6 мин.

И восходит солнце

В Каунасе с утра жестокий дождь с ветром, промозглая погода, под стать настроению горожан. Дождь заливает Greeting Wall на пешеходной улице, стену приветствий для сборной Литвы – на ней фотографии игроков литовской сборной, и каждый может написать послание своему любимцу. Больше всего размокших бумажек налеплено на симпатягу Калниетиса. Рядом с ратушей устроен стритбол для молодежи, дети с визгом разбегаются от дождя и прячутся под навесами ратуши. Холодно, сыро, но играет Eye of the Tiger, и дети постепенно забивают на дождь, выбегают на площадки, носятся с мокрыми мячами, бросают по кольцу, танцуют. 

Я все-таки балдею от литовцев. Сборная только что проиграла, вылетела из основного турнира – и почти полный пятнадцатитысячный стадион. Да, матч имеет значение, но слабо верится, что в другой стране тысячи человек отпросятся пораньше с работы на абсолютно незапланированный матч. Я видел лица людей, идущих толпой на стадион – на них не было злости. Они все так же шли на праздник. И они болеют и поддерживают сборную, которая их только что так расстроила. Потише на полтона, но в общем примерно так же. И после матча искренне благодарят за победу, за то, что сумели собраться. И сразу после победы над Каунасом выходит из-за туч солнце, я серьезно.

И сразу после победы над Каунасом выходит из-за туч солнце, я серьезно

Я и раньше замечал это отличие у других болельщиков – радоваться тому, что имеют. Вот как-то не является ни любимый клуб, на любимая сборная местом для проявления темной стороны души, не является сливным бачком для злорадства. Что, поводов для зависти нет? Но разница в зарплатах-то та же, при скромных литовских зарплатах баскетболисты получают огромные деньги, которые обычному человеку только снятся. Или баскетболисты какие-то другие, очернить нечем? Ведь историй при желании можно раскопать немало – Явтокас с мотоциклом, Ясикявичюс со свадьбой вместо чемпионата мира, уж про братьев молчу. Но как-то без этого. Мне не удалось прочитать, что пишут в литовской прессе после поражения, но для меня эти пятнадцать тысяч каунасцев на стадионе – лучше всякого доказательства, что отношение к спортсменам другое.

Да, можно порассуждать, что кроме баскетбола в Литве ничего нет – но по сравнению с популярностью баскетбола в Литве, у нас тогда вообще никакого вида спорта в стране нет. Может, это потому, что обычные литовцы сами много играют в баскетбол с детства и примерно представляют, насколько это сложно на высоком уровне? Не знаю. 

Если же возвращаться к баскетболу, то чем была лучше бронзовая литовская сборная 2010 года – в ней тренер подходил игрокам. А здесь вернулись ветераны, Кемзура к ним оказался неготов, по слухам, Ясикявичюс чуть ли не командовал, кому на площадку выходить. То есть либо без Ясика, либо без Кемзуры надо было обходиться – самое смешное, что в итоге в новой сборной, наверное, не окажется никого из них.

Кемзура к работе с ветеранами оказался неготов, Ясикявичюс чуть ли не командовал, кому на площадку выходить

На Франции-Греции трибуны немного редеют, остается две трети зала. А французы все-таки наступили на грабли, которые им предсказывались, слишком долго отдыхали. Проходили пешком первую четверть, проснулись на отрезок усилиями ДеКоло, который тащит команду вместо «лидеров», и опять в спячку к большому перерыву. Как всегда, годы идут, ничего не меняется, Паркер отдельно, команда отдельно, концентрации собраться на важный матч не имеется. Откровенно медленное, статичное нападение, основанное на личных умениях игроков, на 50-60 очков в атаке, и тренер в черных брючках для номинала, не умеющий построить игроков. И особенно бросается в глаза, что нет подбора в нападении. Прыгают на мяч два человека – Петрюс и Ноа, когда их нет, не прыгает никто. Команда раздолбаев, зажрались совсем, а я ведь им симпатизирую… Ой, простите, тут кажется абзац назад я про недостаток доброты рассуждал.

