Страсть к перемене. Рецензия на PES 2013
Сергей Думаков тестирует новую версию культовой игры Pro Evolution Soccer и делится впечатлениями в блоге «Сыграй в меня, если сможешь».
Pro Evolution Soccer 2013
Разработчик/издатель: Konami
Дата выхода: 20 сентября 2012
Сдавшая в последние годы серия Pro Evolution Soccer, похоже, вновь обретает былое величие: PES 2013 возвращается к истокам, отказавшись от бессмысленной погони за модой.
Затянувшийся спор японцев с западными конкурентами в лице FIFA от Electronic Arts привел к тому, что отличить одну игру от другой стало необычайно тяжело. Причем обе стороны шли к сложившейся ситуации разными тропинками: FIFA путем усложнения физической модели и навязывания контактной борьбы, PES – напротив, постепенным упрощением правил игры и показной дружелюбностью. В итоге обе серии мутировали в нечто среднеарифметическое, и спор о том, кто же круче, утих сам собой. Об аркадной природе одного симулятора и хардкорном гене другого многие даже успели позабыть.
Но если авторы FIFA в этом году с прежней леностью рассказывают о «пяти отличиях», характерных для нового выпуска сериала, в Konami неожиданно дернули стоп-кран. PES 2013 одновременно и самый инновационный, и самый консервативный эпизод серии за долгие годы – японцы, наверное, осознали всю тщетность подковерной борьбы и возвратили игре собственное лицо, единым махом вернув PES на десяток лет назад.
В хорошем, разумеется, смысле: разработчики заново изобрели неторопливый игровой ритм, которым так славился Pro Evolution Soccer в середине нулевых. Футболисты вновь перемещаются по газону более или менее правдоподобно, без умопомрачительных рывков через все поле и спринтерских забегов по бровкам. Это позволило сместить акцент с силовых единоборств на комбинационную игру, основанную на мелком пасе и грамотном позиционировании: многие критики отмечают, что в PES 2013 на поле воцарилось типичное для современного футбола «умное» спокойствие, когда каждая атака хладнокровно рассчитывается, точно математическое управление. Такой футбол характерен, например, для сегодняшней «Барселоны», и неудивительно, что виртуальные поединки с участием этой команды легко спутать с трансляцией настоящего матча.
Потому что отмотав назад время в плане игровой философии, технически и визуально PES 2013, конечно, невероятно красив. Фирменная эстетика тут возведена абсолют: кажется, будто новые системы дриблинга и приема мяча разработаны лишь для того, чтобы игроку было удобнее пижонить. В результате футбол выглядит запредельно романтичным: когда форвард проигрывающей команды на последних минутах продирается сквозь защитные построения противника и, спотыкаясь, вползает в штрафную, после чего из последних сил в падении посылает мяч аккурат в дальнюю девятку – игре хочется аплодировать.
Не в последнюю очередь все это стало возможным благодаря новому принципу управления: традиционные кнопочные схемы дополнены возможностью точного прицеливания. Левый «шифт» джойстика позволяет выбрать не просто направление удара, а конкретное место – и игрок честно попытается исполнить такой удар, даже если он сложен и неудобен. Pro Evolution Soccer всегда аппелировал к непредсказуемости как основной черте футбола, теперь вот разработчикам удалось эту самую непредсказуемость идеально смоделировать. Причем не в ущерб сложности: ползунок последней можно задрать так, что каждый забитый гол будет казаться подарком судьбы. Это особенно хорошо заметно на примере какой-нибудь беззвездной команды-середнячка, которая весь матч вынуждена плести оборонительные сети в надежде на ошибку более мастеровитого соперника и удачную контратаку. Ощущения потрясающие, честное слово.
А вот в том, что касается режимов игры, Konami пожадничала. В PES никогда не было избытка лицензированных клубов, арен и чемпионатов – вот и в этом году приходится довольствоваться традиционными Master League, Лигой Чемпионов, Лигой Европы, кубком Либертадорес и случайными матчами. Полностью в PES 2013 представлены лишь чемпионаты Франции, Испании, Голландии и, понятное дело, Японии. Частично – Англии, Италии, Португалии и Бразилии. Еще 24 реальные команды существуют сами по себе: за них можно сыграть в Лиге Чемпионов, лица их игроков воссозданы с фотографической точностью, однако «домашних» лиг для них не предусмотрено. Среди них, например, «Бавария», АЕК и три российских клуба – ЦСКА, «Спартак» и «Зенит». Зато международных команд рекордное число – целых восемьдесят одна. Имена игроков, правда, в них зачастую вымышленные (как в случае с Канадой или, что удивительно, Украиной), но сам факт не может не радовать.
