12 мин.

Литературная гостиная. Конец эпохи. Часть первая (1)

Среди межсезонья, мы решили пойти на небольшой литературный эксперимент – с сегодняшнего дня я начинаю публиковать переводы фанатской литературы о прыжках с трамплина. В качестве пробного шара забрасываю весьма неоднозначный рассказ о финской сборной по прыжкам с трамплина под названием "Конец эпохи."

Автор – мой коллега, блоггер Sabrina Salzano, которая ведет англо- и франко- язычный блог о Янне Ахонене здесь. Слабонервным, детям и беременным женщинам сей опус не рекомендуется. Повествование ведется от лица Матти Хаутамяки, среди прочих действующих лиц – Харри Олли, Янне Хаппонен, Вилле Кантее, Янне Ахонен, Юсси Хаутамяки, Янне Вяятяйнен.

Итак, поехали.

КОНЕЦ ЭПОХИ

Часть 1. Ссоры и игры

Холодный и ветреный мартовский вечер, когда небо уже стемнело а снегопад ожидается с минуты на минуту – самая лучшая погода для потенциального самубийцы привести свой замысел в исполнение. Я застегнул молнию на куртке до самого верха, спрятал лицо в воротнике и одел шапку, поднимаясь на вершину трамплина, чтобы осмотреться. Город пестрел огнями, но их было недостаточно, чтобы осветить улицы. У подножья трамплина лежал стадион. К несчастью, ни один финн не смог подняться на подиум, и большинство зрителей покинули стадион уже во время финала. Возможно, им было слишком холодно, а может быть им просто хотелось пойти домой, попариться в горячей сауне или скушать истекающую жиром сосиску где-то в городе. Остальные остались, чтобы посмотреть на цветочную церемонию.

Национальный гимн Австрии долетал даже до того места, где я находился. Одно из тех соревнований, к которым мы готовимся месяцами и которые в решающий момент с треском проваливаем. Может, просто не повезло. Может, помешала проблема технического или психологического характера. Я не знаю. В любом случае, я был расстроен, также как и мои товарищи по команде. Сделав последний вдох, я отправился паковать вещи.

Стоянка уже была забита автобусами, готовыми к погрузке людей и вещей. Такое большое количество спортсменов и людей их сопровождающих - с сумками и лыжами на плечах – на такой небольшой площади делало передвижение практически невозможным. Кругом разговаривали на языках, которых я не понимал. Мне показалось, что я стал невидимым – они просто проходили мимо, толкали меня и не обращали внимания. Аутсайдеры поспешили уехать сразу же после последнего прыжка их лучшего спортсмена. Австрийцы, возможно, уедут последними – двое спортсменов оказались на подиуме, и их тележурналисты готовились брать интервью у героев дня.

Финские репортеры были настолько расстроены, что не стали задавать вопросов. Возможно, они анализировали наши прыжки и просматривали записи съемки раз за разом: «если бы это случилось так, а этого бы вообще не случилось, был бы результат лучше?». Впрочем, я старался не зацикливаться на этом.

- По пиву и забудем этот дерьмовый день, - предложил Харри Олли, как только я открыл дверь.

- Спасибо, - ответил я и взял протянутую банку. Я бы, конечно, предпочел горячего чаю, но и так тоже ничего.

- Парни, пожалуйста, помогите мне прибраться, - подал голос Вилле Кантее, наш сервисмен.

- Я тебе не баба, и вообще, я сегодня был лучшим в команде. Поэтому сегодня прибирайтесь без меня, - рассмеялся Харри.

Пока они ссорились, я взял пакет с мусором. На полу валялись бумажки, пустые бутылки и прочий мусор. Как только можно развести такой свинарник всего за три дня? Неожиданно дверь открылась, и порыв холодного ветра ворвался в комнату.

- Я просто хотел пригласить тебя в гости этим вечером. Я пригласил несколько друзей на вечеринку: будут Ларинто, Вели-Матти, Юха-Матти и Сами, - предложил Киммо Юлириесто с энтузиазмом в голосе.

- Похоже, будет весело, - незамедлительно подхватил идею Харри.

