Формула жизни
Блог
Трибуна

«Я врезаюсь в стены за сэйфти-каром, зато беру подиум в команде-банкроте». Главный крэшер «Ф-1» оправдал карьеру, полную аварий

И сравнил себя с Айртоном Сенной.

Ромен Грожан закончил последний сезон в качестве пилота «Формулы-1». Карьера француза до сих пор остается объектом для споров: несмотря на проявленный талант на раннем периоде карьеры, в фанатской среде он снискал репутацию склонного к авариям гонщика.

Действительно: на счету Грожана целых 10 подиумов в составе «Лотуса». Но в то же время именно Ромен стал виновником знаменитой бельгийской аварии 2012 года и ряда других промахов, включая недавний инцидент в Бахрейне, чуть не стоивший ему жизни.

«Формулу-1» покидает веселый крэшер. Его фишка – глупые аварии, хотя он подавал надежды и взял десять подиумов

Карьера француза неоднозначна. Но что он сам думает о ней?

Считает, что мог стать чемпионом мира

Француз не ставит под сомнение свои способности и убежден, будь судьба более благосклонна, вполне вероятно, мы бы знали его как чемпиона мира.

«В целом я не очень этим опечален, – говорит экс-пилот об уходе из «Ф-1». – Когда у меня появлялся шанс, я им пользовался. Если и есть сожаления, то они касаются проблем «Лотуса» в 2014-м. В итоге я не получил возможности проявить себя в топ-команде.

В 2013-м я показал, что на прямом пути к титулу. Или, как минимум, мог выигрывать гонки и хотя бы претендовать на чемпионство. Кими Райкконен (напарник в «Лотусе») позже вернулся в «Феррари» и иногда по-настоящему боролся, а я же многого лишился.

Когда твой поезд уходит, трудно прийти в себя. Ты просто стартуешь где-то в конце, и никто уже не заинтересован в тебе.

Да, я не всегда идеально выступал, но будь у меня хорошая машина, были бы и победы и, возможно, титул. Я все еще убежден, что являюсь одним из быстрейших в пелотоне. Но было очень трудно проявить себя с имевшимся болидом. Даже проводя хорошую гонку, ты все равно оказываешься 12-м, 13-м, 14-м, и люди не скажут, что ты выступил классно, потому что у них нет общей картины, они не видят всего».

Причины аварий – в запредельной самоотдаче и плохой технике

Пять лет в «Хаасе» оказались неоднозначными. У француза были сильные гонки, но зрители лучше запомнили его провалы: от аварии за машиной безопасности в Баку до неудачного выезда с пит-лейн в Сильверстоуне.

«Одна из моих гордостей – это философия высокого уровня, которую я принес в команду, – рассказывает Грожан о своей карьере в «Хаасе». – Прям как Айртон Сенна. Он никогда не был доволен тем, что имеет. Если он завоевывал поул, оторвавшись на 0,6 секунды, жалел, что не на целую секунду.

Это одновременно преимущество и слабость, потому что ты всегда ищешь большего. Когда не получается, то приходит раздражение. Но я думаю, это позволило многим механикам, инженерам выйти за привычные пределы. Осознание этого факта, самого важного при борьбе за высокие места – вот чем я по-настоящему горжусь.

В начале 2018-го все шло не очень, – вспоминает француз. – Потеря колеса (из-за ошибки на пит-стопе в Австралии), трудности в Бахрейне, затем в Китае мне сказали пустить Кевина вперед, хотя он не был быстрее.

Мне такое не нравится, и если брать этап, на котором я пересмотрел бы свою карьеру, то это 2018 год.

Штамп [крэшера] поставил Марк Уэббер, когда заявил, что я «псих первого круга». В дебютный сезон я взял 3 подиума. Конечно, были неприятные моменты вроде Спа и Сузуки, и я сам недоволен. Особенно Сузукой (Грожан на первом круге столкнулся с Уэббером) Но, слушайте, когда последний раз новичок брал 3 подиума?»

Тонны интернет-приколов посыпались на француза, а вместе с этим предвзятое отношение к Ромену развивалось не только в соцсетях, но и СМИ.

