В Купере Флэгге видели новую белую надежду. А на самом деле?
Когда минувшим летом «Даллас» выиграл лотерею и получил первый пик на драфте, было принято говорить, что теперь придет Флэгг и спасет «Мэверикс». А точнее, что Сильвер все подстроил, и теперь придет Флэгг и спасет «Мэверикс». Прошла большая часть «регулярки», так что показал первый пик драфта и один из главных талантов поколения?
Кто вообще такой Флэгг, как и на какой позиции он играет?

Вообще дарование приходило в лигу на правах невероятно универсального игрока, который на очень хорошем уровне может делать все. Но, если пытаться его классифицировать, начать нужно с того, кем он не является (пока).
Флэгг точно не разыгрывающий. Его пробовали на единице, но притаскивать мяч в атаку – не совсем для него, при этом значительная часть его козырей лежит в плоскости игры без мяча. Защищаться против других разыгрывающих Флэггу тоже трудно, он недостаточно быстр и недостаточно хорошо пролезает заслоны. Понять, почему Кидд решился на этот эксперимент и поставил новичка разыгрывающим, нетрудно, пробовать нужно было. Во-первых, а вдруг бы получилось? А, во-вторых, в долгосрочной перспективе этот опыт пойдет Куперу на пользу, Кидд уже проделывал такой номер с Яннисом. В конце концов, что ты теряешь?
Флэгг так же точно не центр. Это может звучать как лишнее уточнение, но в последних матчах Кидд выпускает смоллбол со старта матча, и Флэгг там нередко играет пятого номера. Против чужих центров чаще защищается Вашингтон (хотя в матче с «Хоукс», например, и эта работа нередко доставалась Флэггу), но вся нагрузка по подстраховке у кольца ложится на новичка. Наверное, можно представить себе, что когда-нибудь пятерки с Флэггом-центром будут закрывать матчи, но пока это просто не работает. Часто первая же замена в матче – выход центрового, причем через 3-4 минуты после старта. Потому что без центра «Мэвс» совсем не справляются на своей половине, их давят габаритами. Конкретно у Флэгга цифры в защите под кольцом сносные по меркам форвардов (на уровне Джонсона, который много страхует в «Атланте», или Барнса, который очень важен для защиты «краски» у «Рэпторс»), но по меркам центров эти же показатели уже так себе, да и от топовых игроков периметра отставание заметное: Уайт, Шей, Кейд, через всех их завершают под кольцом гораздо хуже.
При этом Купер так себе бросает с дистанции и много проходит, используя габариты. Может участвовать в пик-н-ролле как в качестве заслонщика, так и в качестве боллхэндлера.
Короче, он – форвард, вероятно, мощный форвард, и «Даллас» надеется, что со временем там появится приставка «поинт». Надежды небезосновательные, пасует Флэгг хорошо, тот же опыт игры на единице должен помочь.
В чем он уже хорош?

Силовые проходы выглядят впечатляюще. Флэгг хорошо использует габариты, чтобы добраться до кольца, и классно завершает, руки у него хорошие.
Это может быть проход против размена или из пик-н-ролла, или открывание к кольцу без мяча, или ускорение в раннем нападении (там, если Флэгг разогнался, то для защиты соперника все совсем плохо, это, наверное, тянет на самостоятельный плюс). Иногда кажется, что Флэггу не удается прорвать первую линию обороны, но, если он протиснул мимо соперника плечо, то там уже, скорее всего, все кончено.
Если соперники слишком активно стягиваются на подстраховку, Флэгг хорошо пасует на первом шаге. Если его встречают толпой ближе к кольцу, есть средний с разворота. Он не убийственный по эффективности, но этот бросок выглядит нормально, и такой джампер – явно полноценная часть арсенала. У Флэгга больше 80% с линии и, как уже говорилось, нормальные руки, плюс он просто много бросает, верить в прогресс в плане точности броска в таких условиях легче. Но мы отвлеклись от «в чем он уже хорош».
Игра без мяча тоже радует. Флэгг ставит заслоны, он открывается, готовность отдать мяч в атаке – большое дело. Это ведь облегчает игру. Ряд защитных схем проще разбиваются через действия без мяча. Плюс, когда ты готов играть с получения, тебе проще подобрать партнеров.
Радует так же оборона в целом. Флэгг уже неплохо справляется с чужими форвардами 1 в 1. Плюс он постоянно старается подстраховать партнеров, и тот факт, что многие проходы соперников встречают под кольцом сопротивление Флэгга – уже само по себе плюс. Подстраховка от пятых номеров – стандартное дело, но, когда у тебя есть страхующие форварды, это сильно упрощает оборону, и Флэгг очевидно из таких.
Над чем еще нужно работать?

