Неделя имени Вальверде. Превью Флеш Валлонь
Алехандро Вальверде: Арденны, Гранд-Туры, чемпионат мира и новая жизнь вне шоссе
«Должен сказать, что я счастлив. Мне немного не хватило мощности в конце, а руки болели даже больше ног от тех усилий, что прикладывал во время финального подъема. Тем не менее, я упирался до самого конца, но Дилан Тюнс просто был сегодня сильнее, с чем его и поздравляю. Возможно, это было самое быстрое восхождение в истории, ну, или, по крайней мере, за последние годы, что я выступал на Флеш Валлонь. Порою после финиша кажется, что ты мог страдать еще больше, чтобы добиться лучшего результата, но это не тот случай. И завоеванное второе место для меня сродни победы. Через пять дней мне исполнится 42, и это была моя последняя Флеш Валлонь», - так в апреле 2022 года Алехандро Вальверде попрощался с одной из любимых гонок.
Пять побед и восемь подиумов – таковы результаты легендарного испанского гонщика на второй Арденнской классике сезона. Притом четыре из них были одержаны подряд с 2014 по 2017 годы, а первая случилась на самой заре карьеры Алехандро. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько это выдающееся достижение, стоит сказать, что действующий чемпион Флеш Валлонь бельгиец Дилан Тюнс обыграл Вальверде уже в солидном 30-летнем возрасте. Когда же Алехандро впервые побеждал на этой классической гонке, Тюнсу было всего четырнадцать лет, и ему родители только совсем недавно купили первый велосипед.
Соперники не скрывали, что прозвище «Непобедимый» очень точно подходит Вальверде, когда речь заходит об Арденнских класссиках, и в особенности гонки Флеш Валлонь. Хотя так его стали называть еще задолго до того, как Алехандро перешел в профессионалы. К тринадцати годам у испанца было уже свыше пятидесяти побед на различных детских соревнованиях, и уже тогда к нему пришла слава. Крайне перспективного велогонщика хотели забрать в свои ряды практически все ведущие испанские команды того времени.
В далеком 2003 году Вальверде уже имел несколько побед на Вуэльте Испании, а также призовое место в генеральной классификации. Тогда же он завоевал серебряную медаль чемпионата мира. Но как впоследствии оказалось, Гранд-Туры и мировые первенства всю карьеру испытывали Алехандро на прочность. Попытки их выиграть – настоящие драмы, которые было бы трудно придумать даже самом гениальному режиссеру.
За свою длинную карьеру Вальверде 31 раз стартовал на Гранд-Турах, и при этом он почти всегда заезжал в десятку сильнейших, если финишировал. Исключениями стали лишь последние несколько лет, когда сам Алехандро уже признавал, что едет не в качестве лидера и работает не на себя, а помогает партнерам. И даже при этом он финишировал в общем зачете рядом с сильнейшими: 11, 12, 13, 14 места… Но при этом победа к Вальверде пришла лишь раз – в 2009 году он стал победителем Вуэльты Испании.
С чемпионатами мира дела обстояли еще драматичнее, ведь там на каждой гонке уникальная трасса со своим профилем, который, как правило, подходит узкому кругу специалистов. И шанс проявиться себя есть лишь раз в году. Именно поэтому регулярно показывать на мировом первенстве хорошие результаты практически невозможно, но Алехандро, благодаря его универсальности, это удавалось. 2003, 2005, 2006, 2012, 2013, 2014 – это только те годы, в которые Вальверде завоевывал медали чемпионатов мира, еще несколько раз он заезжал в десятку сильнейших. Огромная коллекция наград - еще один рекорд, который поставил легендарный испанский гонщик, но при этом ему так и не удавалось выиграть золото. И когда казалось, что его время прошло, в возрасте 38 лет Вальверде все же стал чемпионом мира в австрийском Инсбруке и надел заветную радужную майку. Тогда, наверное, плакали все, в том числе перед экранами телевизора – не только сам Алехандро: «Это просто невероятно, после стольких лет. Я столько сражался за этот титул, и в конце концов все же выиграл его».
Алехандро Вальверде – пример того, как человек всего с одним выигранным Гранд-Туром может войти в историю мирового велоспорта. И любовь в Испании к нему никак не меньше, чем к семикратному чемпиону престижнейших многодневок Альберто Контадору. 133 профессиональных победы на различных гонках и потрясающая стабильность на протяжении двадцати с лишним лет карьеры сделали Вальверде одним из самых выдающихся гонщиков – согласно одному из рейтингов третьим самым успешным в истории после бельгийца Эдди Меркса и ирландца Шона Келли. Отличный горняк, специалист классических гонок, хороший спринтер и мастер гонок с раздельного старта – и это все один человек. Как говорится, невероятно, но факт.
Если вы думаете, что после завершения профессиональной карьеры на велошоссе неувядающий Алехандро Вальверде остановился, то вы ошибаетесь. В последние полгода испанец получил полную свободу выбора и действий, которые можно никак не согласовывать с командой, со спортивным директором или кем-либо еще. Он тренировался сам по себе и так, как ему хотелось – а хотелось ему очень и очень сильно. По его же собственным словам, он пахал едва ли ни больше, чем во время профессиональной карьеры. Поэтому форма у Алехандро если не звенящая, то очень неплохая. Те, кто его видели и с ним общались в восторге от того, какая работа была проделана.
В прошлом году союз велосипедистов запустил новую серию гравийных гонок, которые очень быстро набирают популярность. Организаторы не стали придумывать что-то сложное, и взяли за основу популярные любительские заезды «Гран Фондо» в разных странах мира. Все они являются отборочными для чемпионата мира, который венчает сезон в октябре. И как это принято в шоссейном велоспорте, победитель на целый год получает заветную радужную майку.
Известные профессиональные команды все больше проникаются данной идеей, проявляют интерес к гравийным гонкам и создают в своей структуре подразделения для выступлений в новой мировой серии. В частности, в этом году о своем участии объявила команда Movistar. И кто же стал ее флагманом? Конечно же, Алехандро Вальверде. Притом он займет не какую-то должность в руководстве, а по факту станет «играющим тренером» - «Непобедимый» будет участвовать в гонках сам и помогать команде добиваться успехов.
Так что, если вы успели соскучиться по Вальверде, то уже в ближайшее воскресенье пройдет первая гонка сезона, как раз в Испании – она будет называться La Indomable, что в переводе означает «Неукротимая». Маршрут проложен по Андалусии, и это значит, что гонщиков ждут прекрасные виды Средиземного моря, горы Сьерра-Невады и известная по Вуэльте астрономическая обсерватория Калар-Альто. Трасса для профессионалов составит 97 километров, при этом набор высоты составит свыше 2 500 метров. Не уверен, что будет видеотрансляция гонки, но обзоры и отдельные фрагменты наверняка в сети появятся. В Movistar уже подтвердили, что в это воскресенье «Непобедимый» будет стартовать на «Неукротимой».
Кажется очень символичным, что день рождения Алехандро Вальверде приходится приблизительно на те же даты, что и две его самых любимых весенних классики – Флеш Валлонь и Льеж – Бастонь – Льеж, на которых он выигрывал в общей сумме девять раз. И именно в этих же числах апреля начинается новая глава в жизни легендарного испанца. «Зеленая Пуля» (прозвище идет от схожести звучания фамилии Вальверде с Bala Verde) все еще заряжена и готова выстрелить.
Флеш Валлонь: трасса
Вторая Арденнская классика уже долгие годы не изменяет себе, предлагая маршрут с трехкратным восхождением на Мюр де Юи, общая протяженность которого составляет около двухсот километров. И если стартовый город Флеш Валлонь регулярно меняется, к слову, в этот раз гонка берет начало в небольшой коммуне Эрв с населением в 17 тысяч жителей, то финиш вот уже почти сорок лет принимает этот знаменитый подъем.
Весь 194-километровый путь можно разбить на две примерно равные половины. Первая часть – это довольно спокойный подъезд с несколькими небольшими холмами, которые не должны сыграть большой роли в гонке. За сто километров до финиша спортсмены выйдут на круг, состоящий из трех подъемов, который им придется пройти трижды. И именно на этих каруселях должны развернуться ключевые события Флеш Валлонь.
