8 мин.

Лазурный берег, Ницца, и 11 сотых

        Сегодня, в последнюю пятницу марта, началась дегустация главного блюда меню чемпионата мира. На лед вышли мужчины. Скажу сразу: такого накала борьбы, таких взлетов и падений, таких блестящих прокатов и и не менее блестящих провалов я не ожидал.

        Открывал соревнования Сергей Воронов. Что называется, дожились:  наш фигурист в слабейшей группе и катается первым. Новая программа, новый костюм, но это всё тот же Воронов, которого мы видели несколько лет назад. Но программа намного удачней, чем пародия на футболиста. Каскад 4Т+3Т выдан отлично, а потом вдруг 2А, но затем 3Р. В целом неплохо, и если бы… 36.52+30.29=66.81, и это немного.

         Испанец Хавьер Райя. Ну – Мачо! Тренер в телепередаче «Правила съема». И его тренер тоже мачо. Свое танго Райя начал с 2А, потом каскад 3Ф+2Т, 3Л не с того ребра, и много-много радости и воздушных поцелуев публике на финише. Нет, не каждый испанец – мачо, и не каждый Хавьер – Фернандес. Но в произвольную Райя попал, 24-м.   

         А потом по два раза валились на лед немец Либерс и датчанин Стрид. Стрид так пытался не упасть, так хватался за лед руками, что его хотелось подхватить и поддержать, но он всё же не удержался. Либерс же падал обреченно и с немецкой тяжеловесностью.  

         Во второй группе блестяще прыгал Кевин Рейнольдс: 4С+3Т, 3А, 3Л, но компоненты традиционно низкие, и на выходе 72.95. Следом Денис Тен блестяще выполнил 3А, 3Л, с ошибкой на выезде каскад 3Ф+3Т, но оценка хороша – 76.00. Впечатлил филиппинец Кристофер Калуза, ничего подобного я не ждал. Судя по лицу тренера, для нее такой азарт ученика тоже был неожиданностью. Филиппинец живет и тренируется в США. Раньше тренировался у Юрия Овчинникова, сейчас тоже русский тренер – Наталья Бобрина (кто она – не знаю).   

           Узбек Миша Ге катал «Умирающего лебедя» Сен-Санса в подобии Майи Плисецкой. Особенно впечатлила заключительная поза, списанная один в один. Такие аллюзии мне непонятны. Но технически всё исполнено в меру средне.

            Сонг Нан чуть криво выехал с каскада 4Т+3Т, испортил выезд с 3А, и рухнул на 3Л. Но катался очень четко, чисто во вращениях и дорожках, да и музыка великолепная. Но до 70 баллов не дотянул – 69.58. 

             Повеселил австриец Виктор Пфайфер: у него лопнула штрипка. Такой же казус случился с Жубером на ЧЕ, и тогда брючина у него задиралась и спадала по своему усмотрению. Пфайфер штанам вольности не дал, а задрал штанину выше колена, и так докатал программу. За находчивость – место в произвольной.

             А вот и сам Брайан Жубер. Нконец-то! Сегодня мы увидели прежнего Жубера: 4Т+3Т; 3А, в котором он собрался упасть, но вовремя передумал; отличный 3Л, за который один судья почему-то дал сбавку -2; вращения… В общем, класс до конца не пропить! 44.35+39.12=83.47, очень неплохо. 

             Адам Риппон в кудрях и красной рубашке трактирного подавальщика катался плохо, и за что ему отвалили 37.77(?)+35.78(?)=73.55, не понял. Там ничего, кроме больших минусов и химической завивки показано не было.

            Четвертая разминка, и здесь почти все сильнейшие. И здесь Патрик Чан. Ну что сказать. За выезд из 4Т любому другому дали бы -2, Чану только -1, да и то не все, и сбавка 0.86. За скромный 3А насыпали почти полтора балла надбавок. Добавили за каскад. И уж совсем поразили меня оценки за дорожку, в которой Чан дважды едва не упал. Дорожке просто дали третий уровень, и осыпали удержавшегося на ногах Чана надбавками. Ну и отвели душу судьи оценками за компоненты. Так что ничего удивительного не случилось: 46.24+43.17=89.41. Это, конечно, не 99 баллов, как на канадском чемпионате, но тоже выше крыши.

          Самуэль Контести в красных кальсонах и желтой распашонке, которую хранил с детских лет и явно из нее вырос, танцевал тарантеллу. Надо признаться, танцевал ее удачно. Программу свою Конетести исполнил намного чище, чем Риппон, а оценки – одинаковые. Более, того, техническая оценка Риппона была даже чуть выше! Просто чудеса.

           Михал Бржезина. Сегодня он был безусловно и абсолютно лучшим, лучшим по любым параметрам и во всех отношениях. Он катался феноменально сильно и уверенно. Это видели все, кроме судей. Техничесой оценкой Бржезина Чана опередил, но компонентами судьи его зарезали: 48.70+39.97=87.67. 

           Дайсуке Такахаси. Разговоры о его плохой форме оказались если не правдой, то где-то возле. Он сел в каскаде 4Т+3Т. Но остальное сделал отлично: 43.43+42.29=85.72, и он третий.

