6 мин.

Всеобщая паника

 

Сборная России не попала на чемпионат мира по футболу. Казалось бы, чего тут особенного, ведь из последних пяти мундиалей (включая грядущий) мы сумели отобраться лишь на два: в очень далеком теперь уже 1994-м и 2002-м годах, то есть наше присутствие там отнюдь не есть факт автоматический. Однако вся беда в том, что чемпионат мира - не просто турнир, который престижно выиграть и неприятно проиграть. Месяц, который длится финальная часть ЧМ - это месяц, по которому и сейчас, и потом, спустя многие годы, будут судить о целом футболе в целой стране за целых четыре года. Совершенно никто не вспомнит, что мы взяли 100% очков в отборочной группе (за минусом игр с Германией), чего с нами вообще никогда не случалось. Тем более никто не вспомнит, что второй тайм дортмундской встречи стал едва ли не лучшим таймом в исполнении сборной Хиддинка за эти три года. Вспомнят лишь, что среди 32 лучших команд мира сборной России, какой бы ни был у нее рейтинг - не оказалось.

Почему - этим вопросом задаются сейчас многие. Ответа на него я вам, конечно, не дам. Я только выскажу несколько соображений, которые вольются в общий поток мыслей на обозначенную тему и, даст Бог, поимеют в нем хоть какой-то конструктив. Но сначала - немножко о другом. К сожалению, в спорте часто так бывает, что от одного матча зависит очень и очень многое. Но когда этот матч - одна из ступеней плей-офф, это дело одно. Когда же он подводит итог длинного кругового турнира - совсем другое. Сборная России очень сильно провела последние два года. Я бы даже сказал - классно: ведь мы очень любим повторять, что класс команды состоит в первую очередь в том, насколько стабильно она берет свое. За эти два года мы взяли даже немножко больше ("бронза" Евро для нас все же пока еще не "свое"). Наверное, за всю нашу новейшую историю мы никогда не играли так хорошо на протяжении такого длительного времени. И совершенно закономерным итогом этому стало бы успешное выступление на чемпионате мира. Но его не будет…

Не будет, потому что сборная Словении тоже провела эти два года более чем здорово. Оказавшись в такой неприятной компании, как Чехия, Польша Словакия и Северная Ирландия, могла ли самая нефутбольная из бывших югославских республик предположить, что до последнего тура будет претендовать на первое место, дважды обыграв по ходу цикла итогового победителя группы? Думаю, для них такой исход был не менее неожиданным, чем для нас - наш. Они тоже этот мундиаль - заслужили. И вот, в очной встрече мы должны были выяснить, кто же заслужил больше.

Первая игра большого внимания вряд ли заслуживает: сборная России по-хозяйски владела преимуществом, забила два мяча, но сборная Словении вовсе не стала отсиживаться в обороне (собственно, с чего это мы взяли, что она будет это делать???), а пошла вперед и добилась успеха - забила гол на чужом поле. Единственное, что можно было бы по первому матчу отметить, так это две нехарактерные для гуусовской сборной России вещи: во-первых, просто шикарно сыграл Динияр Билялетдинов, который обычно в сборной смотрится куда менее убедительно; а во-вторых, совершенно не сработали замены Гууса (Сычев и Быстров).

Стартовый протокол ответного матча подкинул информации к размышлению: в заявке не оказалось "не оправдавших надежды" (хотя, уверен, дело вовсе не в этом) Сычева и Быстрова, а также - снова Торбинского, имеющего репутацию человека, выходящего на замену и переворачивающего ход игры; в стартовом же составе не обнаружилось почему-то Семака, зато появился Ренат Янбаев. То есть всегда консервативный Гуус вдруг неожиданно отступил от своей утвердившейся после Евро модели, где Жирков играет левого защитника (практически даже латераля), Билялетдинов и Зырянов - на флангах полузащиты, а Семак - в опорной зоне. Жиркова вернули на его любимую цээсковских времен позицию в атаке слева, Билялетдинова поставили в центр, куда его всегда по ходу матча тянет будто магнитом, а Зырянова - в опорники. Правый фланг при этом поделили подключающийся Анюков и смещающийся Аршавин. На острие остался не впечатливший по первому матчу Роман Павлюченко. Что из всего этого следовало? По-видимому, Хиддинк, насмотревшись игр сборной Словении и убедившись, что в техничный комбинационный футбол она играть не большой мастак, упирая больше на физику (что совершенно не наш козырь в это время года), решил попробовать словенцев переиграть. Поставил всех ключевых игроков, включая Янбаева, на те позиции, где им наиболее удобно играть (читай - атаковать), и попытался таким образом оставить соперника без мяча, накатывая на его ворота одну за одной быстрые атаки. План этот в первом тайме не то чтобы провалился, но больших дивидендов не принес: Билялетдинов с ключевой позицией справился не очень (его бенефис закончился со свистком Клауса Бо Ларсена в Лужниках), Жирков и Янбаев друг другу почти не помогали, остроты от единственного форварда Павлюченко толком не исходило (он и мяч-то не сильно много трогал), а опорная зона в лице Зырянова и Денисова большим препятствием для атакующих игроков хозяйской команды вовсе не явилась. Вследствие всего этого забить наша команда не смогла, а словенская - очень даже смогла.

Хиддинку предстояло предпринять что-то решительное, но то, что предпринял он, ввело меня, признаюсь, в некоторый ступор. Это был как бы не первый его ход, логику которого мне не удалось не то что уловить, но даже предположить. Двойная замена в перерыве такого ответственного матча, да еще и такая неоднозначная - это уж слишком. Увидел я в этом только одно: панику. "Комфортно-атакующая" модель быстренько преобразовалась в привычную, которая принесла успех на Евро и которую мы использовали в первом, успешном в целом, матче (описана выше). То есть Хиддинк, грубо говоря, пожалел, что начал искать добра от добра. Инертный Павлюченко при этом был заменен на активного (как покажет практика - чрез меры активного) Кержакова. Сразу оговорюсь: удаление динамовца я считаю абсолютно оправданным. Так бить в живот и его окрестности лежащего человека, независимо от того, хорошо он зафиксировал мяч или плохо - не просто неспортивно, это элементарное свинство, уж простите мне такое резкое выражение. Какой бы высокой ни была цена матча, рисковать в нем ты можешь только своим здоровьем, а никак не чужим - это неоспоримо.

Ожидаемого эффекта замены и вызванная ими тотальная перестройка не произвели. Хотя той самой остроты, что не хватало в первом тайме, прибавилось, особенно с появлением Погребняка (вот уж кто здорово вошел в игру). И все же, минуты с шестидесятой всякая игра окончательно была забыта, на поле царствовал массовый психоз. Понимая, что ничего не получается, игроки нашей сборной один за одним начинали кидаться в панику и совершать кучу необдуманных поступков. Жирков почему-то решил вспомнить и без того памятный матч "молодежки" с Данией, да и в целом наши футболисты действовали очень грубо, грязно, порой даже недостойно. Это-то и огорчило больше всего.

А еще - огорчило, что словенская двухлетка была вознаграждена, а наша - нет. Что неизбежно навело на мысль об обоснованности регламента, предусматривающего стыковые матчи. Выходит, что два предыдущих года, длинный круговой турнир - очень легко перечеркиваются одной-единственной игрой, в которой ведь может произойти все что угодно. Ирландцам вон судья подкузьмил. Нам в некоторой степени - тоже. Да и мало ли чего может случиться в одном конкретном матче. Именно поэтому я против "золотого матча" в "длинном" чемпионате. Именно поэтому я против стыковых матчей в отборочных турнирах. Прекрасно ведь без них обошлись в предыдущем цикле, к альпийскому Евро: семь групп по две команды - почему нет? Пусть бы итоги группового турнира были окончательными. Мне это кажется абсолютно логичным вариантом.

Но как бы то ни было, регламент такой, какой есть, и он был соблюден. Проиграли мы абсолютно заслуженно, как бы ни было горько это осознавать. Мы не смогли Словению переиграть, а она смогла нас передавить. Ее право. А мы… Пока еще не забылись два этих года - давайте скажем и Гуусу, и ребятам за них - СПАСИБО.