: это не делает Капуто, Бога, Джуричича и остальных плохими игроками. Они блестяще понимают систему и действуют в ее рамках (особенно хорош Капуто), но для оптимального баланса нужно больше футболистов с дерзостью Берарди. Именно он делает атаку менее предсказуемой. В этом плане «Сассуоло» от него зависит.

В продвижении мяча аналогичная зависимость – от Мануэля Локателли, которого Де Дзерби называет лучшим полузащитником Италии и не только. У него 68 пасов с продвижением на чужую треть (ни один другой полузащитник «Сассуоло» не сделал больше 20). Опять же остальные футболисты хорошо понимают систему, классно подыгрывают и держат позиции. Многие могут остаться в команде даже при условии более амбициозных целей, но нужен баланс между риск-тэйкерами, которые видят неочевидные ходы и могут взорвать игру, и дисциплинированными солдатами тренера. 

Пока у «Сассуоло» перекос в сторону последних. В этом плане Локателли и Берарди нужно больше поддержки. Потенциально есть еще прекрасный дриблер Бога, который пока не набрал прошлогоднюю форму. Но даже сейчас «Сассуоло» – полностью тренерская команда, которая практически безупречна в аспектах, которые отрабатываются на тренировках (и мало зависят от уровня игроков). Это делает перспективу повышения Де Дзерби максимально захватывающей.

***

Летом 2019-го Де Дзерби звали в «Рому», но Роберто отказался. Не увидел в римском клубе цельный проект: «Я хочу работать только там, где смогу развиваться и развивать команду. Я могу тренировать «Ювентус», «Сассуоло» или «Реал». Но только на своих условиях».

Испанские медиа сообщали, что Де Дзерби в шорт-листе «Барселоны», но пока что все ограничилось лекцией, которую Роберто прочитал во время локдауна тренерам молодежных команд каталонцев. Он говорит, что уже давно готов работать в топе, но в то же время допускает, что его личным топом станет «Сассуоло»:

 «Могу остаться тут на десять лет, если условия меня устроят и я буду видеть перспективы. Движение вперед? Я готов и был готов уже несколько лет назад».

Италия шикарно контролирует мяч и атакует в 5 форвардов, но не создает остроты. 33-летний бомбардир «Сассуоло» будет нужнее Иммобиле и Белотти

Он купил никакущую команду за 35 тысяч евро и вывел ее из 4-й лиги в Серию A. Любовь Джорджо Сквинци и «Сассуоло»

Фото: Gettyimages.ru/Emilio Andreoli, Daniel Mihailescu/EuroFootball, Alexandra Beier/Bongarts, Paolo Bruno; East News/Fabrizio Zani/LaPresse; globallookpress.com/Fabrizio Zani/Keystone Press Agency, Maurizio Borsari/AFLO, Massimo Paolone/Lapresse

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья