«В России созданы условия, чтобы растить хороших хоккеистов». О подкатках, миграции между школами и отъезде за рубеж
Руководители шести школ из разных уголков России поделились мнением о дискуссионных вопросах развития молодых игроков.
Первая часть материала:
От первой тренировки до выпуска. Руководители хоккейных школ России − о работе с молодыми игроками
Спикеры:
Алёна Крылова, директор СДЮШОР «Крылья Советов»
Марк Евко, заместитель директора МАФСУ «СШОР «Металлург»
Михаил Черковский, директор ГБУ «СШ «Академия «Спартак» Москомспорта
Сергей Кутузов, заместитель директора по работе ДЮСШ ХК «Лада»
Денис Ежов, генеральный директор хоккейной школы «СКА-Стрельна»
Роман Капитонов, председатель правления АНО «Хоккейная Академия Харламова»
Подкатки
Одним из дискуссионных вопросов детского хоккея остаются подкатки, то есть дополнительные тренировочные занятия для детей. В основном потребность в них возникает из-за нехватки ледовой практики для молодых спортсменов.
«От подкаток уйти сложно, это право родителей. К сожалению, не все родители прислушиваются к рекомендациям заниматься согласно плану своего тренера, а не бегать по подкаткам. Чаще всего подкатки востребованы самыми маленькими, так как родители стремятся форсировать события, быстрее научить своего ребёнка хоккейной науке», — отмечает Кутузов.
«Каждый тренер в неделю может провести две подкатки, у нас это регламентировано, как и количество человек, выходящих на лёд во время подкаток. Школе в финансовом плане это невыгодно, но мы идём на это, потому что и дети хотят, и тренеры, и родители, чтобы была возможность дополнительно над чем-то поработать. У нас в Новокузнецке сейчас три арены и дворец спорта находится в ремонте. Было бы количества льда побольше, и подкаток бы было меньше», — добавляет Евко.
В ряде школ есть установленные правила проведения подкаток, например в «Крыльях Советов» есть договорённость, что тренеры не могут организовывать подкатки для хоккеистов, с которыми они уже работают. Но есть и школы, которые могут обеспечить необходимое количество ледовой практики в неделю.
«Если мы говорим о воспитании детей до восьми лет, да и в принципе о любых возрастных категориях, я считаю, что в школе должен быть выстроен такой процесс, что в нём достаточное количество льда, зала, бросковых зон. Настолько большое количество тренировок, что заниматься подкатками просто времени не хватит — для этого придётся с учёбой расстаться и забыть об образовании, либо не спать ночами. Нашей программы достаточно. Индивидуально можно работать, но это не является очевидно важным. Ребятам выделено всё, чтобы они не искали вне школы какие-то дополнительные возможности. Конечно, у родителей своё видение. Опять же, наша задача — донести, что мы делаем, зачем мы это делаем, где надо потерпеть, подождать, и что их ребёнок в результате получит в школе», — рассказывает Ежов.
В ряде школ проводятся специализированные занятия с детьми по амплуа, которые привлекают не только учащихся этой школы, но и других.
«В нашей школе такого нет, у нас изначально всё на платной основе — прописано, что входит в абонемент, дополнительные тренировки тоже имеют свою стоимость. Например, по амплуа — отдельно для нападающих, школа защитников в том или ином виде существуют. Я бы не назвал это даже подкаткой, это дополнительная тренировка», — добавляет Капитонов.
«Мы рекомендуем нашим родителям на начальном этапе дополнительные занятия. Они могут согласиться, или сказать, что им достаточно тренировок. У нас есть индивидуальные тренировки для вратарей, разделённые по возрастным группам. Одна из особенностей — у нас есть дополнительные занятия по защитникам, где уделяем внимание нюансам их игры», — говорит Черковский.
Миграция
Но куда более острой стоит ситуация с миграцией детей между школами, которая особенно отчётливо видна в московском регионе.
