Танцы у гранитной плиты
Первые полуфиналы Лиги чемпионов – похороны на дискотеке
Фото: Lars Baron / Getty
Страсти немного улеглись, все интернет-углы исписаны яростными лозунгами «только Германия, только хардкор», и теперь можно спокойно поговорить о произошедшем. Потому что никакого нормального разговора посреди визгливой толпы, воспевающей восход Бундессолнца и называющей все это – новой футбольной эрой, быть не может. Какие разговоры, когда все орут?
Понятно, что 8-1 способны разорвать любое сознание, лишив возможности не то, что говорить - думать. Но вот вроде бы оторались, расползлись кто куда, приходя в себя и пытаясь хоть что-то из сказанного, вернее выкрикнутого, проанализировать и объяснить, хотя бы для самих себя. Самое время посудачить в спокойной пятничной обстановке.
За окном долгожданное весеннее солнышко, Фернандо Торрес собирается играть за «Челси» еще три года – мир дышит надеждой на лучшее. Одним словом - весна.
Для начала стоит разделить полуфиналы Лиги чемпионов, не смешивая их и не проводя параллели, главным образом между немецкими командами. Самое неправильное в этой ситуации – пытаться прийти к общему выводу, исходя из возможностей победителей. Во-первых, потому что они совершенно разные, а во-вторых, потому что на решающей стадии плей-офф громадных турниров невозможно крупно, безоговорочно, выиграть. Разгромно можно только проиграть.
«Бавария» - гранитная плита, настоящая футбольная посмертная идеальность, непреступная и безальтернативная. Ее не сдвинешь, не пробьешь, куда бы ты ни бил, в любое место – только кулаки ломать. Такой она предстала в плей-офф, такой раскатывала не самый дурной «Ювентус» и такой же, даже чуть более взвинченной, заведенной, вышла уничтожать «Барселону».
Все ведь долго гадали, кто же победит «Барсу», не автобусом, набитым под завязку везением и стечением обстоятельств, а именно игрой. И какой эта игра будет? Изящной? Хотя куда уж изящней. Или же ураганоподобной, как пробовал Моуринью, выстраивая из «Реала» футбольного Франкенштейна, чья ярость может соперничать только с его неутомимостью?
Оказалось все проще, много-много проще. Кружева «Барселоны», основательно уставшей, неповоротливой весь сезон, какой-то сонной, эти самые кружева превратились в пыль, как только по ним шарахнула бетонная плита.
Мы все ждали, кто же придет на смену великой сине-гранатовой эпохе, именно эпохе. Но никто так и не пришел, по крайней мере, пока. Монолитность, непогрешимость в любом узловом соединении, механическая выверенность каждого действия и неутомимость – такой оказалась сегодняшняя «антиБарселона».
Это не начало новой эпохи, не следующая величайшая команда – это просто время. То самое время, которое убегает от сине-гранатовых футбольных изощрений, возведенных в культ. В Мюнхене собрали идеальный, максимально эффективный, исходя из собственных возможностей, футбольный организм (где, если не в Германии такое должны были сконструировать?).
Это не новая идея, не иной вектор развития игровой мысли. Это просто грамотно собранная машина, механизм.
Мы ждали победителя, а получили проигравшего.
Все это нисколько не умаляет заслуг «Баварии», они вообще ни под какое сомнение не ставятся, они великолепны, стабильны и заслуженны. Речь о другом, о том, что никакая эпоха немецкая не началась и не факт что начнется. Для этого, к слову, в Мюнхен приехал Гвардиола, поучаствовавший в доводке до ума предыдущей, той, что потихоньку клонится за горизонт.
Той самой, которую мы все провожаем, каждый по-своему, кто-то - унижая, отплясывая на истерзанных костях, кто-то – отказываясь принимать данность, разыскивая величие в противниках, а многие – молча или криком, в этом принципиальной разницы никогда не было.
Гранитной плитой новая жизнь не начинается, ей заканчивается предыдущая. Произошедшее в первом полуфинале Лиги чемпионов – гораздо в большей степени похороны, чем рождение.
«Барса», конечно, не умерла, она официально раскоронована, ей теперь нужно заново привыкать к тому, что она не уникальна. Ей, в конце концов, нужно купить себе оборону, без которой нынче каталонцы играть не могут, вернее играть-то могут, побеждать – нет, больше нет.
«Бавария» в нынешнем своем воплощении была необходима, чтобы закрыть железной дверью длиннющий каталонский коридор. Чтобы плюхнуться неподъемной плитой, выбросив в воздух облака едкой пыли, дав четко и однозначно понять одно: все, ваше время ушло, нужно начинать все заново. Вот вам плита, вот на ней ваши годы жизни. Это не случайность, не обстоятельства, это финал, ваш финал. Придумывайте заново, погорюйте, принесите цветочки на могилку и живите дальше, смирившись с данным фактом.
