11 мин.

Позорный сезон «Феррари» завершен. Чего ждать в 2026-м?

Быть «Феррари» тяжело: любое место кроме первого – провал, а титулов в Маранелло не видели с 2008 года (в личном зачете – с 2007-го).

Но 2025-й оказался труднее прочих, самым сложным сезоном эпохи Шарля Леклера. Даже хуже 2020-го, когда Скудерия рухнула на шестую строчку в Кубке конструкторов. Тот год был логичным продолжением предыдущего, сейчас же ожидалась если не борьба за чемпионство, то как минимум регулярные победы – тем более после прихода самого титулованного пилота в истории Льюиса Хэмилтона и многообещающей концовки 2024-го.

Оглушительные ноль побед у команды, ноль подиумов и поулов у Хэмилтона, досрочное четвертое место среди четырех топ-команд. По сухим цифрам в активе семь призовых мест и поул-позиция в Венгрии в исполнении Шарля и победа Льюиса в спринте в Китае.

В 2026-м обнулится многое, но не все

Тифози могут вздохнуть с облегчением: цикл технического регламента, который итальянцы резво начали, но так и не добрались до вершины за четыре года, подошел к концу. После главного изменения правил за последние десятилетия все команды и мотористы начнут 2026-й с чистого листа.

Но не совсем. Почти все коллективы, в том числе «Феррари», сохранят пилотов, руководителей и технических боссов. Способность коллектива работать со стратегией, адаптироваться к меняющимся ситуациям, исправлять ошибки с развитием болида, проводить быстрые пит-стопы и сохранять здоровую атмосферу – все это перенесется на сезон-2026.

Технический штаб: директор ушел в «Астон Мартин», просчеты 2025-го так и не исправили

«Феррари» последних лет создает специфические болиды, выстреливающие на определенных трассах и капризные в настройках и управлении.

Противоположность Скудерии – сегодняшний «Макларен». Коллектив из Уокинга стал безусловно сильнейшим в «Ф-1» в последние полтора года без гигантского преимущества по скорости, но с универсальной машиной, которая отменно работала практически в любых условиях и под управлением обоих гонщиков.

В 2024 году «Феррари», казалось, решила проблемы последнего поколения: болид, быстрый на одном круге, но беспощадно уничтожавший шины (следствие – многочисленные поул-позиции Леклера, почти никогда не приводившие к победам в гонках), стал гораздо сбалансированнее. Пилоты вознаградили команду борьбой за Кубок конструкторов до последнего круга последней гонки.

В 2025-м вернулась старая «Феррари» – непредсказуемая и нестабильная. Относительно успешный болид SF-24 стал последним, созданным под управлением технического директора Энрико Кардиле, который перебрался в «Астон Мартин». SF-25 строил уже новый босс Лоик Серра, перешедший из «Мерседеса».

Трудно понять, зачем перед заключительным годом регламента переделывать болид «на 99 процентов», как говорили в Скудерии. Как бы то ни было, дебют Серра в «Феррари» явно провалился. Два топ-пилота, в классе которых нет сомнений, бесконечно жаловались на неуправляемый SF-25, а зрители легко могли увидеть нервное поведение машины на онбордах.

Руководитель команды Фредерик Вассер рассказывал, насколько чувствительна последняя «Феррари» к настройкам и подготовке шин по ходу квалификации: гонщик мог потерять две-три десятые на быстром круге из-за отклонения в 5 км/ч на круге выезда из боксов. И, разумеется, глава команды говорил о «потенциале» болида, который никак не удается раскрыть.

Более того, оказалось, что SF-25 конкурентоспособен, только когда находится очень близко к асфальту – слишком близко. В Китае команда перестаралась, и после победы Хэмилтона в спринте схлопотала двойную дисквалификацию в основной гонке из-за стертой планки под днищем.

Предсказуемым итогом стали американские горки по ходу всего сезона – от безусловно лучшей команды после «Макларена» до проигрыша середнякам. А также постоянные срывы болида у обоих пилотов, в случае Хэмилтона – аварии.

Трудности за год так и не исправили. Да, Скудерия рано переключилась на 2026-й, но так сделали почти все команды, а «Уильямсу» и вовсе удалось провести лучший для себя чемпионат за многие годы практически без новинок. «Мерседес», который обновлялся чуть дольше «Феррари», завершил сезон уверенной победой над командой из Маранелло и «Ред Булл». Итальянцы же смогли лишь слегка улучшить ситуацию, привезя в Бельгию новую заднюю подвеску, и стали четвертыми за этап до конца сезона, хотя до этого шли вторыми.

Настоящей проверкой для Серра (да и для Вассера, который временно заменял Кардиле) станет новый регламент, но первый экзамен надежд не внушает. Ходят слухи, что итальянцы продвинулись дальше всех при разработке нового шасси, не считая «Альпин», но никаких гарантий это не дает (вспомним провал «БМВ-Заубера» в 2009-м). Вероятно, многое решат моторы, где расклады также неясны, но «Феррари» фаворитом не называют.

