Самый жесткий лимит был в 90-х. Максимум 3 иностранца на поле
Под него попадали даже соседи.
Идея министра спорта Михаила Дегтярева о новом лимите (5 иностранцев на поле, 10 в заявке) звучит жестко, но в 90-е лимит был еще строже: максимум три иностранца на поле! Причем легионерами считались и футболисты из только распавшегося СССР.
Иностранцев издалека сначала не приглашали. Денег не хватало даже у «Спартака»
Лимит на легионеров вводили еще в Российской империи. В начале прошлого века большие команды (особенно из Питера и Москвы) на две трети состояли из англичан, поэтому в 1912-м Всероссийский футбольный союз ограничил их число в составе до трех.
Советскому футболу лимит не требовался, поскольку легионеров не приглашали. Только в 1989-м президиум федерации футбола СССР позволил клубам заявлять двух иностранцев. Федерация еще оценивала, требуется ли тот или иной легионер, исходя из интересов отечественного футбола.
Первый чемпионат России запустился в 1992-м при лимите в три иностранца на поле. Причем легионерами считались и игроки из постсоветских республик. Об иностранцах из дальнего зарубежья тогда никто особенно не думал, потому что не было денег.
Бедствовал даже чемпионский «Спартак»-1992.

«Во второй лиге, где-нибудь в Узбекистане, были бешеные доплаты, – рассказывал Олег Иванов «Чемпионату». – А в «Спартак» шли не ради обогащения – в футбол играть. Оклады у нас были плюс-минус одинаковые – 160, 200 и 230 рублей. У сборников, может быть, до 250 доходило».
Первый президент РФС Вячеслав Колосков помнит о тех проблемах. «Советский футбол был мощнейший организацией, возможно, передовой в мире. Это три лиги, большое количество соревнований. Вся эта махина распалась. Профсоюзов не стало, а это 90% финансирования, ведь команды базировались в крупнейших предприятиях. Приходилось все создавать заново, это была самая тяжелая работа. Чтобы ее осилить, нужно было создавать органы управления в территориях», – рассказывал Колосков для «Матч ТВ».

В таких условиях логичная ставка – на переманивание игроков из соседних стран. В чемпионате России играли украинцы (например, Владимир Геращенко, Виктор Леоненко), таджикистанцы (Юрий Батуренко, Хаким Фузайлов), узбекистанцы (Миржалол Касымов, Геннадий Денисов), азербайджанцы (Назим Сулейманов, Вели Касумов) и белорусы (Андрей Коваленко).
Российские клубы адаптировались к новым реалиям. С каждым сезоном число футболистов из СНГ росло. В 1992-м – 63 легионера, в 1995-м – уже 100. В 2000-м бразильцев было уже почти вровень с казахстанцами: 9 против 10.
Овчинников извинялся за первых бразильцев в «Локомотиве НН». В 1997-м лимит вообще отменили

Число иностранцев в чемпионате России медленно росло. В сезоне-1995 нижегородский «Локомотив» впервые привез бразильцев: Луиса Андре да Силву и Марио дос Сантоса Жуниора. Клуб взял их по совету переводчика из Бразилии. «Нам-то какая разница: Бразилия, не Бразилия. Летят они за свой счет, поэтому мы сказали: давайте», – рассказывал главный тренер нижегородцев Валерий Овчинников.
Но первые бразильцы оказались совсем слабыми, капризными и ленивыми. Овчинникову даже пришлось извиняться за трансферы в интервью «СЭ»: «Простить себе не могу эту пакость. Кто-то порекомендовал, и мы их выдернули в Нижний. Суммы за них просили смехотворные. Пять тысяч долларов за трансферы Бразильской конфедерации, две тысячи клубу. Семь тысяч за двоих. Найденов по поводу наших бразильцев все шутил. Продайте, говорит, их мне в Сочи. «Одену в ливреи, поставлю около дома».

