7 мин.

Мусаев защитил Берга через странные цифры. Было непонятно, но «Краснодар» нам все объяснил

Дорский поговорил с аналитиком клуба.

В этом сезоне мы почти не видим и не слышим Мурада Мусаева – ему запрещено ходить на пресс-конференции и демонстративно руководить командой со скамейки (а в еврокубках – даже находиться на ней).

В среду Мусаев дал первое большое интервью после санкций – «Спорт-Экспрессу». Самый интересный момент разговора – про нападающего Маркуса Берга. «У всех негативное мнение о Берге из-за комментариев одного эксперта, который должен давать оценку, исходя из фактов и анализа происходящего, а не личных пристрастий. Вот нравится ему футболист Игнатьев – и рассказывает на каждом шагу, что тот хороший, а Ари плохой. Это было в конце прошло чемпионата, хотя тогда оба играли неплохо. Сейчас к Ари у человека претензий нет, переключился на Берга. Народ подхватил», – рассказал Мусаев.

Тренер защитил Берга статистикой: «За «Краснодар» он забил три мяча, сыграв во всех турнирах 508 минут. То есть на гол затрачивает 169 минут. По этому показателю в РПЛ его опережают лишь Шомуродов и Соболев. У Маркуса 47% ударов в створ – это шестой результат в РПЛ на сегодня. В среднем в штрафной за матч делает 6,56 касания. Это лучший показатель в лиге. На втором месте Дзюба – 6,27. А среди лидеров в гонке бомбардиров лучше Берга в верховую борьбу вступают только Соболев, Дзюба и Деспотович. При этом Берг ниже каждого из них сантиметров на десять».

Цифровая часть интервью – с отрывом самая спорная. Кроме оговорки про число касаний в штрафной за 90 минут (а не за матч) Sports.ru отметил еще и шесть вопросов к тренеру «Краснодара».

1. Откуда у Берга взялись 508 минут? По данным Opta, Маркус сыграл 275 минут в РПЛ (без учета добавленного времени). К ним добавляем 294 минуты в квалификации Лиги чемпионов, 90 – против «Нижнего Новгорода» в Кубке России и 113 – в Лиге Европы (везде – без добавленного времени). Получаем 772 минуты – то есть на гол Берг затрачивает 257 минут (еще раз – без добавленного).

2. Если «Краснодар» не подсчитал минуты в квалификации Лиги чемпионов, почему?

3. Георгий Мелкадзе из «Тамбова» забил 3 гола за 335 минут – на мяч он затрачивает 111 минут. Почему Мусаев не упомянул его?

4. Берг нанес всего 15 ударов в РПЛ и еще 7 – в других турнирах. Разве это достаточная выборка, чтобы рассуждать о проценте точных ударов?

5. Мусаев рассказал, что среди лидеров гонки бомбардиров лучше в верховую борьбу вступают Соболев, Дзюба и Деспотович. Больше трех голов в РПЛ забили Крыховяк, Влашич, Байрамян и Шапи, которым не нужно часто бороться вверху (особенно – последним трем). Зачем вообще тогда использовать фильтр, о котором говорит Мусаев?

6. Разве количество сыгранных Бергом минут (даже с учетом всех турниров и добавленного времени) делает разумным сравнение его числа касаний в штрафной с тем же показателем у Дзюбы, только в РПЛ отыгравшего 1003 минуты (без учета добавленного)?

На эти вопросы Sports.ru ответил аналитик «Краснодара» Евгений Шевелев, перешедший в клуб из «Оренбурга» этим летом.

Зачем «Краснодар» вообще отвечает на критику Берга?

У нас нет цели доказать, что Берг лучше или хуже Дзюбы, Шомуродова, Соболева или Азмуна. Мы просто хотим справедливого отношения к игроку, который всеми силами пытается принести пользу команде, не жалеет себя ни в играх, ни на тренировках.

Несправедливые ярлыки нам совсем не понятны. Очень легко судить о нападающем по одной неудачной игре или даже их серии. Но нельзя унижать человека, которого ты не знаешь, не видишь, как он отдается работе, как переживает. Бергу – 33 года, но он пашет так, что на него должны равняться молодые игроки.  

Как «Краснодар» считал минуты Берга? Почему в сравнении нет Мелкадзе?