Полная протяженность круга составляет в районе 37 километров, и все подъемы сосредоточены в его второй части. Сначала идет разминочный Кот д’Эрефф (2,1 километра со средним градиентом 5%), за которым следует достаточно длинный спуск к долине местной реки, позволяющий восстановить силы перед решающими двумя «стенками». Ключевые два восхождения сосредоточены на последних 8 километрах. Первым в очереди стоит Кот де Шерав (1,3 километра со средним градиентом 8,1%), а следом и сам знаменитый Мюр де Юи (1,3 километра со средним градиентом 9,6% и участком до 26%).
Попытки убежать от группы случаются всякий раз на Флеш Валлонь, но, как правило, большие команды эти отрывы нейтрализуют, и судьбу победителя в итоге решает финальное восхождение на Мюр де Юи. Тот из гонщиков, кто обладает лучшим спринтерским рывком в горе, побеждает. Алехандро Вальверде с огромным удовольствием вам это подтвердит.
Впрочем, наличие в стартовом листе Тадея Погачара может значительно отразиться на ходе гонки. Во-первых, самому словенцу не обязательно дожидаться последних километров, и попытаться рассыпать всю группу значительно раньше. Во-вторых, его соперники обязательно постараются предвосхитить атаки Погачара и сбросить своего самого опасного соперника заранее. Наконец, возможен и третий вариант, когда до Мюр де Юи доедут все вместе «колхозом», и каждый поставит все на зеро, то есть сосредоточить все силы последние полтора тяжелейших километра и будь, что будет.
Флеш Валлонь: фавориты
Пять побед Алехандро Вальверде – это абсолютный рекорд гонки Флеш Валлонь. Остальные выигрывали ее максимум трижды, и среди них есть один действующий спортсмен – француз Жюлиан Алафилипп. Но как мы уже знаем, один из лидеров «Вольчей стаи» пропускает первые две Арденнские классики из-за травмы колена, а его участие в воскресенье в Льеж – Бастонь – Льеж находится под большим вопросом.
Поскольку самых именитых чемпионов Флеш Валлонь этого года по объективным причинам не досчитается, обратим внимание в стартовом протоколе на двух оставшихся триумфаторов этой гонки: швейцарца Марка Хирши и бельгийца Дилана Тюнса. Оба гонщика не являются суперзвездами пелотона, но их победы отнюдь не стали неожиданностью для специалистов, а наоборот лишь подтвердили их класс.
Молодой Марк Хирши восхитительно провел ковидный 2020 год, за несколько недель собрав богатую коллекцию различных призов. Сначала он отметился победой на этапе Тур де Франс, а также выиграл награду самому агрессивному гонщику по итогам французского Гранд-Тура. Затем Марк взял бронзу чемпионата мира в итальянской Имоле и выиграл Флеш Валлонь. Этот успех стал лишь третьим для швейцарцев на этой Арденнской классике – в начале 50-х годов дважды побеждал Фердинанд Кюблер. А красивым финалом этой истории стало второе место на Льеж – Бастонь – Льеж, где в спринте Хирши проиграл только Приможу Рогличу.
Шансы Марка на победу в этом году значительно ниже, поскольку сейчас он должен играть роль одного из ключевых помощников другого словенца – Тадея Погачара. Хотя сам швейцарец вряд ли сильно расстроен данным фактом; по слухам, в команде из Эмиратов, куда Хирши перешел в 2021 году, он получает зарплату в четырнадцать раз больше предыдущей. Вероятно, победа на Флеш Валлонь сыграла немалую роль в формировании этой суммы.
Что касается Дилана Тюнса, то у него в прошлом году вышел очень качественный классический сезон, в котором он попадал в десятку сильнейших на туре Фландрии, Брабантской стреле и Амстел Голд Рейс. Поэтому успех на Флеш Валлонь стал логичным его продолжением, а почетное шестое место в Льеже еще раз подтвердило прекрасную форму бельгийца. Правда, результаты Дилана в текущем сезоне значительно хуже. В весенних классиках он почти не был задействован, относительно скромно проехав только тур Фландрии. А менее чем за сутки стало известно, что Тюнс и вовсе не выйдет на старт гонки и не станет защищать свой титул. Это заставляет говорить о том, что у Флеш Валлонь будет новый чемпион.