«Это скорее веяние времени. Сколько школ было в Москве двадцать лет назад? Десяток. Сейчас — более тридцати, и это только те, которые участвуют в официальных соревнованиях. А есть ещё коммерческие школы, которые участвуют в других турнирах. Плюс вопрос логистики — не все могут в течение дня работать и сопровождать ребёнка до школы. Ну и рыба ищет, где глубже, а родители — где лучше. Часто забывая о том, что ребёнку нужно время на адаптацию в новом коллективе. Ещё сложнее становится, если это ближе к переходному возрасту — и так идёт гормональный всплеск, а тут снова надо что-то доказывать и добиваться авторитета. Многие дети с этим справляются, у них прекрасная психологическая устойчивость, но кто-то, к сожалению, ломается», — говорит Крылова.
«Из своего опыта, это все происходит в возрасте с 9 до 12 лет. Родители имеют своё представление, как должен развиваться ребёнок. Самая большая боль, когда родители не понимают или не слышат. Им кажется, что к их ребёнку идёт не то отношение, а кто-то, наоборот, понимает, что не тянет в этой команде», — рассказывает Черковский.
Для частных школ переходы игроков, по признанию Романа Капитонова, палка о двух концах — показатель качества работы, но в то же время терять ребят чисто по-человечески бывает обидно.
«Мы вкладываем средства, время, душу в подготовку игрока, а его потом легко переманивают в другую школу, у которой есть юниорская команда, команда МХЛ, другие условия по обеспечению команды. У нас, как частной школы, всё за счёт родителей — экипировка, переезды. Наших игроков заманивают переходом на полное содержание, что выгодно и для родителей. С другой стороны приятно, что сильная школа берет игрока у нас — значит, он стал сильным, значит, не зря работали», — отмечает Капитонов.
Но в других городах миграция воспринимается по-разному, и она происходит не в рамках одного населенного пункта, а с переездом ребят в другие регионы России, но не всегда переходы идут во благо развитию.
«Ярко выраженная миграция начинается в возрасте 14-15 лет, когда начинаются финалы первенства России, идёт селекция под молодёжный хоккей. Не буду скрывать, школа хоккея «Металлург» не является гигантом в плане финансового обеспечения. Руководство города, области делает всё, чтобы обеспечить нас необходимым, но этого недостаточно. «Авангард», «Ак Барс», ЦСКА, СКА, «Трактор», «Металлург» выдёргивают ребят на полное обеспечение — интернаты, стипендии, экипировка. Конечно, это интересно ребятам. Хоккей становится всё дороже, и родители идут на это. Были случаи, когда ребёнок уезжал в пятнадцать лет, а возвращался в семнадцать — звали, обещали, а там на лавке сидел и терял практику», — вспоминает Евко.
«Миграция игроков между школами разных городов всегда существовала и будет существовать. Стоит появиться новой «звездочке», как сразу его берут на карандаш ведущие школы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани… Агенты и скауты ведут активную работу с законными представителями, обещая золотые горы. Но и в таких ситуациях мы продолжаем работать, стараемся удержать наших звёздочек для команд системы «Лады», — отмечает Кутузов.
Но в случае со школой «СКА-Стрельна» речь идёт о показателе качественной работы, что именно их система становится привлекательной для детей и родителей из других регионов России.
«Наши двери открыты для игроков из других регионов, у нас есть определённые критерии по приёму в нашу школу. Но приоритет отдаётся детям нашего региона. Санкт-Петербург до недавнего времени не был лидером по привлечению игроков. Да, были интересные профессиональные команды, куда приезжали спортсмены, но это другая история. Радует, что наш регион стал интересен воспитанникам других регионов, даже московского. Это говорит о той работе, которая проводится школами системы академии. Всё равно, своих ребят в регионе много. Их отток уменьшился», — говорит Ежов.
Отъезд за границу
Ещё одной из вопросов времени является отъезд хоккеистов в совсем юном возрасте за границу для продолжения хоккейного обучения.
