Почему изменение квалификации в «Формуле-1» – это хорошо
Блог «Версификаторные россказни» – о революционном изменении формата субботней части гоночного уик-энда.
Вчера в Женеве боссы «Формулы-1» провели встречу, на которой обсудили несколько идей по повышению зрелищности гонок. Мнения выдвигались разные, и некоторые выглядели совсем радикальными и неспортивными: в частности, предлагался вариант прибавлять лидерам чемпионата штрафное время в квалификации (чем выше гонщик в личном зачете – тем больше секунд плюсуется к его быстрому кругу).
Вообще, похоже (в свете недавней жесткой критики со стороны Экклстоуна), руководители команд были всерьез настроены провернуть какие-то изменения в регламенте, так что итоговое решение сильно удивлять не должно. Но сюрприз все же удался – боссы проявили удивительное единодушие, проголосовав за переформатирование субботней части гоночного уик-энда. Отныне квалификация станет игрой на выбывание, в конце которой останется только один.
Здесь надо сделать небольшое отступление – прежний формат большой радости ни у кого не вызывал: в стремлении сэкономить шины лидеры старались выезжать на трассу как можно реже. Идеальным было такое выступление: круг на жестких шинах в первом сегменте, круг на мягких покрышках во втором, круг на мягкой резине в последней части сессии, а также дополнительный круг на дополнительном комплекте шин. С таким подходом особой борьбы в группе лидеров не наблюдалось, и, по сути, решающими становились только последние 2-3 минуты. Хуже того, первые 15 минут вообще никого не интересовали – имена всех выбывающих в первом сегменте гонщиков можно было назвать, даже не смотря квалификацию.
Лично я был бы рад возвращению старого 12-кругового формата, но «Формула-1» не намерена поворачивать время вспять и переходить к размеренной сессии с получасовым сидением в боксах. А из того, что было по субботам в последние лет десять, новый вариант действительно (на бумаге) выглядит интригующим.
Чем же будет хороша новая квалификация?
Во-первых, будет интереснее наблюдать за отсевом участников – групповое выбывание в старом формате происходило лишь три раза за час, а отныне мы будем смотреть, как с определенного момента раз в полторы минуты один из спортсменов с сожалением сворачивает в боксы, а его ближайшие конкуренты, подстегиваемые инженерами по радио, продолжают яростно наматывать круги.
Во-вторых, командам придется больше думать над стратегией и тактикой. Сейчас квалификация построена по принципу нескольких коротких спринтов – в бешеном темпе шины выдерживают лишь один быстрый круг. С новыми правилами коллективам придется выбирать – либо пытаться добиться успеха одним выстрелом, либо ехать серию кругов на постоянно улучшающейся трассе. При этом минусом первой стратегии будет трафик, а второй – состояние шин. Видимо, придется на квалификацию выбирать более жесткую резину или серьезно экономить ресурс мягких покрышек.
Разумеется, со временем идеальные стратегии будут подсчитаны, но в первых гонках нас может ждать хаос. Только представьте: если проколы у лидеров не раз бывали и при старом формате, то что же будет происходить в новых условиях? Отныне нельзя будет сидеть в боксах большую часть сегмента, а затем выехать на трек и оставить конкурентов позади – придется постоянно показывать приличные результаты, чтобы оставаться «на плаву».
Конечно, гонщики и конюшни немного пожалуются. Будут споры, будут разбирательства из-за трафика, будут случайные осечки и зазря загубленные шины. Все эти мелочи повлияют не только на субботу, но и на воскресенье – возможно, какой-нибудь пилот, выиграв поул, останется без свежих покрышек на гонку. Много ли будет у него шансов на победу?
Да, эта революция определенно пойдет на пользу «Формуле-1», и что важнее всего – она не нарушит принцип спортивной борьбы. Ведь побеждать по-прежнему будут лучшие команды и пилоты.
Осталось лишь одно – чтобы в начале марта Совет ФИА ратифицировал женевские договоренности.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Mark Thompson
В итоге Льюис и Нико по-любому останутся на первом ряду, так еще и имея в наличие намного более свежие шины.
Например: первый сегмент длится 16 минут. Прошло семь минут с начала - Васян, занимающий последнее место в протоколе, выбыл. Прошло еще полторы минуты - выбыл Петя, который занимал последнее место после вылета Васяна. Затем прошло еще 1,5 минуты - выбыл Лолпро, который после вылета Васяна и Пети оказался последним. И таким образом мы теряем одного, двух, троих - вплоть до семерых (в первом сегменте). Во втором и третьем сегментах истории повторяются - в конце сессии остаются лишь два пилота.
По-моему, не так и сложно)
Согласен, что такая борьба в реальном времени будет интереснее.
Наверное, появится смысл смотреть квалификацию - но пока я не этого увидел, для меня идеалом остаётся формат 10-летней (или больше уже?) давности - без деления на группы и ограничений по топливу и шинам. В итоге все соревнуются в максимальной быстрой конфигурации настроек и решают, кто действительно быстрее прямо сейчас. Но без возможности замены агрегатов или полностью машины, как это бывало раньше!
------
А что помешает Мерседесам проехать быстрый круг в начале сегмента (как они, кстати, нередко и делали), а потом просто сидеть в боксах? Результаты ведь только в конце сегмента будут обнуляться.
И, вроде как, просили смотрибельность гонок поднять, а не квал...
Вообще, постоянное изменение и усложнение правил не идёт на пользу популярности.
Зрителю должно быть понятно, почему квалификацию выиграл тот или иной пилот без учета сложных тактических изысков. Раньше задачей квалификации было выявить сильнейших пилотов и быстрейшие машины, сейчас - сделать так, чтобы кто-то из лидеров обязательно оказался в середине решетки и прорывался наверх в ходе гонки. Тогда не лучше ли по жребию места распределять?