7 мин.

Русский хоккей: пойдет ли новая против старых

Тема хоккея с мячом не утихает. И в этом нет ничего удивительного. Разговоры о будущем этого вида спорта будут продолжаться по меньшей мере до тех пор, пока, наконец, не состоятся выборы нового руководителя федерации. Вернемся к обсуждению проблемы и мы.

Алина Бородаева. Фото: АЛХ

Интервью Мяуса

На прошлой неделе информационное пространство взорвало интервью директора Федерации хоккея с мячом России (ФХМР) по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и международными спортивными организациями Сергея Мяуса, которое он дал перед стартом нового сезона государственному информационному агентству ТАСС.

Если кто-то не читал, то краткая суть высказываний Мяуса такова: русский хоккей в глубоком кризисе, ему требуется обновление. При этом Бориса Скрынника на пост президента ФХМР в очередной раз выбрали всего чуть больше года назад.

«Но спустя год невозможно не признать, что хоккей с мячом нуждается в обновлении и перезагрузке. Возможно, для кого-то станет откровением, что я выступаю с открытой критикой, находясь внутри системы, но у меня есть свое видение, которое зачастую расходится с нынешним руководителем федерации», - заявил Мяус.

— То есть вы не готовы согласиться с тем, что вас считают сторонником нынешней системы управления хоккея с мячом и последователем нынешнего президента федерации? – спрашивает журналист.

— Ни в коей мере. – отвечает Мяус. 

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что слова Мяуса правильны и справедливы. Перемен в хоккее с мячом ждут все. Вопрос в другом. Удивительно слышать такие слова от действующего сотрудника ФХМР. Все-таки никто не отменял такое понятие, как «корпоративная этика». Тем более Мяус – человек в федерации далеко не последний. Он – многоопытный функционер, знающий цену словам и представляющий последствия. Поэтому назвать сказанное «криком души» очень сложно. Скорее, за жесткой критикой стоит холодный расчет и прагматизм.

Что ж попытаемся разобраться с этим подробней.

Что стоит за словами Мяуса

По сути, интервью Мяуса превратилось в изложение его предвыборной программы. Он много рассуждает о будущем. Говорит о реформе исполкома, о появлении наблюдательного совета, выносит предложения по изменению регламента, рассуждает о медийности, возвращении ушедших клубов. Ну прямо-таки готовый кандидат на выборы нового главы ФХМР.

Что касается критики нынешнего руководства федерации (к которому по факту относится и сам Мяус), то складывается ощущение, что задача Мяуса – решительно отмежеваться от Бориса Скрынника, чтобы его имя не связывали с уходящим главой ФХМР.

«Многие как бы априори идентифицируют меня с действующим руководством федерации, но нужно понимать, что я фактически на пять лет уходил из ФХМР», - говорит Мяус.

Это верно. Но верно и то, что Мяус работал со Скрынником много лет еще до отъезда на Кузбасс. 

В общем, вряд ли кто-то сомневается, что Мяус станет претендовать на пост президента ФХМР. Все помнят, что в июле именно он встречался с министром спорта и главой Олимпийского комитета России Михаилом Дегтяревым и обсуждал проблемы этого вида спорта.

Правда, не очень понятно, как с этим вяжутся принципы Сергея Анатольевича.

«В мае 2024 года Сергей Евгеньевич [Цивилев] был назначен на пост министра энергетики РФ, и тот, кто много лет, как я, работал тренером, приучен к тому, что если уходит главный, уходят и помощники», - прокомментировал Мяус уход с должности министра физической культуры и спорта Кузбасса.

По этой логике Мяус должен покинуть ФХМР вместе со Скрынником. Но пока все говорит о том, что он не просто не планирует уходить, а собирается занять должность потенциально бывшего главного. Впрочем, здесь мы забегаем вперед. Может быть, Мяус все-таки уйдет из федерации вслед за Скрынником.

Борис Скрынник. Фото: rusbandy

Кого выставит Скрынник?

Дальше все еще интересней. Ведь Мяус, судя по всему, не станет единственным кандидатом из недр ФХМР. По имеющейся информации, своего кандидата выставит и Скрынник, который, во-первых, хочет сохранить влияние на федерацию, а во-вторых, избежать преследования за нарушения и злоупотребления. Говорят, что Скрынник выбирает между двумя людьми. Первый – член исполкома Ильяс Хандаев, который в кулуарах называет себя будущим президентом.

Впрочем, в последнее время начало мелькать и другое имя – это еще один член исполкома Дмитрий Буров. В свое время Скрынник выгнал его из ФХМР, где он работал генеральным секретарем. Затем вернул. И, судя по заявлению Мяуса, не так давно сделал генеральным директором.

«К сожалению, меня не командировали на международный форум «Россия — спортивная держава»: в Самару отправились ответственный секретарь федерации Алексей Плешаков и генеральный директор ФХМР Дмитрий Буров», - сказал Мяус.

Тут и начинается самое интересное. Нового президента будет выбирать отчетно-выборная конференция, то есть руководители региональных федераций и члены федерального исполкома. И Скрынник, разумеется, будет требовать голосовать за своего кандидата. Мяус же, за которым стоит министр энергетики Сергей Цивилев, разумеется, будет настаивать на своей кандидатуре.

Таким образом, люди просто окажутся между двух огней. И, не понимания за кого именно голосовать, вполне могут остановить выбор на третьей силе. Вопрос в том, появится ли она на горизонте.

Дмитрий Буров. Фото: rusbandy

Кто может составить конкуренцию чиновникам?  

Впрочем, пусть Мяус и Хандаев/Буров оказались и по разные стороны баррикад, у них много общего. В первую очередь, они – действующие чиновники ФХМР, люди, много лет проработавшие со Скрынником. Кто-то теперь пытается от этого откреститься. Но из песни слов не выкинешь. Именно при участии этих людей хоккей с мячом оказался в текущем положении. Каким же образом кто-то из них сможет вытащить его из болота? На кого они будут опираться? Есть ли у них необходимые кадры?

Все эти вопросы из разряда риторических. Для нас очевидно, что вывести русский хоккей из кризиса способен только принципиально новый человек со свежим взглядом и талантливой командой, которой нет ни у Мяуса, ни у Хандаева/Бурова.

— В интернете встречаются имена бывшего главы департамента по проведению соревнований Континентальной хоккейной лиги Сергея Козлова и президента Ассоциации любительского хоккея Алины Бородаевой как претендентов на пост президента ФХМР. Могли бы оценить перспективы их работы в случае прихода в федерацию? – спрашивает корреспондент ТАСС у Мяуса.

— Нужно уважать любое желание и любую позицию, но тот, кто хочет что-то изменить, должен иметь и представить свою серьезную программу и понимание ситуации в нашем виде спорта изнутри, - тут же отгородился от всего нового Мяус.

Что ж, все новое во все времена вызывало у чиновников страх. Страх, разумеется, не за организацию, а за свое будущее в ней. Поэтому и ставятся искусственные и консервативные ограничения из разряда «понимания ситуации в нашем виде спорта изнутри». Можно подумать, что тот же Дмитрий Чернышенко, становясь президентом КХЛ, соответствовал этому критерию. Однако после работы в КХЛ его пригласили стать заместителем председателя правительства. Значит, видимо, потрудился он неплохо.

После интервью Мяуса лично мы еще больше убедились, что единственный человек, который может встряхнуть русский хоккей, вывести его из кризиса и поставить на путь развития – Бородаева. Осталось только понять, пойдет она выборы или нет. А то слухов много, но никаких заявлений от нее пока не следовало. 

Алина Бородаева. Фото: соцсети