           Последним в этой группе на лед вышел Джереми Эббот. Накануне чемпионата мира тиражировались его заявления, что он способен выигрывать без четверных прыжков, что он крутой перец, и будет бороться с Чаном. Не знаю, сколь они соответствуют словам Эббота (многим журналистам соврать – как воды выпить), но, похоже, «Четыре континента» многим сбили ориентацию. Эббот вышел на лед с одним выражением лица, а уходил совсем с другим. Начал он с падения в каскаде 3Ф+3Т, потом ему навалили надбавок за 3А и совсем уж было вытащили, но здесь вылетела бабочка вместо 3Л (получился 2Л), и от неожиданности следом вращение на 1 уровень. Но упасть окончательно судьи американцу не позволили и подставили оценки за компоненты:34.64+41.21 – 1.00=74.85. Бред какой-то.

           Последнюю группу открывал Артур Гачинский. И «открыл» ее каскадом 2Т+2Т… Не дали ему больших надбавок ни за отличные 3А и 3Р, ни за вращения четвертого уровня, ни за дорожки. И уж точно никто не собирался ставить ему достойные катания и программы компоненты: 31.39+37.11=68.50. Это 16-е место. Но я уже даже и не сильно нервничал. Наверное, наступило «нервное истощение» после парного катания. Для того, чтобы в следующем году сохранить два места на ЧМ, придется приложить немалые усилия. Пока шансы остаются, но никто легко ничего не отдаст, и необходимо безупречное исполнение произвольной программы.   

           Потом Амодио упал на 4С, но получил 42.82+38.14 – 1.00=79.96. Юзуру Ханью выпустил бабочку вместо 3Л, и унего 38.68+38.39=77.07. Такахико Козука упал дважды, повторив подвиги Либерса и Стрида, но и у него 35.96+37.82 – 2.00=71.78.

           Наконец-то появился настоящий Хавьер – Хавьер Фернандес. Прыжковая часть не очень: выезды с 4Т и 3А, но впечатление хорошее. Оценки нормальные, хотя компоненты, думаю, можно было бы оценить и повыше: 43.72+38.15=81.87.

           Ну и в заключение, в своем стиле выступил Томаш Вернер: 2Т вместо 4Т, качка во вращениях, каскад на две ноги. Но и он выше Гачинского. 

           Завтра посмотрим, насколько крепки нервы у Гачинского. А выиграет Патрик Чан. Ему и нервничать не надо – за него судьи все сделают, как обычно.

*****

            Вечером начался финал в парном катании. Наши после короткой программы жаловались на лед. Не знаю, что там за лед, но отчетливо видно, что летит он из-под коньков кусками, а в поддержках осыпается с коньков на спортсменов.

            Надеялся я, что Татьяна Волосожар и Максим Траньков дотянутся до бронзы. Результат известен: серебро. С одной стороны, серебро – это даже больше, чем то, на что можно было рассчитывать до начала финала. С другой стороны, до победы – всего 0.11 балла! Всего 0.11…

            Кто бы мог представить, что в произвольной программе у Савченко/Шолковы можно отыграть восемь баллов? Оказалось, можно. Сегодня наша пара каталась фантастически, и была только одна помарка, в параллельном вращении. Она и оказалась решающей. Алена Савченко и Робин Шолковы смотрелись намного хуже, и таких помарок было немало, в том числе и в параллельном вращении, но к ним отнеслись благосклонней. А отставание чемпионов мира определила бабочка на двойном акселе. В общем, нашим нельзя ошибаться нигде и никак. Это аксиома. Никто к ним снисходительно не отнесется.  

             Могла быть у нас и бронза. Но вначале Александр Смирнов не смог поднять Юко Кавагути в поддержке, и они получили за элемент ноль. Возможно, сказывается перерыв в тренировках из-за операции. А возможно, просто нервы. Или пора настала. Не знаю. В произвольной у ребят четвертый результат, а в сумме – седьмой. Но всё же не 11-й. Могли быть третьими и Базарова/Ларионов. Но Вера не захотела устоять в выбросе, а Юра споткнулся в параллельном прыжке, и каскад не случился, а случились сбавки и дидакшны. Итог – шестое место и формальный «титул» второй пары России. Но ей-богу, вторая пара не должна так отвратительно кататься в самые сложные моменты, а должна держать нервы в узде.

             Панг Кинг и Тонг Джян. Во время их катания я ставил у себя плюсы и минусы после каждого элемента. Минусов набралось много, и еще до выставления оценки было понятно, что нашим они проиграли. Но не представлял, что их оценят столь справедливо. А в результате бронза досталась японцам Наруми Такахаси и Мервину Трану, абсолютно ничем себя не проявивших до чемпионата мира. Да и в Ницце их бронза выглядит случайной, и скорее всего, это будет их высшее достижение в карьере.

            Почему? А потому что есть канадцы Меган Дюамель и Эрик Редфорд. И есть китайские дети Суй и Хан. Если дети не подрастут и не перестанут вытворять то, что вытворяли сегодня – мало не покажется. Но я очень, хоть и безосновательно, надеюсь, что из крошки Суй срочно вырастет какая-нибудь Ли Мейсю (для справки: китайская толкательница ядра), и крошка Хан не сможет выкидывать ее в четверной подкрутке, четверном выбросе и крутить в разных плоскостях.  

             На этом чемпионате мира резко и значительно выросла конкуренция в парном катании. Похоже, наши к этому были не совсем готовы.  

До завтра, друзья. Будем болеть за Алену Леонову и Артура Гачинского, за Ксюшу Макарову и Полину Коробейникову, да и о Сергее Воронове не забудем. Удачи!