android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderview
Блог Bandy United

Вершки и корешки

 

Вы знаете, что город с наибольшей популярностью хоккея с мячом отнюдь не тот, в котором на трибунах собирается больше зрителей? Более справедливо говорить о уровне вовлеченности. Поэтому, 600-тысячному Хабаровску, чтобы состязаться с Верхним Уфалеем, нужно собрать на трибунах не менее 30 тысяч болельщиков, а это даже больше чем все население городка из Челябинской области.

По выходным в 28 тысячном Верхнем Уфалее на матчи местного “Никельщика” приходит поболеть до полутора тысяч зрителей. При этом средняя посещаемость матчей Высшей лиги там выше чем в суперлиговых Москве, Казани, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Но верхнеуфалейская команда для российского хоккея с мячом является феноменом не только в этом. В XXI веке  “Никельщик” - единственная  команда, появление которой в составе участников чемпионата России, нарушило грустную тенденцию деградации отечественного хоккея с мячом.

В дебютном для этого соревнования сезоне 1992-1993 годов приняло участие 88 команд в трёх лигах. Существовала четкая иерархия исходя прежде всего из финансовых возможностей клубов. Команды Высшей лиги (с 2011 года - Суперлига) участвовали в общефедеральном турнире с разъездами, требующем существенных денежных затрат. Первая лига (с 2011 года - Высшая) делилась на несколько географических зон с единым финальным турниром в одном городе. В групповых турнирах Второй лиги, по существу турнир КФК, участвовали команды из соседних регионов. 

 

Такая структура делала не только возможным участие в чемпионате России команд из небольших районных центров, но была мощной базой для формирования элиты игроков национального хоккея. Широкая география участников низших лиг давала дополнительный шанс молодым игрокам из школ признанных хоккейных центров набрать опыта, чтобы попытаться пробиться наверх. Неугомонные ветераны элитного дивизиона могли продлить свою карьеру перед неизбалованной аудиторией болельщиков российской глубинки. Ну и конечно, такая компания была той средой, в которой могли отточить своё мастерство дерзкие местные самородки рвущиеся из глуши к успеху.

Вторая лига канула в Лету в 2000-м. Команды из расформированного третьего по значимости российского дивизиона были были включены в Первую лигу. Как показала практика для многих команд искусственно втянутых в орбиту больших финансовых бюджетов это оказалось смертельным - примеров масса.    

 В посёлке городского типа Смидович на сегодняшний день проживает около 4.5 тысячи человек. Местный клуб “Урожай” был основан в 1960-х годах. До середины 1980-х годов команда выступала в Первенстве Хабаровского края, а с сезона 1988—1989 дебютировала во Второй лиге Первенства СССР. В 1997 году специальным решением ФХМР клуб стал участником Первой лиги (с 2011 Высшей).

Всё было неплохо до тех пор, пока “Урожай” выступал в относительно компактной Дальневосточной зоне. В связи с сокращением количества команд в 2014 году ФХМР организовала Сибирско-Дальневосточную зону с географией в почти 4.5 тысяч километров - по одному километру на каждого жителя посёлка. Был ли шанс у “Урожая” выжить?

Уже через год команда “накопила” внушительную по масштабам районного центра сумму долгов и встал вопрос о возможности участия в новом Первенстве России. “Урожай” тогда всё же стартовал, но на большой сибирский выезд денег так и не нашел. Последнее место в турнирной таблице - незавидное окончание 50 летней истории команды.

Кому какое дело до этого мелкого происшествия на фоне настоящего мора в нулевых команд элитного дивизиона?! Усть-Илимск, Братск, Боровичи, Чита, Санкт-Петербург, Березники ...

Беда в том, что за видимыми проблемами мы совсем не заметили того, как сгнили корни российского хоккея с мячом. Чья эта забота?

Что реально является показателем уровня развития вида спорта в стране - искусственно раздутый элитный дивизион или общее количество количество участников национального первенства с широкой географией охвата?

В том и другом измерении мы уже давно проигрываем нашим главным соперникам на международной арене шведам, но инерционные успехи сборной России пока еще являются ширмой, за которой можно прятать катастрофическую ситуацию в нашем хоккее.