«Марк зациклил на этом внимание, и уже невозможно было что-то сделать, – говорит Грожан. – Приведу пример: в социальных сетях надо мной смеются из-за аварий за машиной безопасности, на пит-лейн и прогревочных кругах. Знаете, я не один такой. Джордж Расселл, прекрасный пилот, тоже попал в такую ситуацию [в Имоле за сэйфти-каром].

Юный талант впервые ворвался в топ-10 «Ф-1» – но тут же влетел в барьеры и заплакал на обочине. Его утешают Хэмилтон и другие гонщики

Выживший в страшной аварии пилот «Ф-1» теперь называет себя фениксом, которому не страшны хейтеры. С отсылкой к супермену

Если ты управляешь далеко не самым лучшим болидом «Формулы-1», с которым прогрев шин становится испытанием, из-за чего приходится попотеть, то можешь понять других. Вот почему я поддержал Джорджа в тот момент. Такое может случиться с каждым.

По какой-то причине именно на меня вываливается столько грязи. Неужели кто-то назначил меня ответственным за это? Не знаю. Я рад обсудить свои ошибки и признать вину, никаких проблем.

Все ли я делал идеально? Нет. Я ошибался. Но 95% своей карьеры я был хорош, и лишь 5% занимают мои промахи. Когда ты выкладываешься на 102%, всегда что-то может пойти не так. Это также мое личное качество. Я не собираюсь действовать на 90% ради собственной безопасности. Я выложусь на полную, что принесет 4 место в Австрии (в 2018-м), 6 место в дебютной гонке «Хааса», подиум в Спа в 2015 году, когда «Лотус» обанкротился.

Но это приводит к авариям за машиной безопасности, на прогревочных кругах и к прочему».

На самом деле все проблемы заключаются в пилотажном стиле. Грожан согласен

Все эти сезоны Грожан и вправду мог выступать лучше. Просто его стиль оказался не столь действенным в «Формуле-1».

Помимо пилотажа сам гонщик видит основную причину неудач в далеком от идеала болиде «Хааса» и настройках: Магнуссену лучше подходила недостаточная поворачиваемость, в то время как Ромену – избыточная.

«Я действительно заходил в повороты слишком широко, – говорит Грожан, – потому что тормозить было невероятно сложно. Виной тому передняя часть машины. И она оставалась неудобной все пять лет, это всегда было слабое место «Хааса».

Философия команды не менялась все эти годы, а мне она не подходила. Так что у меня не оказалось нужного болида, но я все равно смог привыкнуть к имевшемуся и бороться с Кевином, которому больше нравилась недостаточная поворачиваемость.

Зато в гонке все складывалось в моих интересах. Я никогда не чувствовал себя так естественно, как за рулем болида последние пять лет. Думаю, это все из-за слабой передней части. Я могу ехать быстро, могу адаптироваться. Но с такой техникой невозможно раскрыть всю магию, что в тебе имеется». 

Подробно проблемы Грожана с пилотажным стилем, психологией и тормозами разбирались здесь

К слову, оправдания Грожана про сложное торможение вполне резонны. Здесь на результатах как раз и сказывался его стиль. Дело в том, что француз всю карьеру слишком поздно тормозил, пытаясь зайти в поворот раньше времени. Это не только очень рискованно (ведь задняя часть болида становится просто неуправляемой), но и неэффективно. Такой ездой Ромен губил шины слишком быстро. Скорее всего, именно из-за плохой работы с резиной француз так и не оказался в топ-команде.

«Все признают его скорость, – говорит бывший инженер Грожана Аяо Комацу, – и все признают его недостаточный прогресс, связанный больше с эмоциями. Это ужасно, когда гонщик с природным талантом – а он есть не у многих – не имеет возможности добиться больших результатов.

Ромен провел 10 лет в «Ф-1». Немногим людям удается провести здесь столько времени, и с учетом всех его проблем карьера Ромена могла закончиться еще пять лет назад. Но благодаря скорости, потенциалу и недостижимым для других результатам он продержался так долго.

За счет естественной скорости и таланта Ромен добивается нужной цели. Он быстро ее достигает, а потом пытается выжать еще больше.  Иногда он усердствует слишком сильно, и лучше не становится: появляются ошибки.

