1 мин.

ЦСКА перемалывает всех подряд. Вот и «Зенит» тоже отлетел

83:65 в Москве.

Едва ли не самым приятным в «Зените» этого сезона является умение держать удар. Команда Паскуаля солидно защищается, радует импровизациями Пангоса и Понитки, подавляет атлетизмом Пойтресса, но главное – в любых обстоятельствах цепляется. В первой половине сезона «Зенит» ни разу не проиграл с разницей больше 10 очков и даже в заведомо безвыходных матчах (вроде гостевого против «Реала») все зачем-то терпел, откусывал разницу владение за владением, что-то пробовал перед лучшими клубами Европы.

Вот эта боевитость с оттенком легкого помешательства – самое удивительное из того, чему испанский тренер научил команду.

Правда, с ЦСКА, который постепенно превращается в аппарат для утилизации любых вариаций баскетбольного нападения, это все равно не работает. Уже после первой половины Паскуаль не скрывал разочарования: «Мы убили сами себя за три минуты – бросили играть, делали кто во что горазд, отошли от плана и получили такую разницу». Впервые «Зенит» предстал в нехарактерном виде – сломленным, растерянным, потерявшимся задолго до окончания матча.

В Москве к такому жалкому зрелищу гостей начинают привыкать: ЦСКА набрал пугающие кондиции и делает всегда примерно одно и то же – уничтожает на чужом щите, закрывает чужих созидателей, высасывает из соперников энергию задолго до финальной сирены.

Доходит до того, что Итудис даже куда-то растерял фирменный шарм: оппонент вроде бы и готов вернуться с «-15», и предпринимает что-то для этого, но теперь ЦСКА не позволяет себе даже краткосрочных отступлений и безжалостно его дотаптывает.

Лицо нового ЦСКА – Никола Милутинов, лучший игрок Евролиги по подборам в нападении и настолько подвижный центровой, что умудряется и успевать за шустрыми защитниками на периметре, и оставаться подвижной стеной в «краске». Вокруг него и строится армейская оборона, в трех из четырех последних матчей не выпускавшая соперников из 65 очков: серб готов нейтрализовать проходы, успевает смещаться на подстраховку, редко проигрывает кому-либо один на один в усах, а потому стимулирует партнеров на более агрессивную опеку на дуге. И рядом с ним всем становится проще – двойки соперников застревают, желание поскорее отбросить мяч на слабую сторону оборачивается потерями, а любая дерзость неместных под щитом сходит на нет.

Самый яркий отрезок «Зенита» пришелся на середину второй четверти, как раз когда Милутинова не было на площадке. В его отсутствие Алекс Пойтресс открыл внутреннего Шона Кемпа и едва не выломал кольцо ЦСКА. Вот только рывок гостей 13:8 завершился на последующем тайм-ауте и возвращении центрового на площадку – при нем суператлет из «Зенита» вел себя гораздо скромнее.

Против двух других лидеров ЦСКА (лидеров атаки) Паскуаль также ничего не придумал.

«Зенит» несколько раз на протяжении всей игры ставил зонную защиту, и хотя армейцы подлаживались к ней довольно неуклюже, но по-настоящему остановить она никого не смогла.

Да, во многом из-за нее Клайберн провел довольно пассивную игру – почти не ходил в усы, ни разу не попал двухочковый, много скучал на периметре (но продуктивно – 3 из 7 из-за дуги). И да, Майка Джеймса заставляли чаще избавляться от мяча: для последнего месяца его 14 бросков и 2 штрафных – это меньше привычной выработки. И да, она заслужила упоминания от Димитриса Итудиса в послематчевых новогодних поздравлениях.

И все же ее влияние непосредственно на результат сомнителен.

ЦСКА коллективно выдал 46% попаданий из-за трехочковой (а в середине третьей четверти этот показатель достигал 55%). Даже Торнике Шенгелия проникся затейливой игрой по преодолеванию зоны и запихнул трешечку от себя.

Джеймс обошелся на этот раз без рекордов, но был эффективен – 20 очков, 7 передач, 6 из 10 двухочковых, 2 из 4 из-за дуги, 3 потери.

Милутинов продемонстрировал наличие среднего броска, устроил собственные соревнования по волейболу под чужой сеткой и ограничился дабл-даблом.

И порой защита «Зенита» совсем разъезжалась по швам: ЦСКА сделал только 12 результативных передач, но среди них как минимум треть – жемчужины с неожиданным для всех открыванием форвардов в «краске».

ЦСКА со скрипом и конфликтами вкатывался в этот сезон, но одержал уже десятую победу подряд.

«Мы создали круг доверия, – подытожил Итудис. – В ЦСКА все верят друг в друга. И это сказывается на паркете».

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов