4 мин.

Мужская работа. Как надо называть игроков «Терека» и «Рубина»?

Впечатление от футбольной игры часто выражается одним определяющим словом. Иногда – нецензурным, иногда – восторженным, порой и вовсе хватает короткого междометия. К матчу «Рубина» и «Терека» я подобрал такое слово еще в первом тайме и, думаю, не ошибся. Это слово: мужчины.

Чемпионат России в целом выглядит сборищем слабохарактерных и дурно воспитанных взрослых мальчишек. Это неизменно доказывают международные встречи, где наши капризные звезды то и дело проигрывают не особо одаренным и умелым, но сильным духом, «правильным» мужикам. И все-таки «в целом» не значит «весь». Мужчины в премьер-лиге есть. Сегодня их можно было увидеть в форме «Терека» и «Рубина». Да и не только сегодня. Более того, успехи «Терека», его неожиданное, возмутительное лидерство после первой четверти турнира – это исключительно и полностью следствие ума, труда и рвения мужчин.

Легко посчитать, на каком месте были бы сейчас грозненцы, играй они на цыпочках, как некоторые команды-примадонны нашей лиги, рискни они потягаться с теми лишь размером футбольных талантов – надо всего лишь отнять девять очков за победы над «Динамо», «Спартаком» и сегодня. Поэтому совсем не обязательно пока высматривать тактические затеи Черчесова и вычислять КПД ведущих игроков «Терека», чтобы понять, как ему – кажется, единственному в нашем футболе за последние годы – удалось по ходу чемпионата догнать в таблице «Зенит». Достаточно еще раз повторить: мужчины, – и пусть не все, но очень многое станет ясно.

Они не щадят себя, разбиваются в кровь друг за друга (и даже друг об друга). Они хотят и поэтому могут. Если бы нынешний «Терек» в дополнение к привычным футболкам и гетрам надевал на себя папахи и нацеплял сабли, это смотрелось бы очень органично.

Мужчинам «Рубина» этого одухотворенного усердия как раз и не хватило сегодня. В первом тайме они выглядели так, словно всю неделю гуляли по побежденному Петербургу, вернулись в Казань лишь вчера и не успели выспаться. Причем разбудил их не свисток к началу игры, а гол «Терека».

На свете мало что происходит вдруг. У всякого события, если копнуть и разобраться, есть причина, предыстория и логика. Вот и гол Н’Дуасселя, каким бы скоропостижным он ни казался, имеет объяснения. Первые минуты игры окончательно убаюкали полусонный «Рубин». Тактика вроде бы работает, диагонали на Карадениза проходят, Рязанцева, убегающего открываться в центральную зону, никто не караулит, да и вообще соперник не выказывает желания лезть на рожон, предпочитая наблюдать за мячом, а не возиться с ним… Хозяева, и так-то не слишком сосредоточенные, совсем расслабились. И получили резкую, как тычок кинжалом, атаку в свои ворота. Мужчины в «Тереке» хитрые, зоркие и беспощадные.

Следующие пятнадцать минут «Рубин» вел себя как внезапно разбуженный будильником ленивый мужчина. То есть, медленно и огорченно просыпался, обхватив руками подушку, в пустой надежде, что сейчас позвонят с работы и объявят выходной. Потом все-таки пришлось встать и сделать зарядку в виде пробежки, подачи на Рондона и неточного удара. Тут «Рубин» взглянул на часы, обнаружил, что опаздывает – и наконец-то ожил. Счет ударов в тот момент был 0:4 в пользу гостей.

Странная все-таки манера у мужчин «Рубина» – отдыхать посреди рабочей смены. Казанцев нередко сравнивают по стилистике с киевским «Динамо» эпохи Лобановского – те тоже любили «рваный ритм», перемежая активные и пассивные отрезки, и точно так же промышляли «игрой по счету». Только вот какая штука: киевское «Динамо», переходя в спящий режим, не выключало кнопку «внимание» на приборной доске. Переводя дух и покатывая мяч, киевляне в то же время старательно гнали от себя зевоту и благодушие. Проще говоря, они продолжали играть в футбол и уважать соперника. «Рубин» в такие минуты почему-то превращается в самоуверенного бездельника. Вот и в этот раз чистого футбола у них набралось ровно на тайм, не больше. К 68-й минуте, когда забил Рондон, упомянутый ноль превратился в шестнадцать. В оставшиеся двадцать пять минут показатель кое-как дополз до девятнадцати, а ничья заново обернулась поражением, теперь уже окончательным.

Хозяином положения на этот «тайм» в середине матча казанцев сделали три происшествия. О пропущенном голе уже было сказано. Вторым было жестокое столкновение Уциева и Феррейры, двух настоящих мужчин, не пожалевших здоровья ради командных интересов. Одновременная потеря двух защитников – все равно, что одновременная потеря двух зубов. Крайне болезненная история. Естественно, что наполовину обновленной обороне «Терека» потребовалось время на притирку, как требуется оно во рту всякому зубному протезу.

Третье событие уже по традиции произошло в перерыве в раздевалке «Рубина»: Курбан Бердыев вставил своим игрокам пистон. На второй тайм они не вышли, а выскочили и принялись волтузить «Терек» по-настоящему. От такого зрелища повеселел даже импозантный итальянец на трибуне. После очередного вызова в сборную Билялетдинова можно было подумать, что матчи чемпионата России этот достойный пожилой мужчина посещает для галочки, на поле не смотрит и все 90 минут травит байки с соседями. Но сегодня в Казани он действительно во все глаза смотрел футбол, и ему нравилось.

А потом «Рубин» сравнял счет и снова задремал. Наверное, решил, что дальше «Терек» сам себя добьет. «Терек» же, как выяснилось впоследствии, даже в эти трудные минуты думал о победе. Едва мяч влетел в ворота Годзюра, Черчесов, у которого после 35-й минуты оставался на семицветике всего один лепесток, принял исключительно мужское решение: вместо того чтобы еще сильнее укрепить защиту, он отправил на поле вместо хавбека Маурисио юного нападающего Митришева.

И женщина Фортуна наградила его за этот поступок.

Автор – редактор журнала PROспорт.