ЕЛЕНА УСПЕНСКАЯ: «МЫ ТАНЦЕВАЛИ ВСЕГДА ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ, НО ПРОСТО ТЕХНИКОЙ МЫ БРАЛИ СВОЕ»
Я сам занимался спортивными танцами несколько лет: с 5 по 9 класс. Потом ушел в плавание, тхэквондо, а потом ушел и оттуда – готовиться к поступлению в вуз. И мне всегда было интересно, как спортсмены могут долго и упорно заниматься одним и тем же? И еще завоевывать высшие награды. Причем, про плавание и единоборства говорить не хочется. Может, потому что продолжаю как любитель (или ветеран?) заниматься и тем и другим. А вот по танцам у меня ностальгия! Поэтому мне было очень интересно побеседовать с настоящей неоднократной чемпионкой по самому изящному виду спорта – бальным танцам, основательницей клуба U Project - Еленой Успенской. По-журналистски – вопросов разных не жалел.
Чемпионство – не есть популярность
РМ: Елена, вы трехкратная чемпионка. Иногда прибавляют приставку «экс»- экс-чемпионка. Это вообще правильно или неправильно? Или чемпион – это навсегда?
Е. У.: В душе в любом случае навсегда. А так, по факту получается, что я уже экс-чемпионка.
Р. М.: Нужно подтверждать постоянно титул?
Е. У.: Да, хотя я могу сказать, что нынешним Чемпионам я не проигрывала…
Р. М.: Пиетет молодых есть к вашим заслугам?
Е. У.: Относительный, очень относительный, очень многие уже не помнят о том, что кто-то был чемпионом. Когда мы танцевали, мы очень этим интересовались, сотни раз просматривали записи первых пар. Во время, когда мы были чемпионами, ситуация изменилась… Нас даже не всегда узнавали.
РМ: На улицах, вы имеете в виду?
Е. У.: Нет, не на улицах, а в танцевальной сфере. Например ты выходишь из зала и тебя не узнают.
Р. М.: У вас же – у танцоров - особый макияж!
Е. У.: Действительно, узнавали только в макияже, на паркете, когда ты первый. Поэтому я свое чемпионство чувствовала, пожалуй, всего пару раз и то, абсолютно не от танцоров.Первый раз это было, когда я ехала, и забыла все документы на машину дома. Меня остановил очень добрый дядечка-гаишник и, увидев на заднем сидении кубок, который я везла журналисту для фотографии, он мне говорит: «УСЗ Дружба?» - Я никак не могла понять, о чем он говорит. Как выяснилось , УСЗ – это универсальный спортивный зал «Дружба». Когда мы выиграли, он там дежурил, и он меня узнал. Меня это поразило просто до глубины души, и он меня, как ни странно, отпустил. Говорит: «Я вижу, вы вряд ли кубок бы просто так везли». Как-то очень по-доброму отнесся, это первый раз у меня было.Второй раз узнали в «Красной стреле», (поезд «Москва-Питер»), где у меня взяли автограф. У них есть такая книжечка специальная: и я расписывалась, если не ошибаюсь, после Жванецкого.Вот два раза, когда я прямо ощущала чемпионство, а так – никогда.
Редкие моменты удовольствий
Р. М.: В первый раз завоевать чемпионский титул – это как оно вообще? Какие чувства?
Е. У.: Морально очень сложно, потому что я была не готова. Я рассчитывала максимум на третье место, для меня это уже был бы праздник, потому что в предыдущий год мы были шестые, это конец финала. Поэтому когда мы стали первыми, это было очень странное чувство. Особенно, когда мы выиграли у Гимаева (Марат Гимаев – многократный чемпион России), который всю жизнь был первый, а я из первого тура вылетала.
РМ: Марат Гимаев?
Е. У.: Да. Он систематически каждый год был чемпионом, а я, получается, из грязи в князи, такая выскочка. Это было в Москве. И, конечно, был общественный резонанс очень серьезный, потому что Марата у нас очень любят и за его заслуги и за заслуги отца- легендарного спортсмена. И опять же, когда человек является чемпионом с детских лет, то к нему уже и относятся как к чемпиону.
Р. М.: Странно, что называют только Гимаева и не называют партнершу.
Е. У.: У танцоров так принято. Обычно ориентируются по партнеру – это просто быстрее и проще. Про нас говорили: «Котлов», при условии, что моя фамилия абсолютно не Котлов (и не Котлова – прим.интервьюера)! Ориентироваться по партнеру я, например, уже привыкла и очень спокойно к этому отношусь.
Р. М.: А второй раз это было ожидаемо?
Е. У.: Второй раз мы были супер-подготовленными, мы поменяли полностью программу непосредственно для чемпионата. Это было для нас что-то новое, новый образ, новая вариации. Мы поразили людей, которые предпочитали другие пары . Даже тренер Гимаева сказал, в этот раз вы были абсолютно заслуженные Чемпионы.
Р. М.: Эта программа была европейская?
Е. У.: Европейская, да. Я была чемпионкой России только по европейской программе, потому что когда я встала с Максом в пару, мы сразу решили стандарт танцевать. Я с предыдущим партнером танцевала латину, у нас были достаточно неплохие результаты, но просто так сложилась жизнь.