 

(Примечание к инфографике: 11 команд Высшей лиги России с учетом казахстанского "Акжайыка")

Создается впечатление, что все усилия ФХМР нацелены лишь на одно - увеличение количества участников Суперлиги. Никакого рационального с точки зрения развития этого вида спорта объяснения я не вижу. Приходится искать другие:

  • Показать мнимое благополучие хоккея с мячом;

  • Увеличить бюджет ФХМР, ведь его основа - взносы команд Суперлиги;

Показуха с дублями, имитирующими большой состав участников чемпионата, успешно работает начиная с 2011 года, когда клубы Суперлиги обязали заявлять в Высшую лигу команды резервистов.

Вот и сейчас перевод любой команды из Высшей в Суперлигу автоматически искусственно увеличивает общее количество соревнующихся команд чемпионата. Но кто бы что не говорил, дублирующий состав - это неполноценная команда-участница.

  • Дубль - продолжение ДЮСШ и его главной задачей является подготовка резерва для команды Суперлиги;

  • Матчи дублирующих команд практически не собирают зрителей - приходят в большинстве своем только родственники и друзья играющих на поле;

  • Дубль - это конвейер, где каждому кандидату в основную команду даётся шанс проявить себя за пару-тройку лет;

  • Дубль висит на балансе клуба, имеет ограничение состава  и поэтому игроков, которые по мнению тренеров не соответствуют поставленной задаче, прагматично отсеивают, возможно и раньше срока;

Не успел себя проявить - досвидания! Второго шанса практически ни у кого не будет из за отсутствия полноценной системы низших лиг. Ехать за тысячи километры играть за гроши с туманной перспективой? Вряд ли! Всё было бы по другому, если бы в этом же или, хотя бы, в соседнем регионе была команда Высшей лиги.

В результате имитации настоящих команд дублирующими составами мы каждый год теряем несколько десятков потенциальных игроков команд-мастеров. И это - фантастическая глупость!

Единственный регион, где все по другому - Свердловская область. Исключение из общего правила объясняется наличием полного комплекта - команды Суперлиги с дублем, команды Высшей лиги, плюс к этому совсем недалеко всё тот же Верхний Уфалей, команда которого более чем наполовину укомплектована уроженцами соседнего региона. А еще там проводится полноценный региональный чемпионат на больших полях и с раъездами, что в наше время уже редкость.

 

Ведущие сибирские хоккейные школы Новосибирска, Красноярска, Кемерово мало представлены в командах Высшей лиги, что неудивительно - на весь огромный регион такая команда лишь одна, в Абакане, где своих воспитанников достаточно.

Очевидно, что главной фокусом усилий сейчас должно быть восстановление разрушенных корней, а не искусственное раздувание Суперлиги, для которой, по большому счету, уже просто не хватает квалифицированных кадров. Втягивание в этот круг еще большее количество команд увеличивает пропасть в уровне мастерства между лидерами и аутсайдерами и в грядущем сезоне мы это почувствуем еще явственней.

Расширение высшего дивизиона должно соответствовать его задаче. А задача Суперлиги - быть витриной, главным средством популяризации хоккея с мячом. Это должен быть качественный продукт, привлекающий внимание широкой аудитории, а как следствие потенциальных спонсоров.

Размер Суперлиги важен, но должен быть разумным и исходить из текущих реалий. Суперлига с разгромными счетами, с предсказуемыми результатами, с пустыми трибунами, с примитивным маркетингом, с разбитой инфраструктурой и проплаченным вниманием СМИ никому не нужна - она не выполняет своей функции. Суперлига не станет сама по себе качественным продуктом только благодаря своему названию.

Суперлигой должна заниматься отдельная структура со специально обученными людьми, нацеленными на коммерческий успех предприятия, а это совсем другие знания и навыки чем те, которыми обладают люди в нынешнем руководстве российского хоккея с мячом.

А функционерам ФХМР в тоже время необходимо сосредоточится на достижении цели №1 - “развитие, пропаганда и популяризация хоккея с мячом в Российской Федерации” (пункт 3.1.1 Устава ФХМР), а также осуществлением одного из основных видов своей деятельности “содействие созданию в России клубов по хоккею с мячом” (пункт 3.3.3)

Хочу в ближайший год прочитать новости о том, как высшие функционеры ФХМР проводят рабочие совещания в Комсомольске-на-Амуре, Саратове, Чите, Мончегорске, Северодвинске, Нерехте и даже в поселке городского типа Смидович - там, где возможно, еще не всё потеряно.

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы