7 мин.

Испуганный Холден, тайный бар с сауной, Уэбб на велосипеде. Таким я запомню дворец ЦСКА, который скоро снесут

В четверг или субботу, в зависимости от результата финала плей-офф Единой лиги, состоится последний матч в истории самой известной баскетбольной арены страны. Домашний зал ЦСКА на Ленинградском проспекте, как объявило руководство армейского спорта, будет снесен и на его месте построят новый мультиспортивный комплекс.

Александр Федотов, в прошлом корреспондент «СЭ», делится своими воспоминаниями и историями, связанными с легендарной ареной.

УСЗ ЦСКА. Именно: универсальный спортивный зал. Комплекс (УСК) вместо зала и имя Александра Гомельского появятся в названии арены позднее. Для моего и более старшего поколения он был и останется УСЗ. По-домашнему уютным. По-настоящему баскетбольным (пусть в нем в разные годы квартировали гандбол, волейбол, мини-футбол). Своим.

Построенный к московской Олимпиаде-80, он обладал особенной аурой. Здесь жил баскетбол. Легендарные союзные суперфиналы ЦСКА – «Жальгирис», еврокубки – от Кубка чемпионов до современной Евролиги, матчи сборных, гастроли клубов НБА («Атланта Хоукс» в 1988-м, «Лос-Анджелес Клипперс» в 2006-м) и даже шоуменов из «Гарлем глобтроттерс»...

А сколько звезд игры попылили в армейском зале за эти три десятилетия!

Признаться, не застал движений вверх от баскетболиста Сергея Белова, но хорошо помню еще не полысевшего Василия Карасева, не поседевшего Валерия Тихоненко, худощавого Сергея Панова, куражистого Игоря Куделина и других ребят из знаменитого ЦСКА 90-х. Да, на закате той золотой команды был еще мальчик. Андрюша Кириленко.

Мое очное знакомство с УСЗ ЦСКА состоялось 2 февраля 1995 года. Точную дату легко нашел в интернете. Ведь в этот день в зал на Ленинградке вернулся, уже в форме мадридского «Реала», Арвидас Сабонис – человек, из-за которого я, собственно, и полюбил эту игру. Пропустить приезд Сабаса в Москву никак не мог – и это был первый и последний раз, когда сидел на трибуне УСЗ по купленному билету, как обычный зритель. Вскоре, осенью 95-го, я начал работать в главном в те годы спортивном медиа страны – газете «Спорт-экспресс».

Начало 2000-х, журналисты отдела баскетбола «СЭ» на лучших местах для прессы в УСЗ ЦСКА: слева направо – Александр Федотов, Мария Кравченко, Лев Тигай

Сколько потом было этих матчей, дней и вечеров в армейском зале – сначала в качестве журналиста (благо от редакции на Белорусской до УСЗ на «Динамо» рукой подать), затем как функционер – сотрудник федерации баскетбола и Единой лиги ВТБ.

А тот, самый первый, матч завершился неожиданным поражением великого литовского центрового и его «Реала». Молодая, дерзкая армейская команда выиграла два очка (84:82), продолжив путь к первому «Финалу четырех» – в сезоне 1995/96. Именно та ереминская команда лично для меня была и остается олицетворением УСЗ ЦСКА: она идеально соответствовала духу этой арены. Команда, которая не оставляла равнодушной, влюбляла в себя. Искренняя, открытая, русскоговорящая. Даже редкие тогда легионеры были какими-то не зарубежными – родными. Джулиус Нвосу, Маркус Уэбб... Особенно Маркус. Можете сегодня представить американца, приехавшего на тренировку армейского клуба на велосипеде и, к всеобщему веселью, рассекающего на нем по холлу у служебного входа?

Времена менялись. Вместе с ними менялась и команда, и сам зал. Это нормально, неизбежно. Хотя, честно говоря, в современном отремонтированном УСЗ мне очень не хватало столиков для журналистов вдоль баскетбольной площадки. На каком-то матче Евролиги коллега Паша Осипов в порыве эмоций опрокинул один из них на паркет – так возмущался судейством против армейцев! Однажды, каюсь, тоже отличился: задремал прямо за столом, строке на пятой отчета в номер (встретиться и посидеть перед игрой с мэтром Сергеем Микуликом было плохой идеей). 