Р. М.: Ну, про третий раз не спрашиваю, наверное, это было логично.
Е. У.: Нет, как раз третий раз был самый сложный, потому что пришло очень много новых пар, которые вышли из молодежи и пришли во взрослые. Они были очень перспективные, плюс ко всему было очень много новых дуэтов, которые образовались из предыдущего финала. Поэтому бойня была: на три первых места было четыре пары. Борьба серьезнейшая! Но мы станцевали финальный танец, - первый медленный вальс, танец-представление, - и в этот момент мы по реакции зала поняли, что, действительно, это произвело впечатление. Причём, мы танцевали всегда очень простые движения, но техникой мы брали свое.
Р. М.: Какие еще из побед вам доставляли большое удовольствие?
Е. У.: Когда мы выиграли «UK» (UK Open», открытый чемпионат United Kingdom, Великобритания – прим.инт.), еще до первого чемпионства, потому что до нас его никто не выигрывал. Это было, конечно, очень круто, ощущения потрясающие, потому что мы не рассчитывали вообще ни на какое место, мы просто шли и танцевали.И когда называли какое-нибудь седьмое место, мы такие: «О-о, мы вот у этого выиграли», - шестое место: «О-о, вот у этого выиграли». Когда остались первые две пары, это были две пары из России, мы и наши друзья, мы уже прыгали друг на друга, обнимались, и нам уже было совсем не важно, кто первый, а кто второй, потому что мы уже оба выиграли. Потому что у этих пар мы никогда не выигрывали. Ну и, конечно, было особенно приятно, когда мы все-таки стали первыми.Ещё победа на Кубке Мира – тогда было удовлетворение танцем. Такое бывает очень редко, ведь всегда хочется сделать лучше.
Страховка для спортсмена
Р. М.: Елена, образование у вас юридическое, правильно?
Е. У.: Если говорить о знаниях, у меня три разных образования. Юридическое и дизайнерское у меня, к сожалению, без диплома, в связи с беременностью и рождением ребёнка. Законченное у меня филологическое педагогическое образование. Правда, я не могу сказать, что я такой супер-филолог, т.к. работаю не в этой сфере.
Р. М.: Помогает спорту образование или образование спорту?
Е. У.: Образование как таковое – это развитие. И когда голова у человека развивается – это в любом случае хорошо.
Р. М.: А не лучше ли, чтобы все спортсмены учились бы просто в Институте физкультуры и спорта?...
Е. У.: Я два года отучилась в танцевальном институте, но при условии, что этот институт танцевальный, он начал мешать моим танцам… Сейчас он, к сожалению, не существует, это был московский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Р. М.: Не является ли образование для спортсменов страховкой о том, что когда закончится карьера, можно будет найти, как кто-то говорит, «нормальную профессию»?
Е. У.: Это однозначно, потому что никто не знает, что будет завтра. Я недавно познакомилась с потрясающими ребятами на отдыхе: он футболист, играет за Мордовию. Мы с ним разговаривали, и я так поняла, что он не знает, чем он будет заниматься дальше. Мы с его женой сошлись во мнении о том, что спортсменам очень опасно не иметь стороннего образования.
Р. М.: Разве нельзя в судьи пойти, в тренеры, спортивным директором...?
Е. У.: Во-первых, все нужно доказывать. Ты сдаешь экзамен, отстаиваешь свое право судить. Плюс ко всему, если у тебя не было супер-высоких результатов, то ты начинаешь с самого низа судейской коллегии - с четвертой категории. Должно пройти N-ное количество времени, чтобы ты получил третью категорию. Для этого ты должен вырастить пары определённого уровня, а это очень большие сложности. И для того, чтобы вот так постепенно дойти до высшей категории, как у меня сейчас – минимум, должно пройти десять лет.Безусловно, так, как я получала категорию- за заслуги – это намного быстрее. К сожалению,это могут использовать не все хорошие танцоры, т.к. для получения категории необходим определённый набор результатов… Мне кажется, что обязательно должна быть какая-то страховка. Но это я, наверное, говорю как козерог очень прагматичный.
Танцевальное детство – сейчас строже
Р. М.: Елена, увлечение танцами у вас с детства?
Е. У.: Да. Когда я начинала, я не думала о высоких результатах, а думала о том, чтобы хорошо танцевать. Как хобби танцы у меня - с десяти лет.
Р. М.: Бывает и раньше начинают?
Е. У.: Многие начинают раньше! И с пяти лет танцуют, вот сейчас я видела группу с трех лет. Мне кажется, что это больше ритмика, а не бальные танцы как таковые, но все-таки детки есть талантливые очень. Почему нет? Если родители хотят развивать их, то, я считаю, все возможности есть.
Р. М.: Чисто женское занятие - со всеми атрибутами.
Е. У.: Абсолютно! К сожалению, детям сейчас запретили всякие украшения на платьях. Рекомендованы больше гимнастические платья – купальничек и юбочка, юбочка еще и до колена. Я всем задаю вопрос : А ради чего девочки-то пойдут? Непонятно. Я шла за тем, чтобы камушки были, блесточки, боа и о результатах даже не думала…
Р. М.: Почему их запретили?