- Но-но-но! – прервал веселье Вилле. – Автобус отправляется завтра в шесть утра, и к квалификации мне нужны нормальные спортсмены.

Харри снова рассмеялся:

- Не волнуйся, папочка, мы не будем засиживаться допоздна.

По лицу Вилле скользнула гримаса раздражения, но он ничего не ответил. Я подумал, что это и к лучшему.

- На меня не рассчитывайте. Я пойду домой, хочу побыть с женой и детьми. Может быть, после сезона, - сказал Янне Ахонен.

- А я, пожалуй, приду пропустить стаканчик-другой и пообщаться с твоими гостями, - ответил Янне Хаппонен. Калле Кейтури отказался – у него уже был запланирован семейный ужин.

- А ты? – спросил Киммо, глядя на меня.

- Ну, я не знаю…

- Да хорош тебе. Будет весело. У меня есть Wii, можем попеть караоке.

Я улыбнулся. Конечно, искушение было огромным, но я знал, что дорога от Лахти до Куопио будет очень долгой, а потом мне еще придется участвовать в квалификации на домашнем этапе. Провалиться на нем было бы для меня самым худшим позором.

- Нет, спасибо, я останусь в гостинице, - ответил я.

Когда мы наконец-то убрали кабинку и погрузили вещи в автобус, наш тренер Янне Вяятяйнен, напомнил нам о режиме.

- Итак, парни, мы едем в гостиницу, отдохнуть и поесть. Я знаю, что у кого-то из вас другие планы. Единственное, чего я от вас требую – не ложиться спать слишком поздно – десять вечера было бы замечательно. В шесть утра встречаемся на ресепшн. Окей? -Все согласились.

Но прежде, чем я залез в автобус, кто-то положил руку мне на плечо.

- Зайдешь поужинать ко мне домой? – пробурчал Янне Ахонен.

- Я? Ну да… Почему бы и нет?

Мы покинули группу и сели в его черную Ауди. Когда мы подъезжали к главной дороге, нас окружили люди: они фотографировали нас, стучали в окна и размахивали флагами.

- Мне надоело давать автографы, фотографироваться с девушками и отвечать на глупые вопросы, - сказал я, глядя на восторженную толпу. – Иногда мне кажется, что они повстречались с Богом или Сантой Клаусом.

- Ничего не поделаешь, это одна из наших обязанностей. Если не нравится – выход есть всегда.

- Я знаю, - ответил я, по-прежнему глядя в окно.

Мы немного помолчали. Потом Янне посмотрел на меня.

- Я за тебя волнуюсь. Ты расстроен и выглядишь так, как будто тебе все надоело.

Я был удивлен. Кто-то смотрел на меня и беспокоился обо мне. Но я не знал, что ответить. Я знал - причина была проста. Этот сезон был таким же безрадостным, как и предыдущие. Лучшее место – восьмое. Я старел, и конец моей прыжковой карьеры был уже не за горами. Что я буду делать, когда закончу спортивную карьеру? Подамся в тренеры? Я не знаю.

- Не стоит обо мне беспокоиться, я в порядке. Но спасибо что спросил.

Похоже, такой ответ его не устроил, но дискуссия была окончена.

Когда он открыл дверь, я почувствовал доносившиеся приятные запахи с кухни, расположенной наверху.

- Мы пришли, - громко крикнул Янне, разуваясь у входа.

Его старший сын, Мико, сбежал по ступенькам и обнял отца, но, увидев меня, застеснялся.

- Привет, Мико, - сказал я, широко улыбаясь. Но бедный парень, похоже, перепугался. Неужели я так плохо выгляжу?

- Перестань, Мико, скажи «привет» дяде Матти, - потребовал отец.

Он обнял меня, и побежал вверх по ступенькам. Мы пошли за ним, чтобы поздороваться с Тиией.

- Рада, что ты принял приглашение, - тепло сказала она.

Потом мы уселись на диван, поиграть с Мило, и взяли по бокалу шампанского. Ребенок все время смеялся.

- Что смешного, - спросил я.

- Не знаю, но он всегда такой по вечерам. Его веселит абсолютно все, - объяснил отец, который прятал лицо за диванной подушкой, а потом высовывался и корчил рожи.

Мне такое поведение показалось странным. Но, следует признать, я не мастер общаться с детьми. Через некоторое время ему пора было идти спать. Отец поцеловал его в щеку, а Тиа положила в кроватку.

На ужин подали свинину с овощами и макаронами. Было вкусно. Намного лучше, чем еда, которой нас кормят во время соревнований и в сотни раз вкуснее того, что я готовлю в своей квартире.

- Папа, почему ты не прыгал лучше? - спросил Мико в конце ужина.

Янне улыбнулся и сделал глоток воды прежде, чем ответить.

- Ну, ветер был не слишком благоприятным, к тому же я прыгал слишком поздно.

- А ты?

Я был очень удивлен тем, что он задал мне этот неожиданный вопрос.

- Я? Ну, наверное я просто плохой прыгун, и…

- Матти, ты не плохой. Просто тебе не повезло, - перебила меня Тиия.

После десерта мы с Янне спустились поиграть в бильярд на первый этаж. Я был настолько плохим игроком, что не мог загнать в лузу ни один шар.

- Ты слишком хороший игрок для меня. Я сдаюсь.

- Пожалуйста, Матти. Давай сыграем еще. Сконцентрируйся. У тебя неправильное положение тела. Смотри: ты стоишь вот так, смотришь на лузу отсюда, а на шар – вот так. Теперь попробуй загнать красный шар в эту лузу.

Я посмотрел туда, куда он мне показывал, и промахнулся на два сантиметра. «Почти!» - прокомментировал Янне. – «Попробуй еще раз». Я выбрал желтый шар в противоположном углу, снова сделал так, как он меня учил… и снова промазал. Я так разозлился, что отвернулся.

- Невероятно, - крикнул Янне. Шар два раза оттолкнулся от борта и попал-таки в цель. Да ты прямо чемпион. Так прицелиться очень непросто» - продолжал он с энтузиазмом в голосе.

Но я списал все на удачу. В конце концов, все закончилось не так уж и плохо. Мы решили начать новую игру из пяти раундов. Естественно, я проиграл. Но все же два раунда остались за мной, и это подняло мне настроение. Потом я засобирался обратно. Янне предложил мне переночевать у него, но я отказался – мне нужно было собирать вещи, а я еще хотел принять душ. Поэтому я поблагодарил Тиию за ужин, пожелал спокойной ночи Мико и Янне отвез меня в гостиницу.

Когда я открыл дверь своего номера, было темно. Я старался не шуметь, потому что не знал, спит ли мой сосед по комнате или еще не пришел. Я включил свет в ванной и посмотрел на постель. Она была пустой, поэтому я включил основное освещение и начал собирать одежду.

Закончив, я посмотрел в окно. В пелене снега можно было различить силуэты нескольких людей. Думаю, они были пьяны. Один из них врезался в стену, а остальные слишком громко разговаривали. Я закрыл окно и полез под горячий душ. Несколько минут спустя, я уже лежал в кровати с выключенным светом.

От них было столько шуму, что сначала я решил, что в гостинице произошел взрыв.

- Какого черта здесь происходит, - проорал я, задыхаясь, когда кто-то включил свет.

- Черт, Матти! Было так круто! Вечеринка просто супер! Мы напились и веселились…

- Тише, Хапа. Люди спят. Как и я всего несколько минут назад. Иди спать, - злобно объяснил я, стараясь, впрочем, не повышать голос.

Он пошел в ванную, но по дороге еще раз наткнулся на стену и не вписался в дверь. Я заерзал, устраиваясь поудобнее и стараясь заснуть как можно скорее.

- Знаешь что… - сообщил он мне, пока чистил зубы.

- Я не хочу ничего знать. Я хочу спать. Так что шевелись, - ответил я.

Он подскочил в кровати, как будто увидел меня в первый раз.

- С Харри…

- Заткнись. Я хочу спать и не горю желанием знать, что произошло на этой вашей вечеринке, хорошо? – настаивал я.

