5 мин.

Большая работа маленького журналиста

- Над чем работаете? – с интересом спрашивал легендарный Лев Филатов очередного молодого журналиста, напряженно строчащего текст.

- Да вот, пишу отчет о матче «Текстильщик» Камышин – «Динамо» Ставрополь, – не подозревая подвоха отвечал тот.

- Молодой человек, я вас не об этом спрашиваю. Над чем работаете?..

Мэтр не случайно делал акцент на последнем слове. Речь шла о глубокой, монолитной теме, а вовсе не о делах сиюминутных. Лев Иванович относился к журналистике с трепетом, чувствуя серьёзную ответственность за то, что пишет, говорит и, наверное, даже – думает.

Разумеется, это лишь догадки. Познакомиться с маэстро отечественной спортивной журналистики я не мог даже теоретически: когда Льва Ивановича не стало, ваш покорный слуга только-только научился писать прописными буквами. А историю диалога Филатова с молодым журналистом рассказал мне мой первый учитель Игорь Рабинер. А ему – Александр Шмурнов. Теория шести (в моем случае – двух-трёх) рукопожатий в действии.

Потому и об отношении великого журналиста к своему делу сужу с уверенностью. Оно ведь откликается эхом в рассказах людей, работавших с ним, видевших его в деле. И прекрасно читается между строк в книгах Льва Ивановича – самых настоящих памятниках (и памятках тоже) спортивной журналистики.

Все спортивные материалы, которые сегодня вызывают неподдельный читательский интерес, неизбежно начинены красивыми историями, интересными случаями или на худой конец красочными литературными сравнениями. Сухая статистика, обилие цифр и монотонное описание моментов обрадует разве что въедливого математика, для которого язык чисел – самая комфортная среда обитания.

Высшим же пилотажем спортивной журналистики являются картинные тексты, в которых не затертые до дыр, а свежие глазу слова выражают мнение автора точнее любых стандартных фраз. Игорь Рабинер, Евгений Дзичковский, Александр Беленький, «Разговоры по пятницам» в «Спорт-Экспрессе» Юрия Голышака и Александра Кружкова – до того, как я попал на курсы спортивной журналистики об этих людях мне было известно только понаслышке, а о некоторых – и вовсе ничего. Теперь же в жизни появились образцы, на которых хочется равняться.

Равняться – не значит копировать, передирать. После прочтения книги Льва Филатова «Наедине с футболом», в моих текстах стали всплывать обороты, весьма похожие на литературный почерк легендарного мэтра. Ввиду того, что собственный стиль написания мною пока не нащупан, наверное, это даже неплохо. Однако этот же самый факт доказывает то, что мне еще пахать и пахать.

- Какой совет с высоты сегодняшнего уровня вы дали бы самому себе начинающему? – спросил я как-то известного обозревателя газеты «Спорт-Экспресс» Евгения Дзичковского.

- Меньше лениться, - со вздохом заключил журналист. – Хотя лень присутствует в жизни любого человека, даже трудоголика. Так что это универсальный совет. Трудоголик может работать двадцать пять часов в сутки и, ложась спать все равно оставаться недовольным, что где-то что-то можно было сделать лучше и больше.

В том, что именно является главной проблемой современных людей, сомнений нет никаких. Конечно, та самая лень – пухлая, уютная женщина, крепко сжимающая в своих объятиях любого, кто хоть раз в них попал. Весь двадцатый век человечество прогрессировало именно ради комфорта, удобства и отдыха. Плодами работы трудоголиков мы, простые смертные, пользуемся ежедневно.

Вот так и я, пишу сейчас этот текст лишь бы не лениться, лишь бы вся учеба на курсах не обернулась пустой тратой времени и самообманом. Вот уже иссякли все идеи, всё реже удаётся связно конструировать фразы, начинять тексты красивыми историями, интересными случаями или на худой конец красочными литературными сравнениями… А большое дело журналистики, о котором с пристрастием спрашивал Лев Филатов молодого журналиста при этом живёт своей жизнью.

Оно делает первые шаги из-под пера начинающих авторов, единицы из которых (будем смотреть правде в глаза) после обучения в вузах и на аналогичных курсах свяжут свою жизнь с журналистикой. Настоящей, большой. Иного цвета, чем жёлтый. Вы можете не догадываться над чем именно работаете, делая заметки, комментарии, репортажи. Но однажды, в какой-нибудь обычный дождливый вторник, часа в четыре дня вас об этом спросит какой-нибудь маститый журналист, из числа тех больших авторов, которых я приводил в пример выше. А если рядом никого не окажется – вы зададитесь этим вопросом сами.

Жизнь затем человеку и дана, чтобы он мог выбрать то к чему лежит душа. Тыкаясь, как слепой котенок в разные сферы деятельности, я набрел на спортивную журналистику. Можно было, конечно, и не идти для этого на курсы. Но тогда побороть знаменитую лень возможности бы не было никакой.

Сравнив свои прошлые работы с теми, которые стал писать, обучаясь на курсах Шмурнова и Рабинера, прогресс стал очевиден. Приведет ли он к чему-то большому и значимому? Не имею ни малейшего понятия. Большая, глубокая работа, которую подразумевал Лев Филатов, пока может только сниться. И очень хорошо, если бы приснилась – это стало бы своего рода моей таблицей Менделеева или песней «Yesterday» Пола Маккартни.

Но большой труд как раз и состоит из малюсеньких крупиц написанных заметок и статей, высказанных комментариев, проведенных интервью и обычных дружеских разговоров. Как и в любой другой сфере, для достижения сияющих вершин без тяжкого карабканья не обойтись. И хочется верить, что первый (причем – солидный, внушительный) шаг уже сделан. Во всяком случае, атмосфера занятий и встречи с людьми, которые с журналистикой на «ты» позволяют делать определенные выводы.

А если вас берут сомнения, стоят ли курсы всех потраченных средств и сил, то попробую склонить на свою сторону убийственным аргументом. Стоят, даже не сомневайтесь.

Не убедил? Ну, хорошо. Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что успели выучить все фразы комментаторов наизусть? Заканчивали ли за них предложения, едва те только открывали рот? Или может быть произносили, ругаясь на телевизор, нечто вроде «Да я в сто раз лучше комментирую!»

На курсах у вас появится прекрасная возможность не только почувствовать себя самым настоящим радио- и телекомментатором, но и лично пообщаться с людьми «по ту сторону экрана». И доказать, что комментируете вы ничуть не хуже.

Это не реклама. А, впрочем, если хотите – реклама. Чистой творческой атмосферы, которую ничем не заменишь.

1