Е. У.: Считают, что это должен быть доступный вид спорта. Плюс ко всему дети должны оставаться детьми. Периодически родители делают такие костюмы, что это просто перебор: голая грудь и так далее. Понимаете, все-таки, мне кажется, блесточки – это для девочек очень здорово. Всякие там перышки, еще что-нибудь. Запретили же краситься девочкам. До определенного возраста они не могут краситься в танцах.
Р. М.: Чтобы узнавали!
Е. У.: Да даже не для того, чтобы узнавали, а, я думаю, чтобы это не было вульгарно, чтобы девочки не превращались в восьмилетних женщин. Потому что родители периодически, подражая каким-то взрослым парам, не чувствуют грани. Я не знаю, видели вы или нет программу, как же называется… там, где конкурсы красоты для маленьких девочек. Когда из девочек путём «make up», причёски и платьев делают женщин, это, конечно, не всегда здорово.
Р. М.: Поговорим о красоте, Елена. Она, как известно, требует жертв. На какие жертвы вы шли, если шли, когда занимались, и сейчас занимаетесь танцами? Или вы это жертвами не считаете?
Е. У.: Жертвой я это не считаю. Женщина всегда должна оставаться женщиной. Какие жертвы?
Р. М.: Ну, не знаю, волосы подстричь в угоду прическе. Или еще что-то: похудеть или наоборот – поправиться?
Е. У.: Нет, таких вещей у меня не было. (задумывается) Нет, жертв не было. Мне приходилось иногда ходить в солярий, чтобы не быть совсем зеленой, потому что у меня очень белая кожа. Но это было не в угоду танцам, а в угоду обычной жизни.
Р. М.: Растяжки там какие-то специальные гимнастические, может быть?
Е. У.: Слава богу, я занималась европейской программой, и там таких сумасшедших растяжек нет. Это, конечно, больше в латино-американской программе необходимо. Плюс это от человека зависит – что он хочет показать, чего он хочет добиться.
Р. М.: Окей, получается, танцы – это занятие спортом без жертв.
Е. У.: Да! Абсолютно! Единственно, что нужно очень много времени уделять. Жертва – личная жизнь, а точнее, свободное время.
Р. М.: Но сейчас все в порядке?
Е. У.: Да.
И спорт, и искусство, Или – через месяц уже королева!
Р. М.: Ваш любимый танец из западно-европейских и латино-американских?
Е. У.: В европейской программе я могу прямо сразу сказать – это фокстрот, медленный фокстрот. Причем, мы его всегда выигрывали, безоговорочно. Это единственный танец, который никогда ни у кого не вызывал никаких вопросов. Мы на него делали шоу, использовали музыку в два раза медленнее, чем она есть. И тогда народ аплодировал стоя. Те, кто это понимает, знали, что это очень сложно сделать. Ну и судили нас всегда очень хорошо, и мне очень нравилось, что я там могу немножко поводить.
Р. М.: А латинский? Румба?
Е. У.: Румба – это танец любви, конечно. Да, я думаю, большая часть танцоров скажет, что это мой любимый танец.
Р. М.: «Пасадобль», - скажет какая-нибудь роковая брюнетка!
Е. У.: Может быть. Хотя, я была роковой брюнеткой, но, все-таки, любви никогда не бывает много, поэтому любимый танец, румба.
Р. М.: Уровень спортивных танцев России и их место в мире вообще?
Е. У.: сейчас в России уровень очень вырос. Все пары очень выросли. Новые веянья, новые какие-то трюки, новые вариации, очень серьезное развитие.Особенно по сравнению с социалистическими годами ,ведь все было закрыто, считалось, что это буржуазное излишество. Сейчас мы догнали и многие страны перегнали, а то, как это развивается у нас в стране, я думаю, нигде в мире… еще Италия не здает позиций, она во многом законодатель моды.
Р. М.: Ваши пожелания тем, кто вдруг решит заняться танцами не в десять лет, не в пятнадцать, а, например, в двадцать или в двадцать пять? Стоит ли вообще?
Е. У.: Не бояться! Я могу сказать, что многократная чемпионка мира, Кармен Винчелли, которая танцевала с Брайаном Ватсоном, начала танцевать в двадцать один год и была многократной чемпионкой по профессионалам. Поэтому, я могу сказать, что никогда не поздно.Все зависит от желания, настроя и вообще данных. Не бояться, а самое главное - получать от этого удовольствие.
Р. М.: Правда ли, что танцы как-то раскрепощают человека? Он себя чувствовал, что он некрасивый, плохо двигается, пришел в танцы – и вот!
Е. У.: Я думаю, что то, что дают танцы, не дает ни один вид спорта. Танцы это грань спорта и искусства. Ни где не получишь настолько гармоничного развития, ведь эстетика и физическая нагрузка идут «рука об руку»… Я знаю много примеров, когда человек после месяца занятий получал так давно желаемую должность или встречал свою половинку… Так что призываю всех- танцуйте!!!!
Р. М.: Спасибо!
Записал Роман Масленников