«Были ребята, которые уезжали. Не нашу школу покинули, но из академии уезжали в Америку по разным причинам, — вспоминает Ежов. — И родителям кажется, что там лучше, и ребятам кажется, что этот путь быстрее приведёт к заветной мечте. Есть какое-то своё видение. Но это не повальное. Российский хоккей достаточно крепко стоит на ногах, детей здесь учат. Хоккеисты, которые добиваются какого-то успеха, сформировались здесь, поварились в профессиональном хоккее. Мне кажется, ранний отъезд более тернист, нежели тренировочный и игровой процесс здесь».
По мнению Алёны Крыловой для игроков сейчас делается много, но ситуацию можно ещё улучшить — примером показав, что в России у них есть все возможности для развития.
«Я бы не назвала это проблемой, но такая ситуация есть. Из нашей школы за последние пять лет сразу после выпуска в Северную Америку не уехал никто. Уезжали наши выпускники, которые успели поиграть в КХЛ, ВХЛ, как состоявшиеся игроки, например Никита Зайцев, Игорь Шестёркин и Александр Романов. И до этого уезжали чаще не по выпуску, а раньше. Например, игроку двенадцать-тринадцать лет, у родителей есть финансовая возможность отправить ребёнка в академию за рубеж, чаще всего в Канаду. Это было связано не с качествами спортсмена, а с возможностями родителей.
У нас хорошие условия, чтобы растить хороших хоккеистов. Чем раньше игроки молодёжки попадают в КХЛ, тем лучше они там растут, потому что играют против дядек. Для ребят, молодых игроков, делается многое, но мы можем улучшить условия, чтобы они оставались здесь. Я думаю, что лучших ребят удержит здесь возможность как можно раньше оказаться во взрослой команде. Спросите игроков, например, Александра Никишина из «Спартака», он хочет прямо сейчас куда-то уезжать? Уверена, что нет — у него всё хорошо, он закончил хорошую школу, поиграл в МХЛ, его пригласили в «Спартак», он себя и там отлично проявил. Уже полноценный игрок КХЛ, а он 2001 года рождения — ещё год назад мог и в МХЛ играть, но об этом никто не думал.
Даже если вспомнить историю: Алексей Морозов уехал за океан, тоже поиграв за взрослую команду, очень рано дебютировав. Первый сезон, кажется, в шестнадцать лет, числился в составе пару-тройку матчей, а потом играл по полной программе. То есть тоже уезжал не выпускником школы. Рано, но уже человеком, который поиграл за взрослую команду. И именно такие там нужны, не полуфабрикаты, из которых ещё лепить и лепить, а те, кто уже сделал себе имя и карьеру», — добавляет Крылова.
Спортивные классы
Обучение в спортивной школе является таким же процессом, как и в общеобразовательной. При этом ключевым вопросом становится совмещение, чтобы успевать и тренироваться, и учиться. Хоккейным школам в этом помогает соседство и сотрудничество с общеобразовательными. Так этот процесс отлажен в школах «Лады», «Металлурга» и академии «Спартака».
«С первого года основания школы мы начали сотрудничество с общеобразовательной школой, где сразу удалось организовать два спортивных класса. С тех пор ежегодно, как собирали ребят, так параллельно и организовывали спортивные классы. Это большое подспорье для школы. Мы можем пользоваться не только послеучебным временем, но и утренним временем — взаимоотношения со школой выстроены таким образом, что, например, ребята утром тренируются, потом учатся, или наоборот.
Чем старше они становятся, тем чаще появляется необходимость выездов, общеобразовательная школа позволяет нам это делать, но потом мы должны компенсировать сдачей определённых нормативов и экзаменов. Часто, кстати, учителя выезжают с детьми, что тоже говорит о такой семейной истории. Выезжает команда, спортивный класс, а с ним совершенно спокойно может поехать педагог. Не для того, чтобы делать уроки, а чтобы находиться рядом со своими воспитанниками. Это хорошо, ребята могут показать своим учителям не только знания, но и спортивные навыки. Это сближает, объединяет, возникают общие интересы», — рассказывает Ежов.