Он настолько талантлив, что у него есть способность резко выйти на новый уровень. Если вы отнимете эту способность и сделаете его более последовательным, то былой скорости уже не будет. Видимо, тут просто нет иных вариантов».

«Сначала обгорит ботинок, нога или рука? Будет больно?» Гонщик «Ф-1» не мог выбраться из пожара после аварии, но спасла мысль о детях

Гонщик «Ф-1» получил камнями в руку на первых кругах. Но не сдался – и затащил слабый болид в топ-10 впервые в сезоне

Эпичный сэйв главного крэшера «Формулы-1»: отловил развернувшийся болид одним движением руля

Источник: The Race

Фото: globallookpress.com/Thomas Melzer/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Peter Fox, Charles Coates

27 комментариев

Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ vulturecrow
выиграл только у Веббера и стареющего Райконнена. слился Риккардо и Леклеру без вариантов, между ними - пропасть. определение середняка, и никакие самовозки этот факт не исправят.
Себастьян брал поул и выигрывал за торо россо, в отличие от того же Гасли это была полноценная победа, а не подарок Майкла Маси. Кими райкконен чемпион мира и сомнений в его скорости ни у кого и никогда не было. Себ его опередил, но очевидно, что болид не подходил кими и, что команда работала на себа. Я не спорю. Но ровно так же во вторую половину того сезона и весь этот сезон команда работала на Шарля. И тем не менее, в прошлом сезоне себастьян по гонкам был впереди 12-9, по квалификациям проиграл 9-12. Никаким разгромом здесь и близко не пахнет. Рик топовый пилот, но, что в тот сезон был с себом большой вопрос. Скорее всего он уже мысленно ездил за феррари. Чеко же нигде и никогда феноменальных результатов не показывал, ну не победу же за прошлогодний мерседес считать таковой
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Феттель середняк? 4 титула, 53 победы, 57 поулов, это что? Середняк? Ну если только как сенна. У себа было два плохих сезона, особенно последний, когда феррари его откровенно слили
выиграл только у Веббера и стареющего Райконнена. слился Риккардо и Леклеру без вариантов, между ними - пропасть. определение середняка, и никакие самовозки этот факт не исправят.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ vulturecrow
лучший середняк. кроме топов в лице Хэма, Макса, Леклера и Риккардо, кто очевидно лучше? может быть, Рассел, но пока очень мало данных. Перес, Халк, Феттель - лучшие среди середняков. на Сайнса посмотрим в следующем году на фоне Леклера.
Феттель середняк? 4 титула, 53 победы, 57 поулов, это что? Середняк? Ну если только как сенна. У себа было два плохих сезона, особенно последний, когда феррари его откровенно слили
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Чеко обычный середняк
лучший середняк. кроме топов в лице Хэма, Макса, Леклера и Риккардо, кто очевидно лучше? может быть, Рассел, но пока очень мало данных.
Перес, Халк, Феттель - лучшие среди середняков. на Сайнса посмотрим в следующем году на фоне Леклера.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Хотел написать какой же он бездарь, но тут и так все сказали, спасибо что свалил
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ nolan_90
Однако 10 подиумов родил, столько же сколько Перес, который имеет статус чуть ли не непризнанного гения.
Чеко обычный середняк
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ nolan_90
Однако 10 подиумов родил, столько же сколько Перес, который имеет статус чуть ли не непризнанного гения.
У переса есть победа это раз, второе до текущего сезона он все подиумы взял за середняков. Роман же гонял на болиде, который выигрывал гонки. Ну и третье Переса непризнанным гением никто не считает4
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ blaunch
Пастор, Гутьеррес и Магнуссен проигрывали ему. "Слил" Киману? Странно что не написали что и Алу в 2009 слил. Грожан крашер, но быстро ехать он умел. Десяток подиумов на шару не бывают
Он ехал на самовозном лотусе (относительно середняков). Кими на этой же машине зацепил пару побед и 15 подиумов. Так что эти подиумы ничего особо и не стоят
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ nolan_90
Однако 10 подиумов родил, столько же сколько Перес, который имеет статус чуть ли не непризнанного гения.
а когда у Перца была машина, побеждавшая в гран-при? единственный год в Макларене он Баттону проиграл 49-73, но они к победе близко не подъезжали. и тогда Макларен занял 5-ое место с большим отрывом от 4-ого.
