3 мин.

С юбилеем, Гений!

Вот уже сутки тут висит опрос про ваше отношение к Марадоне. Но что тут сутки – противоречивость его фигуры задаёт тон общественному обсуждению гораздо дольше. И юбилейная дата нам только – органайзер в этом.

Вообще, как к Марадоне ни относись, футболист – гениальный. Поэтому познавательно будет сравнить его лишь с сопоставимой величиной. Сюжет «Футбольного клуба» нам в очередной раз напоминает о мнимом соперничестве с Пеле. Сама эта дуэль, по сути – классика жанра. Когда «сталкиваются» два гиганта, которые на практике не могут столкнуться, как кит и лев, – иначе ведь бесполезны все эти предположительные домыслы. Ну и – бразилец против аргентинца – что ещё надо? Кто из них кит – сами разберутся.

Мерам величия в этом сравнении разойтись довольно сложно. Отчасти оттого, что многие «решающие» аргументы условны, отчасти оттого, что можно спорить до бесконечности. Но важно ведь – не выяснить, кто был более велик, а понять, кто из них кто – именно в этом больше реальной жизни, чем теоретических умозаключений.

Вот Марадона. Казалось бы, странная личность – бывший наркоман, обладатель какого-то удивительного и местами, опять же, странного характера. Личность, полная противоречий. Что его разяще отличает от Пеле – образчика во многих вещах. Но ведь не бывает идеала. Потому, что для непременного ему соответствия требуются сколько-нибудь чёткие критерии. А жизнь по чётким критериям, без нестандартных витиеватостей – как минимум, скучна, и какое же в ней совершенство?

Конечно, большая часть превознесений Марадоны базируется на слепой любви. Любовь слепит. Поклоняются футболисту, а потом уже воспринимают возлюбленного как человека, каким бы он ни был. Характерное, к слову, свойство любви. Оно – центральное в истории симпатий к практически любому человеку.

Марадона – футболист. И как футболист, он – гений. Вся остальная сторона его жизни – это не главное его публичное ремесло, поэтому оценки, например, его личной жизни просто неважны. Этим можно было бы и ограничиться. Но ведь его канонизируют как личность. Потому, что невозможно иначе. И среди прочего, Диего, безусловно, берёт, как очень распространённый киноперсонаж, своей противоречивостью.

Вот Доктор Хаус. Спасает в самом прямом смысле жизни людей, но при этом и этих, и вообще всех людей, ненавидит, издевается, считает, что все врут, ну и так далее. Противопоставление силы гения и небезупречной частной жизни резонирует харизму и уникум героя. Тем самым, он способен влюблять. Не бывает гениев, живущих строго по правилам, особенно если их ремесло касается творческой профессии. Марадона финтит в жизни, как и на поле.

И в этом тоже есть резонанс. Жизненную позицию и характер каждого из нас можно условно представить как футбольное амплуа. Кто стремится ограничить своё общение, человек замкнутый, малообщительный – защитник, кто наоборот – нападающий, полутона – полузащитник, ну или крайний защитник современной формации. Марадона хорош тем, что он продолжает своё футбольное искусство (позицией же место аргентинца на поле никак не назовёшь) и в жизни.

Но среди поисков этих киношных образов есть и ещё одно важное обстоятельство, известное каждому режиссёру. О нём в частности говорил Дэвид Шор, сценарист Хауса. Легко придумать противоречивого персонажа, самая трудность – найти подходящего актёра, ведь это больше, чем главная роль. Здесь сама суть сериала на нём замешана. В случае с Марадоной наличие у героя потрясающей актёрской игры интерпретируется как большая харизма, соответствие масштаба личности масштабу футболиста.

Марадона видит в Месси своего преемника. Бесспорно, сопоставимого с Марадоной масштаба игроком можно только стать, поэтому лишены смысла локальные оценки. Но Месси уже не равен Диего по лидерским качествам. Ещё чаще их называют задатками, потому что они – от природы. В этом Марадона тоже – гений. Уже как личность.

Словом, с юбилеем, Гений!

Следить за обновлениями