Цифровизация процесса
В современных реалиях цифровая среда вплотную вошла в образовательный процесс, постепенно новые технологии внедряются и в спортивных школах.
«У родителей всегда много вопросов, каждый считает, что их ребёнок лучший и недооценён по каким-то показателям. Это нормально, но есть объективные показатели, за которыми мы следим. Ведём электронный дневник с прошлого года, где можно проследить как ребёнок прогрессирует. Когда слова тренера совпадают с такими показателями, цифрами, становится понятнее», — говорит Капитонов.
«В нашей старшей группе всё происходит профессионально как в клубах МХЛ и КХЛ. У нас отлажено цифровое обеспечение процесса, есть все данные по детям с начальной фазы занятий в нашей академии до выпуска. Выстроенная система позволяет следить за спортсменами на каждом этапе обучения», — заключает Черковский.
Серия интервью изначально задумывалась так, чтобы в том числе дать разную точку зрения на вопрос подкаток. Ситуации, с которыми сталкиваются хоккеисты и их родители, на местах могут существенно отличаться, и единого системного решения здесь нет. Если систематизировать ответы наших спикеров, то получим следующий вывод: в вопросе подкаток нельзя допускать крайностей. С одной стороны, можно отказаться от подкаток полностью, но тогда может возникнуть ряд проблем. Например, есть ребёнок, который пропустил тренировки по болезни/травме/учебе, или в каком-то аспекте отстаёт от партнёров по команде. Ему нужно позаниматься дополнительно – набрать форму или отработать какой-то индивидуальный навык, в котором он отстает, а в формате группы у него не будет для этого достаточной возможности, и дополнительные занятия позволят подтянуть какие-то нюансы. Однако они не должны быть самоцелью. Это уже другая крайность — ребёнок перегружается безумным количеством подкаток. Нет единой системы подготовки, нагрузки никак не соотносятся с научно обоснованными нормами и стандартами. В моменте его результаты могут вырасти, но при этом его организм быстрее изнашивается, а самому спортсмену уже в 12-13 лет хоккей может просто надоесть. Нередко необходимость дополнительных занятий может быть вызвана банальной нехваткой льда или финансирования бюджетной школы, и от всего рекомендуемого объема нагрузок хоккеисты получают 30-50 %. Родители самоорганизовываются, ищут лед, организовывают сами дополнительные занятия. Но опять же стройной системы подготовки в этом нет. Как итог: подкатки или дополнительные занятия нельзя назвать однозначным злом, они могут быть эффективно встроены в тренировочный процесс. Общей программой и контролем нагрузок должны заниматься специалисты.
Что касается частных школ. Хорошо, что появляются серьёзные частные академии со своей базой. Специалисты таких школ берут на себя полноценную организацию образовательно-тренировочного процесса, снимая огромное количество проблем с родителей и тренеров. Речь про серьёзные академии, обладающие юридическим лицом и тренерскими штабами. Они разрабатывают полноценную программу для своих воспитанников, которая по объемам тренировочных часов может ничем не уступать федеральному стандарту подготовки, находят лёд, чтобы всем возрастам хватало времени на подготовку, команды таких школ участвуют в соревнованиях наряду с бюджетными школами, показывают результат. Между бюджетными и частными школами нет глобальных противоречий. Однако если частная академия подготовила спортсмена, за которым начинают «охотиться» бюджетные и так называемые сильные школы, это говорит о том, что эти школы где-то недоработали, раз им приходится брать «частников» на место своих воспитанников, которые по какой-то причине не дотягивают. Система частных школ имеет право на жизнь, а их ученики — равно как и ученики бюджетных организаций — должны быть защищены от подобного переманивания. Также стоит отметить, что многие эксперты отмечали: миграция между школами — как частными, так и бюджетными — нередко оказывает крайне негативный эффект, как на подготовку молодого хоккеиста, так и создает для него дополнительную психологическую нагрузку: адаптация к новому тренеру, внутренним правилам, коллективу и т.п.
