Майда Мехмедович: «Наш настрой сильнее, чем мышцы. На площадке черногорки превращаются в львиц»
Эта левая крайняя — одна из лидеров черногорской "Будучности", которая в новом сезоне Лиги чемпионов выступит в группе с московским ЦСКА.
К 30 годам черногорка Майда Мехмедович добилась многого — дважды выиграла Лигу чемпионов, побеждала на первенстве Европы, брала серебро Олимпиады. Уроженка приморского Бара большую часть карьеры провела в "Будучности". Правда, в 2016-м Мехмедович отлучилась в румынский "Бухарест", где провела три сезона, но год назад вернулась на родину. Обо всем этом общительная Майда рассказала в интервью БЦ.
— Что думаете о результатах жеребьевки Лиги чемпионов?
— Нам досталась сложная группа. Надеюсь, коронавирус не доставит серьезных проблем, мы сможем нормально подготовиться к турниру и начнем его в сентябре. Формат розыгрыша поменялся — в группах по восемь команд. Надо время, чтобы привыкнуть, но мы, женщины, сильные и со всем справимся.
Delo Лига чемпионов. Группа для ЦСКА: от обозленного "Дьера" до загадочной "Боруссии"
— Что знаете о ЦСКА?
— Там играет Сабина Якобсен, с которой мы выступали за "Бухарест" и сейчас периодически общаемся. Игру ЦСКА я никогда не видела, но имею представление, кто там в составе. Уверена, что это сильная команда. В Лиге чемпионов нет слабых соперников, все могут удивить.
— Довольны тем, как до пандемии складывался сезон в "Будучности"?
— Вполне. Мы играли неплохо. Бывало, и терпели поражения, но ошибки тоже чему-то учили. Уверена, что могли пробиться в "финал четырех" Лиги чемпионов. Вот только все планы перечеркнула "корона".
— Почему в 2016 году вы ушли из "Будучности" в "Бухарест"?
— Хотелось чего-то нового. Посмотреть, как Майда будет выглядеть в другой форме! И чему-то научиться. Пожалуй, главной причиной было то, что черногорская лига слабая. "Будучност" по-настоящему играет только в Лиге чемпионов. В Румынии же первенство высокого уровня, много напряженных матчей, и это помогло мне прибавить в мастерстве. Думаю, приняла правильное решение. В "Бухаресте" была хорошая атмосфера, и я быстро освоилась. А в прошлом году вернулась домой сильнее и опытнее.
— Кстати, почему возвратились?
— В принципе могла бы и остаться. Велись переговоры и с другими клубами. Но многие черногорские гандболистки, как и в 2012 году, перед Олимпиадой решили вернуться на родину. Мы же не знали, что коронавирус спутает все карты. Впрочем, я ни о чем не жалею, дома хорошо. Просто олимпийские планы пришлось перенести.
— Как за это время менялись ваши отношения с Драганом Аджичем?
— По большему счету, они остались прежними. Мы всегда хорошо работали вместе и не теряли связи, когда я уезжала в Румынию. Думаю, и сейчас Аджич может чему-то научить нас. А мы, в свою очередь, его.
— В курортном Баре хорошо играют в гандбол?
— Нет. В детстве я вообще начинала играть с парнями. Но мне было важно попасть на заметку "Будучности", и это случилось довольно быстро. В 2012-м, когда черногорский женский гандбол добился больших успехов, многие девочки в Баре стали заниматься этим видом. Но ни к чему это не привело. В моем городе больше увлекаются легкой атлетикой. Может, когда я закончу карьеру, вернусь туда и буду поднимать гандбол.
— Расскажите о тех играх с парнями.
— Девочки у нас тоже были, но мало. А я сама выглядела, как мальчик, боролась, не хотела ни в чем уступать. Так что вряд ли это смотрелось очень уж странно. Занималась вместе с братом — он потом тоже стал профессионалом, выступал в Черногории, Турции, а сейчас завершил карьеру и осел в Германии. Ха-ха, я всегда играла лучше его.
— Когда вы переехали в Подгорицу?
— В 14 лет. Поначалу было тяжело — новый город, другая школа. Никого не знала. Пришлось взрослеть и учиться жить одной. Но любая дорога поначалу тяжела. Чтобы преуспеть, надо и пострадать. Сейчас я вспоминаю те годы по-доброму. Они меня закалили и сделали сильнее.
— Как при сравнительно небольшом числе гандболисток Черногории удается постоянно поддерживать высокий класс сильнейшего клуба и сборных?
— Мы и сами не всегда понимаем, как это происходит. Наверное, дело в том, что мы играем с большим желанием. Наш настрой сильнее, чем мышцы. Выходим на площадку и превращаемся в львиц.
— Как объясните всплеск результатов сборной и "Будучности" в 2012 году?
— Ох, хорошее было время. Мы играли все лучше, наладилась "химия". Хватало и опытных, и молодых гандболисток. Командный дух был на высоте, мотивация в порядке. Отлично действовали в защите. Сначала "Будучност" выиграла Лигу чемпионов, и это придало уверенности гандболисткам, составлявшим костяк сборной. Мы были просто неудержимы. Заняли второе место на Олимпиаде в Лондоне, а в конце года еще и стали чемпионками Европы. Просто год мечты. Не знаю, сможем ли когда-нибудь это повторить.