Он, кажется, расстроился и выключил свет.

- Спокойной ночи.

- Спокойной ночи.

Мой телефон протрубил подъем в 5:15. Я пошарил по тумбочке в поисках назойливого аппарата.

- Хапа? Ты спишь? – спросил я, но ответом мне было невнятное рычание. Я зевнул и открыл занавески.

На улице было темно и безлюдно. Землю покрывал свежий снежок. Я пошел в ванную – умыться и причесаться. Мое отражение в зеркале выглядело очень усталым. Я вернулся в спальню и включил свет. Мой сосед по комнате завернулся в одеяло.

- Вставай, Янне, тебе еще вещи собирать, сказал я, натягивая рубашку.

- Я хочу спать, - пробурчал он.

Я плюнул на все и пошел на завтрак. Тренеры уже были там, а за соседним столиком в гордом одиночестве сидел Олли Муотка. «Доброе утро» - поприветствовал я всех прежде чем взять себе немного кофе и каши.

- Как прошла вечеринка, - спросил я Вилле, объясняя, что меня там не было, а Хапа вернулся около двух ночи.

- Что? Так поздно! Надеюсь, он сможет прыгать сегодня днем, - возмутился Янне Вяятяйнен. Я не ответил, делая вид, что очень увлечен трапезой. Несколько минут спустя появился Хаппонен, на ходу продирая глаза.

- Где Харри? – спросил Вяятяйнен.

- Понятия не имею. Он все еще праздновал, когда я ушел, - объяснил Хапа.

Вяятяйнен, судя по всему, был очень зол, но сдержался и не сказал ни слова.

В шесть утра мы собрались у стойки администратора. К нам присоединились Калле Кейтури и Вилле Ларинто. Они тоже не выглядели отдохнувшими, но казались просто майскими розами по сравнению с Янне. Вяятяйнен посмотрел на нас.

- Ну, парни, Ахонена и Олли нет. Я думаю так – первый автобус отправляется сейчас, а второй – когда приедут эти двое.

- И сколько нам ждать? – поинтересовался Вилле Кантее, явно намекая на тот случай в Германии, когда мы прождали Харри два часа.

- Предположим, полчаса. Потом им придется добираться поездом.

Тренер взял ключи от автобуса. За ним последовали его помощник Пентти Кокконен, Калле, Ларинто и Олли Муотка. Когда они ушли, мы остались ждать в полной тишине.

- Простите, я опоздал, - сказал Янне, входя в здание 15 минут спустя и стряхвая снег с волос.

- Все в порядке, мы все равно ждем Харри, - ответил Вилле.

Через пять минут Вилле поднялся и посмотрел в окно.

- Где он? И почему не ушел с вечеринки с тобой, - добавил он, глядя на Хаппонена.

- Ты же знаешь, как трудно убедить Олли, если он уже что-то вбил себе в голову, - объяснил тот, опустив глаза.

В пол-седьмого Вилле приказал всем идти в автобус. Уже открывая двери, мы услышали знакомый голос с противоположной стороны улицы.

- Наконец-то, - поприветствовал опоздавшего Вилле усталым голосом.

- Я был…

- Я не хочу ничего знать. Ты, как обычно, плевать хотел на правила. Скажи спасибо, что Вяятяйнен уже уехал. Если я был бы тренером… В общем, сиди в автобусе и не высовывайся, - предупредил он.

Я на заднее сиденье. В середине расположились Харри и Хапу. Вилле был за рулем, а Ахонен сидел рядом с ним. Первые несколько минут все молчали, и я уже почти заснул.

- Остановите автобус! Вилле, стой! – закричал Харри.

Мое сердце учащенно забилось, когда Вилле остановился на дороге. Ни у кого не было времени спросить, что случилось – парень из Рованиеми открыл дверь и выпрыгнул наружу.

НО ЭТО, РЕБЯТА, ЕЩЕ ПРИСКАЗКА. СКАЗКА, КАК ГОВОРИТСЯ, ВПЕРЕДИ. :)