Легионерами невысокого уровня закупались и другие команды. В 1996-м в Россию приехали представители Камеруна, Болгарии, Сирии, Иордании и Бразилии. Многие иностранцы не тянули уровень ЧР – и быстро возвращались обратно.
После золотого матча между «Спартаком» и «Аланией» в 1996-м РФС задумался о новом лимите из-за активного привлечения иностранцев. Обсуждали увеличение квоты до пяти легионеров на поле (еще пятеро могли быть в запасе). Но в январе 1997-го под давлением клубов ограничения отменили совсем. Оставили только в первом и втором дивизионах: не больше пяти и трех иностранцев на поле соответственно.
В таком формате российский футбол существовал с 1997-го по 2004-й. За это время российская сборная не попала на ЧМ-1998 и Евро-2000, еще дважды не вышла из группы на ЧМ-2002 и Евро-2004. У клубов больших достижений в Европе тоже не было.
В 90-е и начале нулевых игровое время российских футболистов пугающе сокращалось: доля падала ниже 50%. И настал исторический момент: летом 2005-го в составе «Динамо» на матч против «Москвы» вышли 11 иностранцев. Тогда динамовцы проиграли 1:2, а на поле появился только один игрок с российским паспортом – после перерыва Дмитрий Половинчук заменил Андрея Прохоренкова. Это скорее исключительный случай, но важный маркер: костяк российских команд тех лет составили иностранцы.
В 2005-м президентом РФС стал Виталий Мутко, и через три дня после динамовского матча заявил: «Возмущает не сама ситуация с 11 легионерами, а другое. То, что с молчаливого согласия РФС и при бездействии руководства Премьер-лиги удалось протащить регламент с липовым лимитом на легионеров. На поле выходят 11 иностранцев, а оказывается, что они и не иностранцы вовсе. Мы приведем лимит в порядок, нравится это кому-то или нет, заключены контракты или нет– мы будем действовать в интересах страны».

Дело в том, что при введении первого лимита после 1997-го обсуждали несколько вариантов: от «8+3» (не считая граждан стран СНГ) до «6+5», но со смягчающим уточнением – от статуса легионера освобождались иностранцы, которые сыграли больше 10 матчей за сборную за два года. Последний вариант и утвердили, только вот уточнение «за два года» по пути исчезло – именно поэтому «Динамо» смогло выпустить в старте только иностранцев.
Мутко сдержал обещание: с 2006-го 10 матчей за сборную больше не снимали звание легионера.
Коротко напомним, как работал лимит в российском футболе (тут – подробная история правила).

А как в Европе 90-х? Лимит смягчался, сейчас ограничения только на игроков не из ЕС
В декабре 1995-го европейский суд вынес исторический вердикт: требовать компенсацию за футболиста с истекшим контрактом незаконно (знаменитое дело Босмана), устанавливать лимиты на легионеров из других стран ЕС – тоже.

Так в футболе появились свободные агенты, а в Евросоюзе сняли ограничения на европейских игроков.
Интересно, что лимит на иностранцев должны были отменить еще за 20 лет до этого. В 1976-м футбольный агент Гаэтано Дона пожаловался, что итальянский клуб «Ровиго» отказался оплачивать размещенное им объявление в бельгийской газете о поиске игроков (суровый скаутинг 1970-х). В клубе объяснили, что кандидаты из Бельгии были не нужны из-за запрета на легионеров. Хотя, согласно материалам дела, сами же зачем-то попросили Дону поискать подходящих футболистов за границей.
Суд счел ограничения на легионеров из стран ЕС в Италии дискриминационными, но не обязал их снять – то ли из-за абсурдности дела, то ли из-за еще не набравшей ход евроинтеграции. Вместо этого УЕФА попросили разработать нормы, не нарушающие закон.
Результат: в 1978-м европейским клубам разрешили приобретать сколько угодно легионеров, но на поле одновременно можно было задействовать только троих. В 1991-м правило смягчили: три любых легионера на поле и еще два ассимилировавшихся, то есть отыгравших в стране более пяти лет.
Правило 3+2 окрестили «джентльменским соглашением» ЕС и УЕФА. Почему его одобрил еврокомиссар по делам внутреннего рынка Мартин Бангеман, несмотря на противоречие закону, – неизвестно. Возможно, бывшему министру экономики ФРГ Бангеману футбольные дела казались мелочью.
Лимит на приезжих – нормальное явление даже в современной Европе. Вариации есть во многих странах, но отличия от России существенные: критерии гораздо мягче. Под ограничения не попадают граждане ЕС, в Италии установлено минимальное число местных воспитанников, которыми могут стать даже иностранцы – достаточно провести в стране три года от 15 до 21-летия. Нет требований к гражданству для воспитанников и в Германии.
Актуальный лимит (3+8) – один из самых мягких в российском футболе. Уже со следующего сезона его сильно ужесточат.
А какой лимит в других лигах? Есть почти везде
👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Включиться можно в любом туре!

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, Alexander Chernykh/Russian Look, IMAGO/Rainer Dahmen/Global Look Press; РИА Новости/Игорь Уткин, Владимир Родионов
-------------------
Никакого ЕС в то время не существовало. Автор, изучайте матчасть того, о чем пишете.
Да и Виктор Леоненко наоборот перешел из российских клубов в Динамо Киев.