а у Романа была машина-победитель, именно на ней он свои подиумы взял. правда, выигрывал гонки его напарник. оба раза Лотус был четвёртым, в 2013 - близко ко второму месту, 315 против 360.
по очкам с Кими: 96 - 207, 132 - 183.
у Кими было 15 подиумов, из них - 2 победы.
так что Ромка очень средний крашер. но со спонсорами.
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ blaunch
Ага. Аж две победы. Одна за счёт проблем соперников, другая - в первом ГП сезона за счёт шин. Самовоз прям
если бы Грожан был пилотом получше, он бы добавил свои две победы. и было бы уже 4 победы на команду - а это неплохо. но он не добавил, потому что гонщик посредственный.
+3
-1
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ nolan_90
Однако 10 подиумов родил, столько же сколько Перес, который имеет статус чуть ли не непризнанного гения.
"Непризнанный гений" с богатым папиком за спиной и огромной поддержкой мексиканского рынка.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Выиграл gp2 в 25 лет на третий сезон, попал в ф1 за 40 млн от тоталя. Слил два сезона кими, и никого за карьеру толком не опередил, кроме мальдонадо. Пилоты самовлюьленные люди, но Грожан это тупо шиза. За карьеру стал нишим рентой, с репутацией крашера
Однако 10 подиумов родил, столько же сколько Перес, который имеет статус чуть ли не непризнанного гения.
+1
-2
-1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ vulturecrow
Ромка взял бы титул-другой, если бы не Эрикссон.
И если бы не Сэб и Льюис с их 11 титулами на двоих
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Его после двух сезонов в Лотусе стоило выгнать из Ф1 навсегда,но еще с Мальдокрашером погонял и 2020 дотянул !
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
мрт головы бы сделать ему. Срочно причем - наблюдаются затяжные последствия последней аварии. А может и не только последней.
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
The Phoenix for life 😎
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ну о чем вы пишите, уже доказанный факт, что сейчас в формуле 1 люди, с многолетней подготовкой и случайных пилотов не бывает. Так что говорить, про талант и упущенные шансы смешно, как прошла карьера так прошла, экстроординарным гонщиком он не был
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Ответ self
десяток подиумов на машине которая выигрывала гп? вау
Ага. Аж две победы. Одна за счёт проблем соперников, другая - в первом ГП сезона за счёт шин. Самовоз прям
+6
-1
+5
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Грожан, спасибо, что живой!
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Чтобы не погрязнуть в спорах, давайте все согласимся на том, что Ромка стал безусловно лучшим Грожаном в истории автоспорта.
+10
0
+10
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ self
десяток подиумов на машине которая выигрывала гп? вау
Выигрывала - звучит как прям стабильный болид для побед, но как-то 2 победы за 2 сезона 12 и 13 годов не подтверждают этот тезис
+8
-1
+7
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ blaunch
Пастор, Гутьеррес и Магнуссен проигрывали ему. "Слил" Киману? Странно что не написали что и Алу в 2009 слил. Грожан крашер, но быстро ехать он умел. Десяток подиумов на шару не бывают
десяток подиумов на машине которая выигрывала гп? вау
+3
-2
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ромка взял бы титул-другой, если бы не Эрикссон.
+34
-1
+33
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Выиграл gp2 в 25 лет на третий сезон, попал в ф1 за 40 млн от тоталя. Слил два сезона кими, и никого за карьеру толком не опередил, кроме мальдонадо. Пилоты самовлюьленные люди, но Грожан это тупо шиза. За карьеру стал нишим рентой, с репутацией крашера
Пастор, Гутьеррес и Магнуссен проигрывали ему. "Слил" Киману? Странно что не написали что и Алу в 2009 слил. Грожан крашер, но быстро ехать он умел. Десяток подиумов на шару не бывают
+13
-5
+8
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Выиграл gp2 в 25 лет на третий сезон, попал в ф1 за 40 млн от тоталя. Слил два сезона кими, и никого за карьеру толком не опередил, кроме мальдонадо. Пилоты самовлюьленные люди, но Грожан это тупо шиза. За карьеру стал нишим рентой, с репутацией крашера
+33
-5
+28
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий