15 мин.

Правила жизни Нури Сахина

Дортмундская «Боруссия» стала «зимним» чемпионом и благодаря 10 очкам преимущества сделала очень важный задел в походе за своим 7 чемпионским титулом. Но, возможно, рост команды в этом сезоне, равно как и постоянный прогресс клуба, начался не в этом сезоне, а с момента прихода на пост тренера Юргена Клоппа. И этот прогресс заметен, возможно, лучше всего на одном игроке клуба, который и сам ведет за собой своей игрой клуб на путь возрождения и утверждения в немецком футболе. Речь идет о Нури Сахине – об опорнике и плеймейкере «Боруссии» в одном лице, о капитане дортмундского клуба «по игре». И, возможно, неслучайно он отказался в свое время носить капитанскую повязку дальше: она ему мешала играть раскрепощенно. Но на сегодня, играя без нее в матчах Бундеслиги, он вырос до самого лучшего игрока текущего сезона по оценкам авторитетного Kicker.

Блог «Боруссия Дортмунд» представляет вашему вниманию «Правила жизни Нури Сахина». Эти правила он высказал фактически ровно год назад в одной из немецких газет. Ознакомтесь и убедитесь сами, насколько спустя почти 365 дней он не только не изменился сам (а даже стал лучше), но и остался верным своим же словам.

О ныне главенствующей роли молодежи в игровой философии клуба. Время было поучительно, я думаю, так как в то время, когда отсутствовали важные, опытные игроки, появились на сцене некоторые юные игроки. Матс, Невен, Кевин, Шмеле, Манни и я сам, мы в это время очень сильно продвинулись в развитии. Внезапно все внимание было направлено на нас, мы были поставлены под высокое давление извне, и я думаю, это помогло каждому из нас.

О своей позиции на поле. В этой схеме игры позиция уже идеальна для меня, но решает тренер и это нужно уважать. Тренер знает, что лучше всего для команды. Я бы сейчас никогда не сказал, что я тут должен играть или там. Я знаю, где мои сильные стороны, где я могу продолжать помогать команде, но это так же знает тренер, и он выставляет состав. Я – тот, который охотно приходит из глубины поля, подбирает рано мяч и управляет игрой, так как мне эта позиция уже подходит лучше всего. Но это же не так, что я не могу играть на других 3 позициях впереди. Но позиция, на которой я на данный момент охотно и так же очень успешно играю, - это позиция опорника.

О влиянии игры на позиции опорника. Я не стал оборонительней, я был в игре против Бохума причастен к 3 голам, так что я не могу быть оборонительным. Возможно, впечатление другое потому, что Кель – немного более атакующий, однако мы имеем скорее одинаковые выдвижения вперед. Мы меняемся и совершенно хорошо дополняем друг друга. Я так же хорошо сыграл и с Бендером, который подключался время от времени в глубину. Сейчас нет никакого разделения, что Кель более атакующий среди нас двоих и что я оборонительный, или еще как-то иначе. Это делается по интуиции и по ходу игры. Если Кель идет вперед, я остаюсь сзади, если я иду, остается Кель. Кто-то ведь должен заполнять позицию опорника. Свен просто должен смотреть, что парень может очень хорошо играть в футбол, и это он делал так же в последнее время.

О вопросе «дедовщины» в лице себя, несмотря на свой юный возраст. Я думаю, что более молодые игроки сейчас так умны, что с ними не нужно говорить много. Естественно, я говорил юным игрокам, что мы всегда тут, если им что-то нужно – все равно, я ли это, Невен или Матс, мы все имеем ведь уже определенный опыт. Они умеют это так же ценить и приходят к нам, если у них есть какие-то вопросы. Но это не так, что мы говорим парням «ты должен это делать» или «ты должен делать то», парни уже по работе в юношеских командах так выучены, что они знают, о чем идет здесь речь. Они все очень постоянны и твердо стоят на ногах, так что с ними не нужно особенно много разговаривать.

О влиянии бывших звезд «Боруссии» и ван Бронкхорста (по игре в Фейеноорде) на его личное развитие. Росицки был до некоторых времен лучшим игроком, с которым я играл вместе, и могу себе с трудом представить, чтобы я с кем-то лучшим сыграл бы вместе. В моих глазах Томми (прозвище Томаша Росицки) был на уровне мирового класса, и если бы он не травмировался бы, то был бы сегодня очень, очень высоко. Я очень многому научился у него, равно как и от Кристиана Вернса, Себастьяна Келя, ван Бронкхорста… Я ведь мог бы многих перечислить. Это все хорошие игроки.

Михаэль Молс, с которым я играл в Фейеноорде вместе, был моим партнером по комнате. В то время мне было 18/19 лет, а ему 37, но мы просто потрясающе понимали друг друга. От него я очень многому научился, как нужно жить как профи. Я знал его раньше по телевидению, когда он с Глазго Рейнджерс играл против Галатасарая, и находил его всегда по-настоящему классным. И тут я вижу его перед собой в реальности – просто классный тип, с которым я и сегодня держу плотный контакт. От него я научился некоторому, а вот, например, от Кристиана Вернса научился, как нужно жить будучи профессионалом, как нужно работать, чтобы стать признанным, и от Томми научился той гениальности, чтобы одним пасом разрезать и выключать все, что можно выключить. Это все хорошие примеры.

О «борьбе» с ранней славой (Прим. BVB-Russe – Сахин – самый юный игрок Бундеслиги и самый юный автор гола в истории чемпионатов Германии) и о словах Венгера (Прим. BVB-Russe – В свое время нынешний тренер Арсенала назвал Нури Сахина одним из самых талантливых игроков Европы в своем возрасте). В первые моменты ты думаешь, конечно, «Вау», «круто», «супер», интервью в газетах, все прекрасно. Я еще помню, как впервые газета сделала сообщение обо мне, так как Сальваторе Гамбино (игрок «Боруссии» в начале 2000-х) сказал «Сегодня сообщение о тебе в газете!». Я, конечно, сперва не поверил, но он потом сказал «Иди в туалет, я там оставил твое сообщение». И так как я это просмотрел, я нашел это, конечно, очень классным найти целую страницу обо мне. Но я всегда мог, собственно, уже всегда хорошо обходиться с этим, никогда не имел того высотного полета, которого ожидают от 16-17 летнего. Это ведь было бы законно, что в этом возрасте тебя называют «вундеркиндом». Но я еще раньше, когда еще смотрел только футбол, занимался этой темой. Как можно давать интервью? Что можно говорить? Как обходится с критикой? Я полагаю, что в этом отношении я уже тогда был очень зрел, несмотря на мой возраст. Слышать позитивные мнения от великих тренеров и сегодня действуют на меня хорошо и это очень красивые признания меня как футболиста. Но я так же знал, что могу несколько спасть назад и, как это называется, пережить короткий спад. Но этот момент меня не сильно изменил.

О финансовом кризисе клуба в недавнем прошлом и о еврокубках. С финансовой точки зрения я не думал вовсе об этом, это для меня было слишком далеким. Естественно, у меня были ощущения, что дела в клубе складываются нехорошо, но мы концентрировались только на спортивной составляющей. К сожалению, это не удавалось так же в те годы, но я думаю, что последние 2 года – это очень хороший пример того, что у клуба дела идут лучше как в финансовом, так и в спортивном отношении. То, что мы стоим на еврокубковом месте, это конечно потрясающе, и я надеюсь, что это так и будет после 34 тура. Это было бы для меня, для юных игроков и для клуба просто очень, очень важно, что мы сможем так же развиваться и на европейском уровне. Нет ничего более прекрасней для футболиста, чем играть каждую неделю 2 раза и делать таким образом прекрасные матчи, которые тебя развивают дальше. Когда я смотрю в этом году Лигу Европы, то там играют почти только знаменитые команды, которые все, собственно, относятся к Лиге Чемпионов. Мы, к сожалению, не имели счастья, участвовать в этом году. Ливерпуль играет в Лиге Европы, так же и Валенсия – это все великие команды. Этому я очень радуюсь, и я надеюсь, что мы добьемся участия в еврокубках в этом году.

О молодости команды. Мы не трем глаза от удивления, что в команде так много молодых игроков. Мы все знаем, что мы умеем, и здесь не для того, чтобы по субботам сидеть на скамейке запасных и смотреть, что делает «Боруссия» Дортмунд. Мы хотим, конечно, играть и вносить свою часть в это. Можно, конечно, только радоваться, что на поле стоят 5-6 20-21 летних парней и успешно играют. И мы в первом круге так же показали, что на нас можно положиться, я полагаю. Мы все реалисты, знаем, что мы умеем, и хотим это потом так же показывать на поле и дальше.

Об отсутствии грубости при игре опорником. Я не могу себя принуждать быть Штефаном Эффенбергом или Марком ван Боммелом, это не пойдет. Я – Нури Сахин и пытаюсь просто играть в свой футбол. Конечно, нужны и такие типы. Эффенберг, например, был выдающимся лидером, но я не такой и не хочу так же быть таким. Тогда это был бы не я.

О соотношении натренированного и спонтанного в своей игре. Ты не можешь этого сказать. В оборонительном отношении, вероятно, можно как-то распределять и планировать, так как ты часто знаешь, в чем сильные стороны твоего соперника и пытаешься прикрыть участки или игроков противника, которые могут стать опасными. Но так же и в атаке, так как есть так много искусных игроков, так много ситуаций, так как ты можешь тактически бежать так, как ты хочешь. И тогда вырывается в этой ситуации кто-то, кто очень талантлив и кто может сделать такой пас, гениальный пас, или кто бьет с 30 метров по воротам – тут невозможно выразить это в процентах.

О сравнении с Сеском Фабрегасом. Это не должно звучать надменно, но я знаю, что могу достигнуть уровня, на котором на данный момент находятся эти игроки, я не хочу проходить мимо. Я знаю, я могу достичь этого, если я только достаточно сурово над собой работаю, так как у меня талант для этого есть и я должен только дальше нести свою игру, развивать себя дальше, оставаться на земле и все оценивать реалистично. То, что можно делать сравнения, это нормально. Если бы я был фанатом «Боруссии» и мой любимый игрок провел бы 2 или 3 хорошие игры, я бы тоже ведь сказал бы «Он мог бы там или там играть». Я со своей стороны знаю, чего я могу достичь, и работаю над этим каждый день. И то, что фанаты думают так обо мне, это, конечно, что-то прекрасное.

О влиянии на турецких ребят личным примером. Я делаю это так же и поддерживаю подобные проекты, Йозеф (пресс-секретарь «Боруссии) знает это так же, мы вместе поддерживаем некоторые проекты. Интеграция для меня очень, очень важна, так как я знаю, что это такое. Я благодарен Богу, что в моей жизни были только позитивные переживания и хочу так же, чтобы это оставалось так и в будущем. Интеграционная личность для турецких детей, образец для подражания, я уже думаю, что я таким являюсь. Они так же живут в Германии, являются турками и смотрят просто на пару игроков в Бундеслиге, которые имеют такое же происхождение и которые приехали в эту страну в схожих ситуациях. Так что я пытаюсь вести себя как образец для подражания.

О значимости фанатов на выездах. Если ты имеешь таких сумасшедших поклонников как фанаты «Боруссии» и в Берлине на матче присутствует 10000 твоих сторонников, то это уже что-то невероятное и имеет большое значение! Аки Шмидт (легенда «Боруссии») недавно сказал, что в Берлине на матче будет 12000 дортмундских фанатов – это непостижимо для гостевого матча и сводит с ума. Фанаты «Боруссии» везде и повсюду и делают везде много атмосферы и можно заметить это в любом случае.

О Рурском Дерби и своем последнем забитом мяче в ворота Шальке. Я желаю себе ничего так сильно, как победы в Дерби, это нормально. Я стал большим будучи в молодежке «Боруссии», сыграл в юности Дерби и просто знаю, о чем идет речь. «Боруссия» - мой клуб, я могу это только подчеркнуть. Матс постоянно смеется над этим, что я это так часто говорю, но это простой мой клуб, и даже если я когда-нибудь уже больше здесь не буду, он всегда будет оставаться моим клубом. Я просто за очень многое благодарен клубу и всегда буду оставаться фанатом «Боруссии». В Дерби, когда я забиваю в ворота Шальке, это для меня не какой-то там гол. И даже если это только пенальти, это особенный гол. Я непременно хотел сделать гол, был очень сконцентрирован, был на 100% уверен, что мяч попадет в ворота чисто, будучи незадетым вратарем. Иначе это не могло бы пойти, я просто должен был сделать этот гол! Для меня это что-то особенное. Я – дортмундец и так будет оставаться всегда.

О клубе и его традициях. Я ведь знал еще раньше, что означает здесь клуб. Я был там (Прим.: в клубном музее), у меня была там пресс-конференция вместе с Ларсом Риккеном и Зиги Хельдом. Это было прекрасно осознать, как велик клуб – это я знал, конечно, и раньше, но сейчас я знаю о нем еще больше. Borusseum должен посмотреть каждый поклонник «Боруссии». И когда ты потом на проекторе видишь важнейшие голы команды, слышишь истории клуба, это просто прекрасно. Я нашел, что вечер очень, очень красиво удался. Все, кто в этом принимали участие, проделали очень хорошую работу, и те последние люди, которые не знали, как велика «Боруссия» Дортмунд, знают это сейчас.

О своем будущем и случае ухода из клуба. У меня есть контракт здесь до 2013 года и я не просто так его подписывал. Клуб растет, команда растет, амбиции становятся все больше и, конечно, я хочу с «Боруссией» брать титулы, это нормально. В футболе ты не можешь сказать «Я буду здесь всю свою жизнь». К тому же не я один в таком положении, так как я не могу сам себе давать здесь контракт. Если же я все же сижу 30 матчей на скамейке запасных, я так же не могу сказать «Я должен здесь оставаться, так как я – дортмундец». Конечно, я всегда буду оставаться дортмундцем, но так же идет речь о моей карьере и тогда было бы, конечно, полным смысла говорить о том, не делает ли это больше смысла делать что-то здесь. Но на данный момент ничего не говорит за то, что я должен идти прочь. Я здесь очень рад, уважаем, имею суперокружение, суперкоманду, тренера, который мне доверяет, и клуб, который мне доверяет. Моя семья живет здесь, я играю на одном из самых красивых стадионов мира, нет никакой причины менять что-то. Но я не могу сказать сейчас «Я буду в течение всей своей жизни здесь». Это не в моей власти.

О жесте руками с изображением сердца над головой после забиваемых голов. Жест был задуман для моей жены. Мы с удовольствием говорили на эту тему, и я сказал, что я делаю этот жест всегда, когда я забиваю гол. Я полагаю, это было в первый раз в игре против Карлсруэ и с тех пор я делаю этот жест всякий раз при каждом забитом мяче.

О публичной постановке цели на сезон. Мы должны всегда смотреть от игры к игре. Конечно, мы глядим после игры на таблицу, глядим на то, что делают другие, и я бы солгал, если бы сказал, что не знаю, кто стоит позади и впереди нас. НО смотреть от игры к игре! В выходные прибудет Байер, и если ты выигрываешь матч, ты уже конечно сделал что-то хорошее, так как ты знаешь так же, что стоишь в таблице отлично. Смотреть от игры к игре, по-новому настраиваться и концентрироваться на следующем сопернике. Если мы стоим после 31-го или 32-го туров наверху, тогда никто больше не скажет «давайте-ка посмотрим, что принесет нам сезон», так как каждый захочет остаться наверху. Для нас, юных игроков, и для самого клуба это очень важно, что мы сможем сыграть на европейском уровне.

О желаемом времени проведении матчей. Я, конечно, охотно играл бы продолжительно по вторникам и средам в 22.45. Это ясно, этого хочет каждый футболист. В остальном сроки проведения матчей безразличны, главное иметь возможность принимать участия в них.

О внедрении технических средств в футбол. Я люблю футбол, какой он есть сейчас, и не стал бы, собственно, менять многого. Но вот внедренный в мяч чип я бы все же хотел, это ведь простые вещи, которые действительно помогут в дальнейшем. Если бы мы имели чип в мяче, мы бы выиграли последнее дерби дома, а другие игры, возможно, проиграли. Но это выравнивается, поверьте мне.

Я достиг того, чего я хотел достичь. Я – игрок основного состава. Я внес свою часть в то, что «Боруссия» Дортмунд снова крепкая сила, я – член совета команды, в личном плане так же себя развил дальше, и я отдал должное тому, что от меня требует «Боруссия» Дортмунд.

Видео о Нури Сахине

Нури Сахин на программе Sportstudio немецкого канала ZDF (съемки от 15 августа 2010 года)

Нури Сахин – «У меня есть мечта»

Нури Сахин – Новая звезда

Нури Сахин – Голы и фото