Мы действительно не посчитали минуты, сыгранные Бергом в квалификации Лиги чемпионов. Конечно, это неправильно, с учетом матчей против «Порту» и «Олимпиакоса» у Маркуса на гол уходит 275 минут. Это не отменяет скорострельности Берга в РПЛ – там у него 3 гола за 305 минут.

Это достойные показатели в сравнении с центральными нападающими, пока забивающими больше – Соболевым, Шомуродовым, Деспотовичем, Дзюбой, Луценко и Чаловым. В этом списке нет Мелкадзе, Крыховяка, Влашича, Байрамяна – мы хотели сравнить Берга с его прямыми конкурентами по позиции. Плюс считали тех, у кого больше 3 голов в РПЛ.

Наша задача – не устраивать заочный чемпионат по скорострельности. Нам не нравятся необоснованные нападки на Берга, которого несправедливо называют едва ли не худшим игроком «Краснодара».

22 удара – достаточная выборка для оценки точности?

Да, выборка небольшая, но это имело бы значение, если бы показатели Берга в этом сезоне серьезно отличались от его средних цифр по карьере.

Из последних 523 ударов Берга 50% пришлись в створ. В прошлом сезоне Маркус попадал в створ в 47% случаев, в позапрошлом – в 59%. Из последних 65 ударов Берга за сборную Швеции 57% пришлись в створ.

Так что да, по этому сезону выборка небольшая, особенно в сравнении с конкурентами. Если мы посмотрим на исторические данные, поймем, что у Берга достаточно поставленный удар. 

Самые точные игроки РПЛ в сезоне-2019/20 (слева) и сезоне-2018/19 (справа). 

Берга невзлюбили за матчи с «Олимпиакосом», но в них он нанес всего 3 удара. Да, все мимо, но это 3 удара. Разве это достаточная выборка, чтобы вешать на игрока ярлык? Если оценивать атакующего игрока по промахам, давайте оценивать Роберто Баджо только по пенальти в финале ЧМ-1994. Тот промах был куда более ценным, чем неточные удары Берга с «Олимпиакосом».

Но это же не отменяет факта, что Баджо – великий игрок.

Зачем «Краснодар» сравнивал игру Берга вверху только с центральными нападающими, забившими больше?

В современном футболе больше половины голов забивают после навесов и стандартов, так что умение играть вверху очень важно для центрального нападающего.

За последние два сезона Берг забил 8 мячей головой – у него есть это умение. В прошлом сезоне РПЛ ни один из центральных нападающих не забил больше 3 мячей головой (лидерами были Дзюба, Азмун, Зе Луиш, Шомуродов, Корниленко, Сигурдарсон и Мбенг). Чаще головой забивали только Сорокин, Бикфалви и Игбоун, большую часть сезона-2018/19 отыгравший на позиции инсайда.

У Берга много касаний в штрафной, но разве его можно сравнивать с теми, кто сыграл намного больше?

Давайте посмотрим на игроков, у которых более 6 касаний в штрафной за 90 минут в топ-5 в прошлом и этом сезонах. Станет понятно, почему цифры Берга впечатляют.

Слева – этот сезон, справа – прошлый

Число касаний в штрафной отражает умение нападающего встретиться с мячом в наиболее удобной зоне для атаки ворот. Есть много игроков, не обладающих уникальными качествами в дриблинге или единоборствах, но отлично находящих мяч в штрафной. Именно за счет этого они и становятся игроками высокого класса.

Многие команды играют против «Краснодара» низким блоком, насыщая штрафную 7-8 игроками. Очень важно, что у нас появился нападающий, готовый успешно играть в такой плотности.

Да, снова возвращаемся к выборке – и снова признаем, что она не очень большая, но эти данные подтверждаются тем, что мы видим на тренировках и в прошлых сезонах Берга. Например, в сезоне-2017/18 Маркус совершал 6,13 касания в штрафной, в сезоне-2018/19 – 4,89. 

Если у него есть такое качество на протяжении многих лет карьеры, почему о нем нельзя говорить даже на примере небольшой выборки данных?

Мой телеграм-канал/твиттер

Мы поговорили с Мусаевым и кайфанули от его знаний. Тут про интенсивность Клоппа и философию красоты «Краснодара»

«Почти вся статистика сегодня – это гомеопатия, в xG никто ничего не доказал». Интервью самого дерзкого аналитика России

Фото: fckrasnodar.ru; instagram.com/shevelevfc