Иными словами, прощальный поклон удался. Ни для кого не секрет, что PES 2013 – последняя игра серии, выполненная на текущем графическом движке. В следующем году PES ожидает глобальное обновление, и это будет совсем другая игра. Остается только благодарить Konami за то, что ей хватило мужества приложить все усилия для того, чтобы закончить этот жизненный цикл в мажоре: футбол, как и любой другой вид искусства, живет исключительно страстью, а в PES 2013 все только на ней и работает.
Если брать консоли, то после выхода Fifa08, желания играть в PES пропало полностью. До этого был фанатом ПЕС, за реализм и нестандартность.
К сожалению Японцы не смогли во время сориентироваться и оставили все как есть, в то время как Фифа сделала в 08 году серьезный рывок. Если до этого в Фифа, не было физики и забивались одинаковые голы+ графика не сильно лучше ПЕСа была, то уже в версии 08 на консоли, все сложилось. Физика+Графика+Лицензии+Великолепный онлайн. И Фифа в плоть до 13 версии себе не изменяла, улучшая все в.у. компоненты.
К сожаление ПЕС сейчас превратился в полное УГ. Силовой борьбы почти нет. Хорошо это видно при выносе от ворот. В Фифа идет борьба, физика работает. в ПЕСе два истукана стоят на своих позициях и как оловянные солдатики прыгают. Убогие вратари никуда не ушли. Падают как мешки с картошкой и вместо рук, куриные крылышки. Онлайн вообще трешь. искать сопа 5 минут, чтобы потом с ним лагать.
И еще куча убогих мелочей. при КАЖДОМ выносе от ворот, надо ждать свистка арбитра, это дико бесит. О быстро начатой атаке в таких условиях не может идти и речи. Про дриблинг я вообще молчу. Ужасное переключение между игроками при обороне. Ни о какой позиционной защите и речи нет. Если в Фифа я могу стиком хоть на край поле переключится, то в ПЕС это целая мука. И при хорошем пасе, ты просто не успеваешь переключиться на дальнего и подстраховать.
Надеюсь новый движок будет посерьезней и они сделают упор на физику, реализм и взаимодействие игроков на поле! Нужна конкуренция, пока ЕА играет в одни ворота.
С уважением)
- Удар. Я всегда хотел чувствовать, что бью. Регулировать силу удара. Бить в FIFA - одно удовольствие, особенно в последних играх серии. Бить в PES’e - судорожный щелк по кнопке, зажмешь чуть сильнее - привет, воробьи на кромке крыше. Почему чувствительность удара настолько высокая, я никогда не понимал.
- Движение с мячом и без мяча. Пресловутая «деревянность» игроков и слабая маневренность, дерганость при приеме мяча, глупое ожидание пока мяч прикатится. Соорудить в PES именно ту атаку, которую ты задумываешь, чрезвычайно сложно после гибкой и динамичной FIFA. Быть может, для кого-то это не минус, не знаю, мол, больше реализма, больше гламура...
- Проблемы с лицензиями клубов. Решается все патчами, но дурной осадок остается.
Даже при этих проблемах, я отдавал приоритет PES до последнего года, когда FIFA 12 ударила апперкотом по челюсти ребят из Konami. 13-ые серии игр окончательно переманили меня на сторону канадцев. Надолго ли?
Одинаковые, это когда я в мельчайших деталях могу мысленно представить тот самый гол головой с углового, который Дрогба забивает в тысячепервый раз. Скриптов очень много, свободы не достает. К сотому матчу, когда все скрипты-минисценки пересмотрены и выучены, остается уныние и ангст. И гол Дрогба головой с углового.
ПЕС же продолжает удивлять до сих пор. Каждый угловой или навес -- игра шансов. Простреливать в штрафную наполненную тушками игроков -- настоящее удовольствие. Самоотверженный вынос или предательский отскок? Ошибка вратаря на выходе или неумелый срез в свои, Косьелни стайл? Все возможно.
Ошибки -- питательная среда любого игрового спорта вообще, и футбола в частности (по крайней мере пока в него играют человеки, несовершенные по определению). ПЕС, в симуляции этого аспекта, всегда был и остается на три головы выше. Отсюда, более разнообразный геймплей и высокая replayability.
Все вышесказанное касается исключительно синглплеера.
Если в следующем году выйдет новый новый пес с новым движком, я практически уверен, что он будет как минимум на равне с фифой (если конечно и EA Games что-то все таки поменяют за год, а не просто подставят новую цифру в названии). Главный, еще раз скажу, бич пэс - это лицензии, норд лондон и мидлкастлс - это ппц