Почему короля Тур де Франс теперь называют «дорогостоящим клоуном»?
Арденнские классики стали главным событием минувшей недели в велоспорте, однако, параллельно многие генеральщики предпочли приехать на менее престижный Тур Альп, чтобы лучше подготовиться к стартующему в мае Джиро д’Италия. Состав нельзя было назвать суперзвездным, но средний уровень гонщиков оказался действительно высоким, тем более что все пять дней этой многодневки – это горные этапы различной степени сложности.
В компании таких крепких ребят оказался и четырехкратный чемпион Тур де Франс, выигравший в своей карьере все Гранд-Туры, и имеющий на своем счету почти полсотни побед в профессиональном велоспорте – британец Крис Фрум. Без сомнения, это был самый именитый гонщик в старт-листе Тура Альп, да, вот, жаль, что уже несколько лет никто его всерьез не воспринимает в плане профессионального спортсмена.
Некогда один из лучших горняков мира превратился в неспешно двигающегося по трассе амбассадора с большими регалиями и огромной зарплатой. И хотя некоторые его поклонники до сих пор верят, что в отдельный день Фрум способен выдать яркое выступление, с каждым новым стартом, кажется, даже они теряют надежду еще хотя бы один раз увидеть «живого» Криса. И пять горных дней на Туре Альп лишь еще раз в этом убедили – 76-е место в генеральном зачете из 78-ми финишировавших гонщиков с общим отставанием от лидера в 1 час 18 минут и 43 секунды.

Как же человек, побеждавший Контадора, Кинтану, Нибали и других звезд тех времен, мог настолько низко пасть? Конечно же, все говорят, что главная причина – это то самое падение на спуске и удар о стену во время изучения трассы разделки на Критериум Дофине в 2019 году. Там Фрум сломал бедренную кость, локоть, ребра и повредил легкие, из-за чего врачи даже поначалу переживали за его жизнь, а на восстановление ушли месяцы.
Действительно, жуткие травмы, хотя это не что-то новое и уникальное в мире профессионального велоспорта – чуть ли ни треть пелотона хотя бы раз сталкивалась с подобными серьезными повреждениями. Разумеется, подобные аварии неизменно накладывают некий отпечаток на гонщицкую карьеру, как в плане некоторого физического дискомфорта и неправильной работы некоторых функций организма, так и в плане морального ощущения спортсмена внутри пелотона. И поскольку каждый человек индивидуален, то сравнивать последствия падений с дальнейшими выступлениями гонщиков, оказавшихся в похожих ситуациях, крайне некорректно.
Однако, посмотреть на самого Фрума 2.0, то есть после той самой жуткой аварии, и сделать некоторые ментальные отсечки мы себе вполне можем позволить. В команде INEOS, бывшей Sky, с которой Крис и добился всех своих грандиозных успехов, довольно быстро приняли решение о том, что с британцем стоит расставаться и делать ставку на Берналя и Томаса. И под предлогом, что звездный Фрум не согласится разделять капитанские обязанности с партнерами, еще летом 2020-го объявили о его уходе.
Подобрать суперзвезду, пусть и после серьезной травмы, решились в тогда только делавшей первые серьезные шаги в мировом велоспорте израильской команде. Там верили, что Крис, если и не вернется на прежний чемпионский уровень, то хотя бы станет надежной ставкой на топ-10 общего зачета в Гранд-Турах и прочих престижных многодневках.
И если первый год в новом коллективе вышел провальным, то во втором сезоне затеплилась надежда увидеть сильного Фрума, когда на одном из королевских этапов Тур де Франс до знаменитого Альп-д’Юэза британец приехал третьим. Впрочем, как позже выяснилось, это была лебединая песня Криса. С тех пор, как о профессиональном велогонщике с амбициями, о нем забыли навсегда. Достаточно сказать, что за минувшие с того момента почти три года лучшим достижением Фрума является 21-е место на горном этапе Тура Руанды в Африке, где он уступил юному британцу Блэкмору более пяти минут.

«Он просто превратился в своеобразного клоуна на полставки, который в свое удовольствие катается по скромным гонкам, – отрезал экс-горный король Тур де Франс датчанин Микаэль Расмуссен, – Это с отрывом абсолютно худший трансфер в истории велоспорта, притом не для самого Фрума, а для его команды. Сам он, наверное, в восторге от пенсии, которую получает, но смотреть на это просто невозможно. И особенно жутко осознавать, что это его собственное решение. Видимо, он считает, что за пять миллионов евро можно позволить себе безвольно проиграть несколько гонок в году. Но на мой взгляд, это унизительный конец для такой карьеры, какая была у него».
Соглашаться или нет с такой категоричной оценкой – выбор каждого. Но кажется, что все же тот самый Альп-д’Юэз трехлетней давности показал, что при должном настрое и соответствующей мотивации Фрум мог уйти из велоспорта все же, если не с гордо поднятой головой непобедимого чемпиона, то хотя бы не с репутацией «сбитого летчика» и «дорогостоящего клоуна», который последние пять лет просто бессовестно пользовался бездарным менеджментом израильской команды.
Всего через месяц Фруму исполнится 40 лет, однако, он еще не заявлял о том, что этот сезон станет последним в его карьере, хотя тот самый «вкусный» контракт с израильским коллективом истекает в декабре. Сам Крис говорит так: «У меня пока нет 100% решения, хотя вероятность завершения карьеры существует. И все же, дверь остается приоткрытой, посмотрим, как пройдет этот год, и как я себя буду чувствовать в конце сезона».
Третье место с конца на Туре Альп продемонстрировало готовность четырехкратного чемпиона Тур де Франс. Достаточно ли этого будет, чтобы какая-то из команд заключила с ним профессиональный контракт? По крайней мере, есть уверенность, что в Israel – Premier Tech он не останется, раз уж даже терпеливый босс команды не так давно с горечью признал: «Крис – это не символ, и не инструмент пиара для нас. Мы его приглашали, чтобы он стал лидером на Тур де Франс, а он туда даже не отбирается».
Травмы, возраст и динамичность развития велоспорта многие считают главными причинами того, что Фрум давно закончился, как гонщик. Хотя лично я уверен, что многое зависит также от воли и характера самого спортсмена. Крис выбрал такой путь – его можно за это критиковать и даже, вероятно, несколько разочароваться в нем как в человеке. Но современные результаты никак не отменяют его прежних достижений, сделавших британца великим чемпионом своего времени. Для массового зрителя, который смотрит только Тур де Франс и большие гонки, он навсегда останется могущественным и непобедимым Фруми, а вот у коллег и профессионалов из мира велоспорта мнения, наверняка, разойдутся. Впрочем, есть ли суперзвезды, которых любят все?

От автора: Забавно, что Герайнт Томас, взявший на себя лидерские функции в Ineos в конце эры Фрума, который еще и на год его моложе, совсем недавно стал третьим в общем зачете Джиро. Тем не менее, он уже официально заявил, что пришло время уходить.
Фрум же, узнав об этом решении, лишь подтвердил свои намерения: «Эра, безусловно, подходит к концу, и немало парней моего поколения уходят. Но мне до сих пор нравится то, чем я занимаюсь. Не существует простого способа вернуться, но нужно пройти через все процессы и жертвы, которые с ними связаны. С каждым годом планка только становится выше, так что, я просто сохраняю спокойствие, продолжаю усердно работать, и, поскольку я приближаюсь к концу своей карьеры, то хотелось бы выступить на еще одном Гранд-туре в этом году». Остается только вопрос – для чего?
Усердно работает и наш блог о велоспорте, который попал в номинацию на звание лучшего проекта Трибуны на Спортсе’’ в категории «Лучший блог в олимпийских видах (Зимние и летние)». Если вам нравятся наши материалы, можете проголосовать за блог VeloMajka здесь.
Photo: eurosport.com, cyclingnews.com, cyclingmagazine.ca, nytimes.com










Речь о противовоспалительном средстве из группы кортикостероидов – триамцилононе. Он запрещен к употреблению в соревновательный период (если для его применения не оформлено TUE
Очевидно, что после тех травм он не смог бы вернуться на прежний уровень, но при желании быть куда полезнее для собственной команды - вполне. По крайней мере, лично я вижу это так, и многие "профики" считают также. При этом никто не забывает о всех его великих достижениях до травмы, о чем и было написано в конце статьи.
Собственно, все жесткие слова, приведенные в тексте - это то, как отзываются его же собственные коллеги по цеху и даже собственная команда. Справедливость этих высказываний я оставил на откуп читателям, каждый в праве соглашаться с ними или нет.
Среди интернет-статей наткнулся вот на такую: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2025-04/marshrut-giro-d-iatlia-projdjot-cherez-vatikanskie-sady.html
Насчёт первого раза в Ватикане они, конечно, махнули - кажется Джиро даже стартовала как-то с площади Св. Петра. Но всё равно символично. Как минимум - конфигурация финального этапа по Риму кардинально изменится, по сравнению с прошлыми двумя годами
Насколько понял, в Ватикане будет исключительно нейтрализованный старт практически без машин сопровождения, скорее некий символизм, а затем гонщики уже выйдут на классический маршрут с многочисленными кругами по Риму.
https://m.sports.ru/tribuna-best/poll/1116647793/