Кто он? Если вы назовете в списке первым не Погачара, то, конечно, слукавите. Тадей выиграл в этом сезоне 9 официальных стартов из 17, в которых принимал участие. Притом большая часть «поражений» приходится на спринты многодневок, где словенец попросту не боролся из соображений собственной безопасности. Такие уникальные цифры, конечно, сильно бьют по психологии соперников, но в тоже время каждая отдельная гонка – это очередной шанс обыграть ненасытного «нового Каннибала». Кроме того, с каждым стартом в очередь выстраиваются и новые желающие. Например, на Флеш Валлонь обещают выйти на старт такие знаменитые горняки, как Энрик Мас, Микель Ланда, Гийом Мартан и Эстебан Чавес, которые пропускали все предыдущие весенние классики. Да и сам Погачар уже несколько раз ранее выступал на Флеш Валлонь, но пока ни разу не входил даже в тройку призеров.
Топ-5 фаворитов: Майкл Вудс (Канада), Давид Годю (Франция), Энрик Мас (Испания), Томас Пидкок (Великобритания), Тадей Погачар (Словения)
Прочие претенденты на победу: Андреа Баджиоли (Италия), Варран Баргий (Франция), Ромен Бардэ (Франция), Тьеж Бенот (Бельгия), Пейо Бильбао (Испания), Рубен Геррейру (Португалия), Серхио Игита (Колумбия), Бенуа Коснефруа (Франция), Йон Исагирре (Испания), Микель Ланда (Испания), Алексей Луценко (Казахстан), Валентин Мадуа (Франция), Гийом Мартан (Франция), Нельсон Паулесс (США), Маттиас Скьелмозе (Дания), Джей Хиндли (Австралия), Марк Хирши (Швейцария), Эстебан Чавес (Колумбия), Джулио Чикконе (Италия), Мауро Шмид (Швейцария)
Флеш Валлонь: время и трансляция
Старт гонки запланирован на 11:45 по местному времени, но телетрансляция бельгийской классики начнется значительно позже – ее предлагают в качестве вишенки на торте из трех подряд прямых эфиров. Прежде нас ждет женская версия Флеш Валлонь и третий этап тура Альп. По предварительным расчетам Погачар и компания попадут на телеэкран в момент первого прохождения Мюр де Юи, то есть где-то за 75 километров до финиша гонки. Трансляция на Eurosport 2 в среду 19 апреля с 15:30 до 18:00 по московскому времени.
Финальная локация гонки Флеш Валлонь - небольшой городок Юи, стоящий на берегу реки Маас. Он находится всего в получасе езды на автомобиле от Льежа, где в выходные стартует четвертый и предпоследний Монумент сезона. Поэтому заглядывая в метеосводки невольно прогнозируешь расклад событий в обеих гонках. Сейчас в Бельгии установилась уже относительно теплая погода, которая продержится всю неделю - днем воздух прогревается до 15 градусов тепла. Правда, если Флеш Валлонь должна пройти по сухим дорогам с периодически проглядывающим солнцем, то уже на следующий день начнутся дожди, которые не прекратятся и в выходные. Поэтому гонщикам стоит сполна насладиться хорошей погодой в Юи – городе, который в русскоязычных статьях точно не стоит писать на латинице. Разумеется, это же замечание касается и знаменитого финального подъема.
Привычно обращаемся к любителям велоспорта: ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше. Докажем вместе, что велоспорт достоин внимания.
Думаю, если бы Флеш Валлонь была монументом или на её рельефе проводился бы чемпионат мира, то Погачар атаковал бы заранее. Но в текущих условиях это было маловероятно. Во-первых, уровень соперников позволял дождаться последней горы. Во-вторых, впереди главная арденнская классика – Льеж-Бастонь-Льеж. Второй после Амстела сольный отрыв потребовал бы больше сил, а это риск подойти к Льежу – гонке с более высокой конкуренцией и более продолжительной – недостаточно свежим.
Кто-нибудь знает, на Еврике будут показывать какие-нибудь гравийки?