Спортивные классы. Какой-либо нормативной базы, которая бы обязывала их создавать, сейчас нет. В то же время нет и никаких препятствий для создания таких классов. Их может создавать как директор общеобразовательной организации, так и директор спортивной организации. Должна быть инициатива у обеих сторон. Спортивные классы призваны создать гармоничную линию, где спортивный и общеобразовательный процесс друг другу не мешают, а успешно сосуществуют. В качестве примера можем привести опыт академии «Спартака», которая сотрудничает с близлежащей школой. В учебном году 2020/2021 в школе сформировано два полноценных спортивных класса (восьмой и девятый), для которых было оптимизировано и улучшено расписание спортивно-образовательного процесса. В результате у спортсменов из классов снизилась утомляемость, связанная с логистической нагрузкой, что сразу отразилось на спортивных результатах — тренерским составом отмечен рост спортивных показателей детей, занимающихся в спортивных классах в сравнении со спортсменами, которые проходят обучение в общеобразовательных учреждениях, расположенных в значительном расстоянии от академии. Мы считаем практику создания спортивных классов правильным направлением: чем больше их будет, тем гармоничнее будет развитие детей-хоккеистов.
Например в начале задается тема дискуссионности вопроса подкаток, в чем дискуссионность непонятно, судя по ответам, у всех разный подход. И непонятно для кого такие ответы, для меня - родителя у которого юный хоккеист? Нет, мне эти ответы не интересны, в них нет содержания, а просто информация, можно так, а можно так.
Другой момент: высказываются какие то обиды, частные боли, не системные, над которыми можно было бы поразмышлять, или с которым можно было бы работать. Например говорить, что вот из частной школы переманивают детей, а вы вкладываете время и душу, ну так вы частная школа, вам платят за обучение, ни родители, ни ребёнок ничем вам не обязан, он уже отдал вам долг рублем, вы получаете за это деньги, именно поэтому, в первую очередь, вы этим занимаетесь. А то, что вашего подопечного забирает какая-либо сильная школа - это не «не зря работали» (вы в любом случае не зря работаете, потому что получаете за это деньги), а значит вы отлично выполняете свою роль
Про спортивные классы вообще бесполезная информация, какие системные решения выработаны, какие подходы и требования к ученикам - нет такой информации
По цифровизации процесса: интересно, но расскажите по детальней, что за показатели вы берёте, как отслеживаете прогресс, как его интерпретируете, какие технологии используете.
Например в начале задается тема дискуссионности вопроса подкаток, в чем дискуссионность непонятно, судя по ответам, у всех разный подход. И непонятно для кого такие ответы, для меня - родителя у которого юный хоккеист? Нет, мне эти ответы не интересны, в них нет содержания, а просто информация, можно так, а можно так.
Другой момент: высказываются какие то обиды, частные боли, не системные, над которыми можно было бы поразмышлять, или с которым можно было бы работать. Например говорить, что вот из частной школы переманивают детей, а вы вкладываете время и душу, ну так вы частная школа, вам платят за обучение, ни родители, ни ребёнок ничем вам не обязан, он уже отдал вам долг рублем, вы получаете за это деньги, именно поэтому, в первую очередь, вы этим занимаетесь. А то, что вашего подопечного забирает какая-либо сильная школа - это не «не зря работали» (вы в любом случае не зря работаете, потому что получаете за это деньги), а значит вы отлично выполняете свою роль
Про спортивные классы вообще бесполезная информация, какие системные решения выработаны, какие подходы и требования к ученикам - нет такой информации
По цифровизации процесса: интересно, но расскажите по детальней, что за показатели вы берёте, как отслеживаете прогресс, как его интерпретируете, какие технологии используете.