4 мин.

Умер Халвард Ханеволд – биатлонный Краб, бегавший до 40 лет

Халвард Ханеволд чуть-чуть не дожил до 50 лет. Он был одним из самых авторитетных людей норвежского спорта и мирового биатлона.

Безупречная репутация, выдающаяся карьера: 18 лет на Кубке мира, 3 олимпийских золота, 5 побед на ЧМ. Он закончил в 2010-м, в 40 лет – после эстафетного успеха на Олимпиаде.

Пролетело 9 лет, но все это время образ Ханеволда никак не вязался с прошлым. Он оставался как будто действующим биатлонистом, современником. Многие из тех, с кем он соревновался на Играх в Ванкувере, до сих пор в деле: Тарьей Бо, Эдер, Ланди, Шемп, Пайффер, Фуркад… Да и Халвард до последнего был в биатлоне – работал экспертом канала NRK, во время этапов бегал по пресс-центру, вечерами после гонок – по свободной, освещенной трассе.

После финала карьеры он не менялся – жилистый, энергичный, увлеченный. В прошлые выходные Халвард заглянул в Анси – на фестиваль Мартена Фуркада. Что случилось дома в Аскере три дня спустя? Причину смерти пока не назвали.

 ***

Возможно, главная победа в карьере Ханеволда: Олимпиада-1998, индивидуальная гонка. Один промах и крохотное преимущество над вице-чемпионом.

Халвард Ханеволд: «5,4 секунды навсегда изменили всю мою жизнь»

За оригинальный стиль передвижения Ханеволда называли Крабом: широко расставленные лыжи, интересная постановка палок – на подъемах это особенно бросалось в глаза. 

Единственное личное золото ЧМ – в России. Ханты-Мансийск-2003, индивидуальная гонка. Халвард привез всем от полутора минут.

День рожденья Ханеволда – 3 декабря, на самом старте сезона. Почти 10 лет назад Эмиль Свенсен шикарно поздравил его сразу после финиша.

Как выглядел биатлон 10 лет назад

Тот сезон был последним для Краба. Все закончилось красивой эстафетной победой в Ванкувере – с Эмилем, Тарьеем Бо и Бьорндаленом.

«Какой шок. Я видел его в Осло всего несколько месяцев назад. Он бегал на лыжах и выглядел совершенно здоровым.

Он был одним из тех, с кем я стал больше общаться после завершения карьеры. Мы регулярно встречались и разговаривали об акциях, инвестициях и политике. Мы часто сидели в столовой и обсуждали все что угодно за пределами спорта. Мы почти никогда не говорили о биатлоне.

Он был дружелюбным человеком. Совсем не притворщиком. Ему нравилось соревноваться, и в этом нет ничего странного. И он всегда был очень любопытен. После соревнований он часто крутил педали на велотренажере, чтобы расслабиться. А мы, шведы, обычно просто шли на прогулку. Я сказал ему: «Важно выполаскивать ноги». И он задумался. Ко всему, что ему говорили, он относился очень серьезно.

Как биатлонист он был одним из самых великих. Все медали Олимпиад и чемпионатов мира показывают, каким гонщиком главных стартов он был», – вспоминает Халварда шведский биатлонист Бьорн Ферри.

«Я глубоко подавлен известием о смерти Халварда Ханеволда. Когда я был молодым, он был одним из моих ориентиров. В 2010 году для меня, тогда еще пацана, было огромной честью биться с ним на одной трассе на Олимпиаде в Ванкувере. Великий спортсмен, прекрасный и светлый человек. Огромная утрата для мирового биатлона. Покойся с миром», – написал о норвежце Антон Шипулин.

«Мы часто соперничали друг с другом, но между нами были приятельские отношения. Не так давно, этой зимой, мы вместе выступали в Гонке легенд. Халвард приехал туда с женой и детьми, было приятно видеть, как много внимания он уделяет семье.

Тяжело сейчас слышать о том, что его больше нет. Хальвард был молод, энергичен, находился в хорошей спортивной форме. На руке он носил пульсометр, с которым бегал еще десять лет назад. Это тяжелая утрата для норвежского и мирового биатлона, приношу соболезнования родным и близким, скорблю вместе с ними», – Сергей Чепиков тоже катался до 40, и почти всю карьеру они провели рядом. 

У Ханеволда остались жена и двое детей.

Фото: REUTERS/Gary Caskey; Gettyimages.ru/Mark Sandten/Bongarts, Martin Rose/Bongarts, Clive Mason, Agence Zoom, Alexander Hassenstein/Bongarts