С юбилеем, Гений!
Вот уже сутки тут висит опрос про ваше отношение к Марадоне. Но что тут сутки противоречивость его фигуры задаёт тон общественному обсуждению гораздо дольше. И юбилейная дата нам только органайзер в этом.
Вообще, как к Марадоне ни относись, футболист гениальный. Поэтому познавательно будет сравнить его лишь с сопоставимой величиной. Сюжет «Футбольного клуба» нам в очередной раз напоминает о мнимом соперничестве с Пеле. Сама эта дуэль, по сути классика жанра. Когда «сталкиваются» два гиганта, которые на практике не могут столкнуться, как кит и лев, иначе ведь бесполезны все эти предположительные домыслы. Ну и бразилец против аргентинца что ещё надо? Кто из них кит сами разберутся.
Мерам величия в этом сравнении разойтись довольно сложно. Отчасти оттого, что многие «решающие» аргументы условны, отчасти оттого, что можно спорить до бесконечности. Но важно ведь не выяснить, кто был более велик, а понять, кто из них кто именно в этом больше реальной жизни, чем теоретических умозаключений.
Вот Марадона. Казалось бы, странная личность бывший наркоман, обладатель какого-то удивительного и местами, опять же, странного характера. Личность, полная противоречий. Что его разяще отличает от Пеле образчика во многих вещах. Но ведь не бывает идеала. Потому, что для непременного ему соответствия требуются сколько-нибудь чёткие критерии. А жизнь по чётким критериям, без нестандартных витиеватостей как минимум, скучна, и какое же в ней совершенство?
Конечно, большая часть превознесений Марадоны базируется на слепой любви. Любовь слепит. Поклоняются футболисту, а потом уже воспринимают возлюбленного как человека, каким бы он ни был. Характерное, к слову, свойство любви. Оно центральное в истории симпатий к практически любому человеку.
Марадона футболист. И как футболист, он гений. Вся остальная сторона его жизни это не главное его публичное ремесло, поэтому оценки, например, его личной жизни просто неважны. Этим можно было бы и ограничиться. Но ведь его канонизируют как личность. Потому, что невозможно иначе. И среди прочего, Диего, безусловно, берёт, как очень распространённый киноперсонаж, своей противоречивостью.
Вот Доктор Хаус. Спасает в самом прямом смысле жизни людей, но при этом и этих, и вообще всех людей, ненавидит, издевается, считает, что все врут, ну и так далее. Противопоставление силы гения и небезупречной частной жизни резонирует харизму и уникум героя. Тем самым, он способен влюблять. Не бывает гениев, живущих строго по правилам, особенно если их ремесло касается творческой профессии. Марадона финтит в жизни, как и на поле.
И в этом тоже есть резонанс. Жизненную позицию и характер каждого из нас можно условно представить как футбольное амплуа. Кто стремится ограничить своё общение, человек замкнутый, малообщительный защитник, кто наоборот нападающий, полутона полузащитник, ну или крайний защитник современной формации. Марадона хорош тем, что он продолжает своё футбольное искусство (позицией же место аргентинца на поле никак не назовёшь) и в жизни.
Но среди поисков этих киношных образов есть и ещё одно важное обстоятельство, известное каждому режиссёру. О нём в частности говорил Дэвид Шор, сценарист Хауса. Легко придумать противоречивого персонажа, самая трудность найти подходящего актёра, ведь это больше, чем главная роль. Здесь сама суть сериала на нём замешана. В случае с Марадоной наличие у героя потрясающей актёрской игры интерпретируется как большая харизма, соответствие масштаба личности масштабу футболиста.
Марадона видит в Месси своего преемника. Бесспорно, сопоставимого с Марадоной масштаба игроком можно только стать, поэтому лишены смысла локальные оценки. Но Месси уже не равен Диего по лидерским качествам. Ещё чаще их называют задатками, потому что они от природы. В этом Марадона тоже гений. Уже как личность.
Словом, с юбилеем, Гений!
Преемника! Преемника, а не приемника.
Хоть баньте меня, хоть нет - но осточертела эта ошибка, наряду с «будующее» или «выйграть».
Нет, я не Уткин, я другой...
Но язва тож, и так же вреден:)