Говорить о чем-то новом, о хоть сколько-нибудь серьезном прецеденте можно только применительно к «Боруссии». Она молода, она по-своему цинична, хоть и не слишком надежна. У нее новые принципы жизни, веры и любви. Это новое время, немного бестолковое и отвязное.
«Боруссия» - дискотека. Дико банальное сравнение, но без него никуда. Это танцы, юные, выпендрежные и максимально заразительные. Мы же еще не состарились до той степени, когда начинаешь ворчать про все на свете – эх, молодежь, в наше время такого не было… Было, еще как было! И не такое происходило, бывало и покруче, даже почище, как пел когда-то по-хорошему безумный «Мумий Тролль».
У победы Дортмунда примерно те же корни, что и у мюнхенского полу-полуфинала, но иные составляющие. Опять же, речь не о том, что «Боруссия» достойнее «Баварии», на мой взгляд, совсем наоборот. К тому же Дортмунд до сих пор представляется слишком инфантильным для того, чтобы примерить европейскую корону, украшенную брильянтовыми карточками «мастеркард», которые, как известно, не могут заменить только душу, да и это довольно спорно, у многих получается.
В победе команды Клоппа столько же внутренней усталости соперника, а может и больше. Время Моуринью в Мадриде истекает, его уж точно эпохальным не назовешь. Жозе, безусловно, великий тренер, даже величайший, но кратковременный. Это уже вполне сформировавшийся футбольный циклон, несущий в себе победы, как в прогнозе погоды: в Лондоне ожидается кратковременный Жозе, года два-три, трофеев пять-шесть.
Моу-циклон покидает Мадрид, оставляя его иссушенным, каким-то сморщенным, обезвоженным до крайней степени. Уставшим, выпитым, словно жертва вампира.
Таким он и предстал в Дортмунде, где ты можешь быть каким угодно, но только не утомленным и вялым. Эта бесчинствующая молодежь утанцует любого, с ней нельзя отсидеться в сторонке. Хоть она и легковесна, практически так же невесома, как и «Барселона». Все эти Гетце, Ройсы и остальные Гросскройцы – это какие-то футбольные воробьи, которых как ни разгоняй, они все равно слетаются обратно. Их можно только отстреливать, что запрещено даже в Китае и уже давно. Зато разрешено раскупать, что, собственно говоря, и происходит.
Но «Боруссии» не грозит крах, она будет терять своих питомцев, продолжая жить. Пока у нее есть идея, это к разговору о «Баварии», где нет идеи, зато есть бесстрастный гранит, пока есть мысль – она будет жить. И будет время от времени выдавать такие вот штуки, как второй тайм против «Реала». Вряд ли этого запаса хватит на что-то эпохальное, но должно хватить на то, чтобы не стать сиюминутным.
Не стоит ждать новой эпохи от дискотеки и погребальной плиты. Одна слишком уж инфантильна для этого, слишком непредсказуема, а другая – наоборот, чересчур увесиста и монументальна.
То, что мы увидели в первых полуфинальных матчах – не начало новой эпохи, это завершение предыдущей. Развеселые, местами безумные в своем угаре танцы у гранитной плиты.
Возможно, именно поэтому так свежо и позитивно звучит из колонок Мэрилин Мэнсон – идеальный суандтрек для разудалой кладбищенской пляски.
Не стоит ждать нового великого восхождения, оно на то и всеобъемлющее, чтобы появляться раз в жизнь, а может и реже. До «Барселоны» мы жили без эпохальных команд, были просто большие, много разных по-своему великих команд. Такой, наверняка, станет «Бавария», если только Гвардиола не знает чего-то такого, что способно запустить механизм новой империи. Но это все же вряд ли, нужно отвыкать от этой мысли. Там не было Богов, простые люди, те, что играли и тот, что тренировал. Тем более теперь мы знаем это наверняка.
«Everyone will come, everyone will come.
To my funeral to make sure that I stay dead.
Everyone will come, everyone will come.
To my funeral to make sure that I stay dead, dead»
Marilyn Manson
Другие тексты блога:
Обзор 33 тура Серии А (Radio Edit)
Мифы и иллюзии Стефана Эль-Шаарави
По краю пропасти из последних сил
Плита, пыль, эпоха...
Даже интересно, какой возвышенный манифест напишет автор, если в ответных матчах испанцы, если не отыграются, то по крайней мере одержат победы.
Текст чудесный, но про футбол почти ничего. Одни - эпоха, другие - просто механизм))) Одни - идея, другие - машина))) В чем разница для автора?
Текст замечательный.