— Кстати, почему после 2012-го результаты пошли на спад?
— Гандбол стал быстрее и сложнее. Теперь нужно больше игроков и мускулов!
— Какие качества считаете главными для крайней?
— Стабильность и умение концентрироваться. Наша задача — получить мяч и быстро забросить. Важно и умение играть в защите, перехватывать мячи и совершать стремительные прорывы. Я всегда выступала на краю, хотя в детстве мечтала быть разыгрывающей. Но, наверное, сейчас меня сложно представить в центре.
— Внимательно ли следите за мужским гандболом?
— Иногда это интересно. Особое внимание уделяю коллегам по амплуа. У мужчин-крайних технический арсенал богаче, чем у женщин. Ха, они более сумасшедшие! Порой подсмотрю у них какой-нибудь бросок и сама стараюсь исполнить так же. Правда, не всегда получается. Лучший крайний для меня — Уве Генсхаймер. К сожалению, лично с ним не знакома.
— Кто ваш главный болельщик?
— Моя поддержка — это семья: родители, брат и три сестры. Младшая, кстати, тоже занимается гандболом. Меле 16, и, думаю, она может выйти на мой уровень. Стараюсь ей помогать.
А моя главная фанатка живет в Румынии, ее зовут Инек. Она давно следила за моей карьерой и была просто счастлива, когда я приехала в Бухарест. То были лучшие три года в ее жизни. Мы с Инек регулярно общались. Всегда хочу показать, что я обычный человек. Приятно дарить людям радость.
— Самый приятный момент вашей карьеры?
— Их было много. Если выбирать что-то одно, то назову Олимпиаду-2012. Хотя и самый неприятный момент случился в том же году, когда накануне финала Лиги чемпионов я получила серьезную травму трахеи. Такие повреждения случаются нечасто, мне тогда не повезло.
— Как отходите от поражений?
— Проигрывать не любит никто. Обычно сразу после неудачных матчей мы в команде контактируем мало, чтобы не наговорить на эмоциях лишнего. Лучше пообщаться назавтра, когда голова остыла. Ведь часто проигран только бой, но не война. Надо не зацикливаться на проигрышах, а готовиться к новым сражениям.
— Вы играете на левом краю. А кого считаете лучшей правой крайней мира?
— Прямо сейчас — мою одноклубницу Йованку Радичевич. А на второе место поставлю испанку Кармен Мартин. В минувшем сезоне она играла мало, но я ее очень ценю.
Звонок звезде. Йованка Радичевич: "О переезде в Россию не думала. Это слишком далеко от дома"
— Чем для вас сложно соперничество с российскими командами?
— В них много классных игроков, в том числе крайних. Когда мне противостоит Юлия Манагарова, то надо постоянно быть на сто процентов собранной, не дать ей убежать. Хватает в России и отличных гандболисток задней линии. Например, Анна Вяхирева — в нее как в игрока я просто влюблена. И вратари у вас хорошие.
— Есть ли у вас приятельницы среди россиянок?
— А я почти никого не знаю лично. В "Будучности" играла Ирина Никитина, с ней мы сохранили связь. Могу назвать ее подругой. Сейчас в наш клуб приходит Валерия Маслова, но я никогда не видела ее в деле. С нетерпением жду такой возможности.
— А вас в российские клубы никогда не звали?
— Нет. Там и без меня много хороших крайних. Да и, возможно, не нравилась моя манера игры.
— В Черногории гандболистки популярны?
— Даже очень. Ведь в нашей стране чего-то добивались только мы и ватерполисты. Баскетболисты и футболисты стараются, но таких результатов пока нет. Нас постоянно узнают, но никаких проблем мне это не доставляет. Наоборот, приятно. Можно гордиться тем, что удалось что-то сделать для страны.
— Как вы жили во время коронавирусной паузы?
— Поначалу пришлось очень тяжело. Ведь мы оказались заперты по домам и толком не могли тренироваться. Однако потом жизнь потихоньку стала возвращаться в норму. Ситуация пока не идеальна, но, думаю, позитивный настрой и грамотные меры предосторожности должны нам помочь. Надеюсь, ситуация не ухудшится и больше карантина не будет.
— Есть ли у вас хобби?
— Обожаю ездить на велосипеде. В последние месяцы часто садилась на него и выбиралась в горы. Можно сказать, там я обретаю себя. Еще люблю читать — но в основном не вымышленные, а реальные истории.
А на 30-летний юбилей в мае одноклубницы подарили мне кота. Они знали, что я очень люблю этих домашних животных. У меня шотландская вислоухая кошка, назвала ее Жоли. Французское имя.
— Сейчас вы в хорошей форме?
— Вполне. Правда, с мячом не тренировалась с мая. Но каждый день бегала, ездила на велосипеде, занималась в зале. Так что кондиции сохранила. Думаю, другие девочки тоже, поэтому подготовка вряд ли будет чем-то отличаться от прошлых предсезонок. Просто мы все уже соскучились по гандболу.
Сергей Николаев
Фото: facebook.com/ZrkBuducnost, cdm.me, reprezentacija.me.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .