Трибуна
11 мин.

Цюрих: почти восемьдесят лет спустя. Кто станет чемпионом мира?

Четыре года назад Швейцария должна была принять чемпионат мира по велоспорту на шоссе в Мартиньи и Эгле, где располагается штаб-квартира UCI. Но проехать буквально под носом у боссов помешал ковид и связанные с ним жесткие ограничения, действовавшие на территории республики. В итоге, соревнования в срочном порядке перенесли к соседям в Имолу, где все мы помним королевский финиш Жюлиана Алафилиппа на знаменитом автодроме Энцо и Дино Феррари.

Символизм заключается в том, что Швейцария наряду с Бельгией является второй страной по популярности для проведения мировых чемпионатов на шоссе, на первом месте – именно Италия. Впервые медали разыгрывались в стране сыра, часов и шоколада более ста лет назад. Цюрих принял гонку в 1923 году, которая тогда еще проводилась среди любителей. Всего через шесть лет большой велоспорт вернулся в самый крупный город Швейцарии, чтобы уже приветствовать и профессионалов. Групповой старт оправдал ожидания зрителей – в финишном спринте прекрасный бельгийский классик Жорж Ронссе опередил двукратного чемпиона Тур де Франс люксембуржца Николя Франца и легендарного итальянца Альфредо Бинду.

В третий раз на берега одноименного озера велогонщики вернулись в 1946 году в рамках первого послевоенного чемпионата мира. Золото досталось хозяину трассы Хансу Кнехту, выходцу из бедной семьи, где отец трудился строителем, а мать была разнорабочей. Но один из более обеспеченных родственников подарил ему в юношеском возрасте велосипед, который сразу запал Кнехту в душу, но уже во время первой гонки он был украден. Тогда Ханс стал терпеливо копить на новый, экономя на транспорте и одежде, и спустя три года смог позволить себе нового «железного коня», и теперь хранил его как зеницу ока.

Ханс записался в местный велоклуб, участвовал в гонках, показывал хорошие результаты, и в 1938 году стал чемпионом мира среди любителей. Этот успех принес ему славу –  у Кнехта появились спонсоры, персональные болельщики, и, что самое главное, ему больше не надо было экономить каждый франк. Он смог себе позволить недельную стажировку в Бельгии, где учился у чемпиона мира среди профессионалов Марселя Кинта. И как же красиво вышло, что восемь лет спустя, когда мировые первенства возобновились после длительного перерыва на войну, в родном Цюрихе при поддержке десятков тысяч зрителей уже в качестве профессионального спортсмена Кнехт завоевал титул, опередив в борьбе за золото как раз Кинта. То был последний до настоящего момента чемпионат мира в Цюрихе, хотя сама Швейцария еще неоднократно гостеприимно принимала звезд велоспорта.

Ханс Кнехт в окружении журналистов и болельщиков

Фавориты: Погачар против всех

Спустя почти восемьдесят лет жители Цюриха надеются, что местному гонщику удастся повторить успех Ханса Кнехта и вернуть титул чемпиона мира – в последний раз золото групповой гонки доставалось Швейцарии в 1998 году Оскару Каменцинду.

Главные надежды хозяев сегодня связаны с 26-летним Марком Хирши, в период с середины августа по середину сентября выигравшему подряд пять однодневных стартов, начиная с престижной Классики Сан-Себастьяна и заканчивая Мемориалом Марко Пантани. «Это будет одна из важнейших гонок в моей карьере, поскольку она пройдет дома. Изначально план был в том, чтобы готовиться к ней через Вуэльту, но на больших турах почти всегда приходится много работать на команду. Был риск, что я растрачу слишком много сил, поэтому в итоге предпочел другой график», – признается Марк. Хирши действительно всерьез рассматривают в качестве кандидата на медаль (тем более, что он уже брал бронзу в той самой Имоле-2020), но не на золотую.

Марк Хирши – главная надежда хозяев на чемпионате мира в Цюрихе

Что же касается главного фаворита на чемпионство, то все в один голос утверждают, что это Тадей Погачар, который до конца этого года еще является партнером Хирши по профессиональной команде. Словенец нацелился на так называемую тройную корону велоспорта, которая не является официальным титулом, но негласно считается одним из самых трудно достижимых рекордов на шоссе. Выиграть в один год Джиро, Тур де Франс и чемпионат мира удавалось всего троим гонщикам за всю историю: бельгийцу Эдди Мерксу (1974), ирландцу Стивену Рочу (1987) и голландке Аннемик ван Флейтен (2022). Словенец уже забрал два Гранд-Тура, и всю вторую часть сезона готовился именно к Цюриху.

Если Погачару удастся выиграть в воскресенье, то вновь активизируются разговоры о том, что он становится новым «Каннибалом» велоспорта. «Слушайте, я не готов себя сравнивать с Мерксом, хотя бы потому, что он выступал задолго до меня. С одной стороны, такие параллели лестны, но порою уже и прилично раздражают, поскольку я хочу быть просто самим собой. Я участвую в гонках и пишу свою собственную историю, а не чью-либо еще», – отмечает Тадей.

Среди главных конкурентов словенца в борьбе за золото выделяются два имени: Ремко Эвенпул и Матье ван дер Пул. Бельгиец недавно стал абсолютным олимпийским чемпионом, а теперь нацеливается взять и два мировых титула за год – это уникальное достижение, которое до сих пор не покорялось в велоспорте никому. «Думаю, мое преимущество в том, что на меня оказывается меньшее давление, поскольку я уже выигрывал золото, а Тадей – еще нет. Из-за этого стресса он может допустить ошибку или начать слишком много рисковать, хотя он весь год настолько силен, что даже в не самый свой лучший день способен претендовать на победу», – признает Ремко.

Что же касается, действующего чемпиона мира из Нидерландов, то большое количество восхождений на маршруте потенциально должны работать против более тяжеловесного ван дер Пула, однако, он уже неоднократно убеждал нас, что при оптимальной готовности способен быть наравне с сильнейшими панчерами. «Радужная майка, без сомнения, идет Матье. Но, думаю, что она неплохо будет смотреться и на мне, и это одно из моих больших неисполненных желаний в велоспорте. Впрочем, об этой майке мечтают все, – иронично намекает Погачар, – Надо помнить, что это совсем другая однодневная гонка. Весь целый год мы соревнуемся командами, а здесь участвуют национальные сборные, да еще и без радиосвязи. Так что, будет совсем непросто, но я уверен, что смогу заполучить радужные полоски, если не в этом году, то в скором будущем».

Прочие фавориты: Хуан Аюсо, Энрик Мас, Пейо Бильбао (все – Испания), Джулио Чикконе, Антонио Тибери, Филиппо Дзана (все – Италия), Тьеж Бенот, Максим ван Хилс, Тим Велленс (все – Бельгия), Жюлиан Алафилипп, Роман Барде, Давид Годю (все – Франция), Адам Йейтс, Том Пидкок (оба – Великобритания), Джей Хиндли, Бен О’Коннор (оба – Австралия), Маттео Йоргенсон, Брэндон МакНалти (оба – США), Мадс Педерсен, Маттиас Скьелмозе (оба – Дания), Бен Хили, Эдди Данбар (оба – Ирландия), Майкл Вудс, Дерек Джи (оба – Канада), Даниэль Мартинес (Колумбия), Феликс Галл (Австрия), Флориан Липовиц (Германия), Том Скуиньш (Латвия), Тобиас Йоханнессен (Норвегия), Жуан Алмейда (Португалия), Примож Роглич (Словения), Александр Власов (Россия)

Тройка главных фаворитов: Эвенпул, Погачар, ван дер Пул

Профиль: семь кругов ада вокруг Цюриха?

Почти 274 километра с общим набором высоты более 4400 метров по вертикали – таков профиль групповой гонки чемпионата мира в Цюрихе. Притом наибольшую сложность составляют именно финальные семь кругов с двумя значительными подъемами и еще несколькими крутыми торчками по пути. Молодым гонщикам хватало трех-четырех подобных «городских кругов», чтобы разобрать пелотон на части и финишировать едва ли ни по одному. Теперь посмотрим, насколько тяжелым испытанием холмы Цюриха станут для профессионалов.

Впрочем, и старт гонки, который дадут в Винтертуре, окажется не самым простым. Винти, как его называют местные, давно ассоциируется с различными музеями, коих в городе насчитывается действительно немало, однако, популярным туристическим направлением это место не стало. Если вы попробуете поискать там ночлег, то быстро поймете, что гостиниц в Винтертуре в действительности не так и много, хотя население превышает сотню тысяч человек. Объясняется это тем, что большинство гостей предпочитают останавливаться либо в Цюрихе, либо уже ближе к Боденскому озеру на границе с Германией. А в местные музеи можно заскочить и по пути одним днем.

При отъезде из Винтертура в сторону городских кругов Цюриха гонщики преодолеют несколько подъемов, наиболее интересным из которых стоит признать восхождение к средневековому замку Кибург (1,2 километра со средним градиентом 12%). Первые оборонительные постройки здесь появились около тысячи лет назад и носили название Кугебург, что можно перевести как «коровья крепость». Само название намекает на то, что использовались они в первую очередь как убежища для скота, а заодно при необходимости и для местных жителей.

Впрочем, просуществовали укрепления недолго и, подвергшись нападению войск Священной Римской империи, были полностью уничтожены. Современный замок начали строить в XI веке, и именно там состоялся один из самых жутких антисемитских эпизодов на территории современной Швейцарии – так называемая Кибургская резня, в результате которой в стенах крепости было сожжено 330 евреев. Впрочем, время стирает многое из людской памяти, в особенности то, о чем они хотят поскорее забыть. Сейчас те страшные события остались где-то далеко позади в виде легенд, а каждое лето во внутреннем дворе крепости проходит международный фестиваль камерной музыки.

Средневековый замок Кибург

Вскоре после замкового холма гонщики окажутся у озера Грайфензе, на берегах которого, при въезде в городок Маур, расположилась знаменитая звукозаписывающая студия Powerplay. В ней работали, продюсировали и записывали свои альбомы почти все известные швейцарские музыканты, а также многие международные артисты и группы, включая Lady Gaga, Lenny Kravitz, Prince, Snoop Dogg, Bee Gees и даже Europe с их песней «The Final Countdown» трудились здесь. Символично, что от Маура стартует подъем в сторону деревушки Бинц (4,6 километра со средним градиентом 4,5%), где и начнется обратный отсчет финальных кругов гонки, коих на самом деле не семь, а семь с половиной, поскольку из Бинца непосредственно по «городскому кольцевому маршруту Цюриха» проедут более десяти километров, прежде чем впервые пересекут линию финиша.

Финальные круги представляют из себя холмистую местность, на которой ты постоянно едешь либо вверх, либо вниз, классической равнины очень мало. Наиболее сложной считается первая часть кольца, на которой расположена городская стенка Цюрихбергштрассе (0,8 километра со средним градиентом 8,6% и максимальным уклоном в 15%), а также подъем Витикон (1,9 километра со средним градиентом 6,2%), который на самом деле тянется более 4 километров, но имеет несколько выполаживаний, из-за чего многие эксперты не рассматривают его как единое целое. Неподалеку отсюда находятся ботанический сад университета Цюриха, музей трамваев, а в лесном массиве возле ручья можно найти каменную фигурку слона почти в натуральную величину, на которую очень любят забираться дети.

Сам подъем Витикон ведет обратно к Бинцу, откуда и начинается постепенный спуск в сторону живописного Цюрихского озера. Опять же, это не классический ровный спуск, в нем есть контруклоны, стенки и горбики, которые заставляют спортсменов работать. Последней серьезной неровностью на пути является Шмальцгрубштрассе (0,3 километра со средним градиентом 8%), после чего гонщики постепенно выезжают на берег озера и несутся к финишной черте.

Спортсменам в этом момент будет не до обзора достопримечательностей, а вот гости крупнейшего швейцарского города вполне смогут посетить музей, расположенный в здании старой кирпичной мельницы; заглянуть в парк Цюриххорн, где летом работает кинотеатр под открытым небом с живописными видами на озеро; запечатлеть богато украшенный местный оперный театр.

Словом, многом всего красивого, часть из этого нам обязательно покажут режиссеры во время воскресной трансляции, которая будет продолжаться более семи часов на канале Eurosport 1. Начало эфира намечено на 11:15 по московскому времени, а если хотите успеть исключительно на ключевые события групповой гонки, то подключайтесь в районе четырех часов дня, когда начнутся последние три городских круга по Цюриху. Эксперты предполагают, что на одном из них и следует ждать решающей атаки будущего чемпиона мира. Будет ли им Тадей, Ремко, Матье или кто-нибудь другой, например, Марк?..

Многие достопримечательности города расположены возле живописного Цюрихского озера

Если семи воскресных часов вам кажется мало, то в субботу пройдет женская гонка – там будет четыре городских круга и, разумеется, все звезды: Лотте Копеки (Бельгия), Деми Воллеринг (Нидерланды), Полин Ферран-Прево (Франция), Катаржина Невядома (Польша), Элиза Лонго Боргини (Италия), Грейс Браун (Австралия). В старт-листе также легендарная двукратная олимпийская чемпионка Марианна Вос, для которой, кажется, это слишком тяжелый профиль, и подруга сердца Тадея Погачара – Уршка Жигарт.

К слову, очень надеемся, что с погодой в Цюрихе будет несколько лучше, чем в последние дни. Вероятно, вы уже слышали трагическую новость, что во время юниорской гонки у девушек на одном из лесных спусков в сложных дождевых условиях очень серьезно упала 18-летняя швейцарка Муриэль Фуррер. Вроде как ей не смогли оказать оперативной медицинской помощи, доктора прибыли на место с опозданием – ведется следствие. И, вот, накануне стало известно, что от полученных травм Муриэль скончалась в городской больнице.

Впрочем, заканчивать на трагической новости не хотелось бы. Несмотря на кошмарное событие, UCI объявил о том, что мировой чемпионат продолжится по расписанию. Более того, большой велоспортивный мир уже смотрит в будущее. Представлен публике маршрут гонок следующего первенства, которое впервые в истории пройдет в Африке – в Руанде. Так вот, если кому-то показалось, что в Швейцарии тяжелая трасса, то можете об этом забыть. Через год в Кигали набор высоты на мужской групповой гонке превысит 5400 метров по вертикали, при этом дороги еще и будут включать брусчатку.

Надеемся, что через год вам об этом также подробно расскажем в нашем блоге. Если нравятся наши материалы о велоспорте, не забывайте поддерживать нас: подписываться, ставить плюсы, оставлять комментарии и донаты.

Photo: energie360.ch, chmedia.ch, cyclinguptodate.com, media.delius-klasing.de, myswitzerland.com | Air Color SA, digital.ihg.com, zuerich.com