4 мин.

Что мы упустили в матче «Динамо» – «Спартак»?

Москва в субботу праздновала День города. На фоне красоты и концертов на стадионе «ВТБ Арена» проходило одно из старейших дерби российского футбола — «Динамо» против «Спартака». Но обсуждали после матча не только результат. Судейство оставим другим экспертам. Затронем тему медицины. В первом тайме случился эпизод, который вновь поднял вопрос: почему у нас не существует системного понятия спортивный невролог?

В результате столкновении двух игроков головами пошла кровь. Камеры поймали момент, болельщики замерли, врачи оперативно оказывали помощь. Но самое важное осталось за пределами экрана. В таких случаях вопрос не только в том, как быстро остановить кровотечение. Настоящая угроза скрывается в возможной травме головы.

Спросить у футболиста, всё ли нормально, — это не диагностика. Необходимо неврологическое тестирование, хоть и в режиме экспресс: ориентировка во времени, память, координация, неврологический осмотр. Это стандарт, который давно действует, но на который не всегда у медицинского персонала есть время.

Как это устроено в других видах спорта, например в НФЛ?

В НФЛ тема травм головы перестала быть «частью игры» много лет назад. Лига выстроила многоуровневую систему, которая включает ступенчатый подход:

Наличие сертифицированных специалистов, назначаемых лигой и работающих на трибуне.

Их единственная задача — отслеживать с помощью видеоповторов возможные признаки сотрясения или другой серьёзной травмы. С 2015 года у них есть право вызвать медицинский таймаут если они видят игрока, явно дезориентированного или неустойчивого, и при этом очевидно, что медицинский штаб команды не обратил на него внимание . В этот момент игра останавливается, а футболист обязан пройти медицинскую оценку вне поля.

Так же у лиги есть независимые неврологические консультанты.

Они присутствуют как на бровке, так и на трибуне, и работают вместе с клубными врачами. Если есть подозрение на сотрясение, именно они участвуют в решении, может ли игрок вернуться в матч. Ключевой момент: решение принимается не тренером и не самим футболистом, а независимым врачом, назначенным лигой.

Отдельные пункты у регламенте, посвященные сотрясению головного мозга, 

«Concussion Protocol» — предписывающий последовательность действий: от экспресс-осмотра на бровке до многоступенчатой программы возвращения к тренировкам и матчам. Игрок не может выйти на поле снова, пока независимый невролог не подтвердит, что все процедуры соблюдены

Европейская реальность

В европейском футболе всё иначе. На поле, как правило, выбегают врач спортивной медицины и массажист/физиотерапевт. Они должны одновременно оценить травму, оказать помощь и принять решение о продолжении игры. Системного контроля, независимого надзора или хотя бы формализованного алгоритма диагностики сотрясений нет.

При этом нельзя сказать, что тема сотрясений игнорируется. В России РПЛ,  в последние годы действительно уделяет внимание проблеме: в перерывах матчей на стадионах показывают специальные ролики о том, как важно вовремя распознать травму головы и не игнорировать симптомы. Для врачей лиги регулярно проводятся медицинские семинары, конференции на высочайшем уровне, в том числе посвященные травмам головы. Уровень подготовки врачей клубов высок, их профессионализм не вызывает сомнений. Но на наш взгляд, нам нужно отходить от привычки, что врач спортивной медицины сделает все сам. Нужна система поддержки, независимые эксперты и новые протоколы, которые позволят снять с клубных врачей избыточную нагрузку и повысить безопасность игроков.

Взгляд в светлое будущее

Несмотря на текущие вызовы, есть повод для оптимизма. С созданием Медико-экспертного совета при президенте РПЛ, который возглавляет проактивный и признанный научный авторитет Эдуард Николаевич Безуглов, российский футбол получает мощный инструмент для системного изменения подхода к безопасности игроков. С опытом участников совета, международными связями и видением мы имеем все шансы не просто догонять, но и становиться законодателями мод во всех европейских лигах в сфере защиты спортсменов. Это путь к футболу, где здоровье игроков станет приоритетом номер один — и где зрелищность и безопасность смогут идти рука об руку.

P.S. Отдельно хочу отметить работу главного врача «Динамо» Александра Родионова: он первым оказал помощь игроку «Спартака», показав, что в такие моменты клубные цвета отходят на второй план. Его действия — пример профессионализма.

Текст: Игорь Рудяков, Елизавета Рудяков. 

Мой телеграм про спортивную неврологию и не только

В тексте использовалась помощь ИИ на предмет правописания и структуры текста.