Ну и, конечно же, я буду скучать по комнатке Аскера Барчо – легендарного Деда, массажиста баскетбольного ЦСКА на протяжении пяти десятилетий! Расположение этой волшебной комнаты под сводами арены менялось на моей памяти несколько раз. Однако суть оставалась той же. После игры, независимо от результата, можно было заглянуть в гости к Деду, обменяться впечатлениями под 50-100 грамм из его нескончаемых запасов.

Отдельная тема – кафе у служебного входа. Место встреч до, в перерыве и после, а иногда и во время матча. Так, два моих добрых товарища из крупного федерального издания в один прекрасный вечер зашли в это кафе «до» и вышли уже «после». Время баскетбола пролетело незаметно. Хорошо, что вспомнили о редакционном задании: взять интервью у новичка армейцев Джона-Роберта Холдена. Будущий автор «золотого» броска сборной России в финале Евробаскета-2007 еще не успел стать любимцем болельщиков и только привыкал к нашим суровым реалиям. Тут-то, на взлете, его и подловили. Утверждаю как очевидец: шансов избежать разговора у Джей Ара не было. Прижатый к стенке у раздевалки двумя неизвестными, испуганный и одурманенный исходящими от них алкогольными парами, он терпеливо отвечал на вопросы. При этом коллеги ловко обходились без диктофона: один задавал вопросы и спешно переводил ответы, второй – фиксировал услышанное в блокноте. Развязка этой истории наступила следующим утром. Понимая, что не в состоянии вспомнить содержание беседы с Холденом, интервьюеры открыли спасительный блокнот. Его содержимое убило наповал: рукописная запись интервью отчетливо напоминала... показатели медицинской кардиограммы. Судя по частоте прямых линий, это была кардиограмма покойника.

Возвращаясь к кафе, вынужден с сожалением отметить, что несколько лет назад клуб избавился от этого наследия прошлого в пользу магазина клубной атрибутики. Обидно. Для большинства завсегдатаев УСЗ ЦСКА баскетбол, как и театр, начинался с буфета. 

Да, был еще частный «Баскет-бар» в подвальном помещении возле того же служебного входа. Но он считался местом элитарным, только для своих. С сауной, блэк-джеком и... Ну вы поняли. В лихие 90-е здесь «выгуливали» почетных гостей, сорили и буквально жгли деньги баскетбольные олигархи. Как-то на наших глазах хозяин одной южной команды (не буду называть его имя, человека уже нет в живых) превратил в пепел стодолларовую купюру, чем шокировал простых журналистов, оказавшихся за соседним столиком и гулявших, как говорится, на последние. 

В том же «Баскет-баре» весной 99-го случай свел меня с Шабтаем Калмановичем. Каунасский «Жальгирис» сенсационно пробился в «Финал четырех» Евролиги, и тогдашний совладелец клуба, вдруг, так запросто пригласил меня, молодого корреспондента российского СМИ, полететь вместе с командой на финальный турнир в Мюнхен. Командировка, вопреки всем прогнозам специалистов (среди них – шеф Лев Тигай, заявивший, что, мол, получат мои любимые литовцы от «Олимпиакоса» с «Киндером» очков 20), завершилась чемпионским титулом «Жальгириса»!

А один из походов в УСЗ ЦСКА обернулся для меня... знакомством с будущей женой. Как сейчас помню. Октябрь 2002 года, презентация нового главного тренера армейцев Душана Ивковича. После присели с коллегами около арены – в шашлычной при рынке (сейчас на этом месте торговый центр «Старт»). Расставаться было глупо, и товарищ Леша Лебедев из МК предложил, как водится, продолжить уже в женском обществе – благо, рабочий день плавно подошел к концу, и знакомые девушки из его редакции согласились составить нам компанию. Одна из этих девушек (тоже журналист, но, к счастью, не спортивный – настоящий) с тех пор со мной уже почти двадцать лет. Нашему сыну 17. Забавно, что аккурат в эти, последние для армейского зала, дни он сдает ЕГЭ и прощается со школой.

Спасибо за все, УСЗ ЦСКА! 

И прощай.

«Один игрок сказал: «Тренер, возможно, мы проигрываем, потому что в России постоянно темно?!» Попытались залезть в голову Димитриса Итудиса

Последний ЦСКА, не ставший чемпионом России. Где они сейчас?

Еще пара матчей – и дом ЦСКА имени Гомельского снесут. Там играл «Жальгирис» с Сабонисом, а в нулевые приезжал клуб НБА