В первую очередь, безусловно, бросок. 28% на трешке, 31% на дальней средней – это все очень плохо, отсюда и неважная в целом эффективность с игры.
Пока «Даллас» не является важной командой НБА, Флэгг не замечает всех минусов проблемного броска. Он все еще часто вписывает соперника в заслон или обходит на скорости. Но однажды наступит этот момент, когда ему скажут «окей, ты привлек мое внимание». От него станут отходить, на пик-н-роллах – идти под заслоном. А он не атлет уровня Янниса, который использует такую защиту, чтобы разогнаться, и дальше его уже не остановить (да и у Янниса временами с этим бывают проблемы). Флэггу нужно вытягивать соперников выше, это все упростит, а для этого нужно прокачивать бросок. Как уже говорилось, поводы для оптимизма в этом аспекте есть.
Возможно, со временем добавится масса и увеличится количество пост-апов. Флэгг часто ищет соперников помельче и проходит мимо них в силовой манере, но игра спиной к кольцу может добавить вариативности. Пока таких владений почти нет. И не то чтобы пост-ап – обязательный навык, но к игре Флэгга он был бы логичным дополнением. Это, как и игра без мяча, другой заход на защиту соперника.
Способность переключаться между разными режимами сделает Флэгга плюс-минус неудержимым. Пока не очень похоже, что он, как, например, Дончич с пик-н-роллами, будет безупречен в каком-то аспекте игры. Дончич может вообще ничего, кроме этих пик-н-роллов не играть, и правильной защиты против этого все равно не будет. Флэгг же больше похож на человека, который берет свое за счет широты арсенала, и пост-ап здесь может играть важнейшую роль.
Еще Флэггу явно нужно добавлять в выносливости. Понятно, что это странная претензия к игроку, который вообще-то по возрасту должен сейчас в студентах играть, а вместо этого носится против взрослых мужиков. Вряд ли это будет проблемой в дальнейшем, летом подкачается. Но пока он слишком часто выглядит задохшимся, все как-то «из последних сил». И, мне кажется, отчасти это еще и потому, что он просто постоянно пытается сделать слишком много. Он везде лезет, всем помогает, часть этих вещей делает его полезнее, но часть – лишняя суета.
С опытом Флэгг должен начать эффективнее расходовать силы.
Флэгг – лучший новичок?
Ну, нет.

Кон Книппел – важнейший игрок гораздо более сильной команды. Его бросок и игра без мяча, включая заслоны, это то, на чем держится топ-5 атака в НБА. Он эффективнее, его влияние на нет-рейтинг лучше. Плюс он просто более готовый игрок, он выглядит так, как будто уже отыграл в Ассоциации лет 15 (в хорошем смысле). Если сейчас команде плей-офф предложить выбрать себе любого новичка для усиления перед матчами на вылет – летом игрока нужно будет отдать обратно – первым пиком точно уйдет Кон.
Флэгга все еще проще представить в роли будущей первой звезды чего-то серьезного, да и нынешняя его роль сложнее. И я не думаю, что кто-то в «Далласе» сомневается в верности своего выбора на прошлом драфте.
Но Книппел просто был полезнее в этом сезоне.
Оправдывает ли Флэгг ожидания?
Тут сложно ответить однозначно, потому что ожидания у всех были разные. Мне самому казалось, что Флэгг – лучший проспект последних лет. Ни Вембаньяма, ни Зайон перед драфтом на меня такого впечатления как Флэгг не производили. Купер выглядел как плюс-минус гарантированный фрэнчайз-игрок.
С тех пор в моих глазах его акции скорее чуть упали. С броском больше проблем, чем ожидалось (по студентам было 38% из-за дуги), эффективный процент в 50 пунктов – так себе показатель, а его влияние на защиту под кольцом как будто ниже ожидаемого. Иными словами он помогает в защите больше, чем средний форвард, но «выше среднего» – не совсем то, чего от него ждал я в этом аспекте игры.
И все же это именно что незначительное понижение относительно статуса «главного таланта поколения». Ему все еще 19, а ты включаешь какой-нибудь матч с «Шарлотт», и видишь, как Флэгг полностью подминает под себя игру, разбирается с разными защитными схемами и доводит оппонента до совсем уж отчаянных методов.
Такие проблески – это, наверное, главный итог сезона для фанатов «Далласа».

Эти матчи, в которых Флэгг – лучший игрок на площадке. Не потому, что он попал 7 из 9 на трешке, а потому, что он просто разбивал любую защиту грамотными решениями и мощнейшим талантом. Флэгг уже в этом сезоне местами играет так, как то, во что должен был вырасти Франц Вагнер. По крайней мере, он уже точно знает, что тащить – именно его работа.
Резюмируя – нет. Мои ожидания были еще выше, но, возможно, это мои проблемы, и мои ожидания были нереалистично завышены.
В любом случае важно не это, а то, что Флэгг – уже первая звезда команды НБА, и он все еще выглядит как будущий фрэнчайз. Просто я скорее стал в этом чуть менее уверен.
Фото: East News/AP Photo/Julio Cortez, AP Photo/Brandon Dill; Gettyimages.ru/Gettyimages.ru/Ron Jenkins, Sam Hodde, Tyler Kaufman









