5 мин.

Почему МОК опомнился только 4 года спустя? О допуске наших юниоров

Потепление в отношениях между российским спортом и мировыми боссами продолжается.

Накануне МОК дал рекомендации вернуть наших юниоров (или юношей) на международные старты, причем с флагом и гимном.

Детали этого решения по-прежнему в тумане:

● кто такие youth athletes – юноши, юниоры, дети? Например, в фигурном катании юниорский возраст – до 17 лет, а в бобслее на юниорских чемпионатах мира можно выступать до 26;

● как именно и когда произойдет допуск? Здесь, похоже, каждая международная федерация вольна действовать в своем темпе. МОК смирился: «Мы понимаем, что исполнение (решения – Спортс’‘) потребует времени»;

● все ли международные федерации вообще прислушаются к рекомендациям? Легкая атлетика, например, проигнорировала рекомендации МОК о допуске взрослых спортсменов в нейтральном статусе в 2023-м – наверняка не зашевелится и сейчас.

Но это технические вопросы, ясность тут вскоре наступит. Есть и более глобальные вопросы к мирозданию. Ответов на них не будет, но можно поразмышлять.

Почему МОК только сейчас понял, что дети не несут ответственности?

Когда МОК в 2022-м рекомендовал международным федерациям не допускать россиян, то не мог не понимать: пострадают не только взрослые спортсмены. У российских детей в те месяцы забрали разом многое: «Макдоналдс», «Кока-Колу», любимые онлайн-ресурсы, ну и международные соревнования заодно.

Но если вдуматься: как МОК в принципе мог распространить санкции на несовершеннолетних? Они лишены большинства гражданских прав, если юридическим языком – недееспособны. Дети не ходят на выборы, не платят налоги, не служат в армии, не могут самостоятельно принять решение о переезде/смене гражданства.

«Олимпийский саммит признает, что спортсмены, и особенно юные спортсмены, не должны нести ответственность за действия своего правительства. Спорт – их доступ к надежде, способ продемонстрировать, что все спортсмены уважают одни и те же правила и друг друга», – это цитата из свежего релиза МОК.

Серьезно, МОК понял это только сейчас, спустя почти 4 года?

Возможно, для него это станет открытием, но по закону дети не несут ответственность не только за действия правительства – даже за действия собственных родителей. Детей спасали без разбора во все времена, несмотря на политические разногласия. Беречь самых слабых и зависимых – базовая ценность.

Классно, что хотя бы в конце 2025-го МОК опомнился. Вот только за пролетевшие 4 года многие уже не дети. И своего «доступа к надежде» не получат. И даже извинений, скорее всего, тоже.

Какие риски есть на юниорских стартах?

Возможно, участвовать в международных соревнованиях ранее для россиян действительно было небезопасно – и МОК просто заботился о детях и подростках?

Оставим в стороне успешный опыт выступлений наших взрослых спортсменов в нейтральном статусе. Важно понимать, что юниорские или юношеские старты даже в популярных видах (кроме, пожалуй, хоккея) – локальная история.

Здесь редко бывает больше нескольких тысяч зрителей (а часто – и несколько сотен или только родственники/друзья участников). Нередко – бесплатные билеты. Минимум внимания медиа. Редкие онлайн-трансляции, а на ТВ – практически никогда.

Если на взрослых соревнованиях еще можно было в теории опасаться провокаций, то какой смысл устраивать их там, где почти никто не заметит? Детские или юниорские старты – слишком камерные, там все друг друга знают и вряд ли станут ссориться в узком кругу.

Поэтому допуск юниоров и юношей не несет практически никаких репутационных рисков. Максимум возможны визовые сложности, но это вряд ли тот риск, из-за которого стоит вычеркнуть годы карьеры. И здесь мы снова возвращаемся к мысли, почему этого не было сделано раньше.

А кто будет проверять «выездных» тренеров и специалистов?

Разумеется, дети не могут перемещаться по миру в одиночку. С ними обязательно будут взрослые: тренеры, сервисмены, возможно, родители. МОК об этом подумал.

«Все спортсмены и их окружение должны уважать миссию олимпийского движения по продвижению единства и мира. Спортсмены и члены их окружения, которые действуют против мирной миссии олимпизма, могут быть не допущены для участия в соревнованиях», – цитата из свежих рекомендаций.

Но что такое «действовать против мирной миссии олимпизма»? Это снова каждая международная федерация определит по-своему? Например, является ли таким действием устройство в ЦСКА? Потому что этот параметр автоматически вычеркнет из числа выездных многих тренеров и даже спортсменов.

А если принадлежность к армейскому клубу – не препятствие, мы столкнемся с парадоксом, когда один и тот же спортсмен выступает по юниорам с флагом и гимном, а потом, когда выходит во взрослый спорт, не получает даже нейтральный статус. Хотя ничего по сути не изменилось. Или тренер: не выездной для взрослых – но может ездить с детьми, еще и в национальной форме. 

Да и кто будет проверять, если отсутствие ограничений в национальной символике как будто предполагает и отсутствие комиссий для проверки нейтральности? 

В общем, странностей в деталях много. Но главное, что тренд на допуск (и адекватность) взят. 

Наших юниоров возвращают на старты с флагом и гимном! Как это будет?

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Francois Nel, Antonio Masiello