Французы собираются в защите на 6-7 минут в четвертой четверти – это легко понять по тому, что их руки начинают двигаться как ветряные мельницы, а ноги начинают выносить их головой до кольца при подборах. Паркер ускоряется  в два раза и начинает носиться по площадке. И их агрессия в защите сминает ограниченную Грецию. Они играли в защите 6-7 минут, и этого хватило!  Я серьезно – они действовали на одном уровне по настрою с греками 6-7 минут, это прекрасно было заметно визуально, и за это время забрали игру. Сборную олицетворяет любимчик Батюм – невероятные данные, мягчайшие баскетбольные руки, и играет отрезками. Немного набрал в первой четверти, немного в четвертой – все, норма выполнена, для победы хватило. Они могли бы играть на уровне Испании, если бы собирались не на 6-7 минут, а хотя бы на 20. Но кому-то даны баскетбольные руки и ноги, кому-то баскетбольная голова, кому-то спортивное желание, и только сборной Испании единицам все вместе.

Связанные руки Ивковича

Ну  дальше – главное блюдо дня. Для нас. Вот эта игра – какое-то странное сочетание, ощущение нервов и тяжелой игры и вместе с тем ощущение предрешенности матча еще до начала. Сербы не придумали против России ничего. Однозначно, Ивкович понимал и представлял себе те приемы каратэ, которые применил для него Блатт, но что он мог поделать?

Это, наверное, первый матч в истории российских сборных, когда в важном матче все шапкозакидательски предрекали победу нам… и она действительно случилась. В атаке Ивкович не нашел, чем исправить зависимость команды от Теодосича – было просто некем. И наши его прижали. Время от времение Милош выпутывался весьма остроумно, но 9 потерь - это 9 потерь.

А в защите не нашел, как защищаться от пик-н-роллов со своим набором медленных больших игроков – с той лишь разницей, что пик-н-роллы смог разыграть не номинальный разыгрывающий Понкрашов, а Швед.

И сербы стали очередной командой, сильно проигравшей нам в скорости, агрессии, силе, быстрых руках и быстрых ногах. А еще у Блатта полная скамейка, и есть Андрей Воронцевич, убийца центровых, которого можно вынуть из рукава, когда Мозгов нафолился, и он сведет к нулю все усилия полнявшего голову Крстича. Свое дело сделает даже с ножом у горла.

Превьюшечка к России-Франции

Что печалит – этого главного своего козыря на чемпионате, атлетизма, против французов мы не имеем. Французы прыгают не ниже (а может и выше), бегают не медленней (а может, быстрее), и так далее. Они могут работать руками-ногами в защите совсем не хуже наших, что показали с литовцами и эпизодически с греками. И отдыхали они куда больше – целый матч с Испанией (пока мы бодались с Македонией), полматча с Грецией и на три часа больше из-за расписания. А недооценки с их стороны, которая периодически мешала им, не будет – это же полуфинал.

И еще: если у сербов не было комбогардов, способных находиться на площадке вместе с Теодосичем и помогать ему против прессинга, что Ивкович указывает главной причиной поражения, то если прессинговать Паркера – у французов есть чистой воды комбогард ДеКоло, блистающий на этом чемпионате. И есть крылья, которые без промедления положат трехочковый из угла  – Батюм и Кахуди. Поэтому, сдается мне, очевидного предматчевого преимущества, такого как с сербами, у нас нет… Ого, рядом со мной, похоже сидит Янник Ноа. Сфоткаться что ли с ним, сказать что-нибудь дружелюбно-гадкое про завтрашнее? Постеснялся, блин. Ладно, будет завтра, будет день, будет пища.

Фото: Роман Кручинин

Другие материалы блога

Одна маленькая, но гордая страна

Перед игрой он сказал: «Привет, тренер», а потом забил нам 26 очков

Соберем по трешечке?