И даже успех на старте чемпионата ничего не гарантирует. Предыдущий цикл «Феррари» начала с дубля на Гран-при Австралии-2022, но проиграла гонку обновлений. К сожалению, команда не очень успешно развивает машины по ходу последних сезонов.

Каким будет 41-летний Хэмилтон после ужасающего сезона-2025?

Проблемы семикратного чемпиона в новой команде после рекордных 12 лет в «Мерседесе» ожидались, но даже скептики не предполагали, что сезон окажется настолько беспросветным. Побиты антирекорды «Феррари» (первый пилот за десятилетия без подиума, первый в истории, не попавший во второй сегмент квалификации трижды подряд и так далее), но эмоции даже важнее.

Льюис забрал спринт в Китае, часто был близок к Леклеру по гоночному темпу и совершил несколько прорывов, но в квалификациях был безнадежен, много ошибался и поставил еще один рекорд – по депрессивности в интервью. Дошло до того, что британец публично назвал себя «бесполезным» и предположил, что Скудерии необходим другой пилот.

Опять же, в 2026-м болиды и моторы станут совершенно другими, изменится стиль пилотажа, «Ф-1» попрощается с граунд-эффектом, с которым Льюис с 2022-го так и не подружился. И, как кажется, хуже все равно уже не будет.

Но Хэмилтон сильнее других пилотов зависит от эмоций. В каком психологическом состоянии он подойдет к новому сезону? Сможет ли Льюис забыть неудачи и восстановиться?

И насколько быстро привыкнет к новым фишкам вроде активной аэродинамики и игр с батареей? Суперзвезде через пару недель исполнится 41 год, в то время как напарнику всего 28 – Леклер на пике формы.

Нет никаких причин ждать прорыва сразу же – Хэмилтон не из тех пилотов, которые мгновенно приспосабливаются к новым машинам. Даже в чемпионские сезоны при полной поддержке «Мерседеса» британец зачастую вкатывался медленно.

«Феррари» рискует столкнуться с проблемой «Макларена»

Состав из двух топ-пилотов быстро становятся головной болью, когда начинается сражение за титул. Даже если команда прикладывает максимум усилий для того, чтобы держать ситуацию под контролем.

«Макларен» заслуженно взял оба чемпионства в 2025 году, но с каким же трудом был завоеван личный титул, который казался гарантированным в начале сезона. Причина: соперники из «Ред Булл» поставили все на свою приму.

«Феррари», разумеется, нацелена только на чемпионство в 2026-м, но кто поведет Скудерию за собой? Многолетним и явным лидером является Леклер, но Хэмилтон переходил в «Феррари» не ради роли второго номера, да и зарплата у британца гораздо выше, чем у партнера по команде.

Как заставить работать на напарника самого статистически успешного пилота в истории – или новую легенду «Феррари», кумира и надежду тифози? Похоже, никак, а без этого «Феррари» понадобится существенное преимущество над соперниками по болиду. Которое, опять же, предстоит не только обеспечить, но и сохранить.

Команда не выглядит единой

Впрочем, у Хэмилтона и Леклера хотя бы отличные отношения – как минимум такую картинку пилоты транслируют публике. Напарники еще до трансфера Льюиса относились друг к другу тепло и с уважением, а также сошлись на почве любви к музыке и собакам.

Но в целом слаженной работы в команде не наблюдается. Радиопереговоры «Феррари» уже стали классикой «Ф-1», и это не комплимент. Такая ситуация в команде уже многие годы. Между пилотами и их гоночными инженерами нет «химии», и особенно очевиден контраст для Хэмилтона, взаимодействие которого с Питером «Боно» Боннингтоном в «Мерседесе» было образцовым.

Не удивляет, что в такой рабочей атмосфере стратегия остается слабым местом. В фольклоре «Ф-1» пит-уолл «красных» традиционно изображается с клоунскими носами – сурово, но все еще временами правдиво. «Феррари» прибавила в этом плане в последние годы, но далеко не стала ориентиром. Гонщики продолжают спорить с мостиком, стратеги продолжают ошибаться.

Руководство команды и компании усугубляют поражения на трассе заявлениями вне ее. Пока Хэмилтон и Леклер обоснованно жалуются на машину, Вассер продолжает твердить о «потенциале», что лишь повышает давление на них. Президент «Феррари» Джон Элканн напрямую обвинил пилотов в том, что они слишком много разговаривают и мало думают о команде.

И даже бывший руководитель Маурицио Арривабене высказался в схожем ключе: Хэмилтон должен не посылать отчеты с предложениями, как улучшить ситуацию, а крутить баранку. Мол, Себастьян Феттель тоже отправлял такие «бесполезные» отчеты. А ведь эти парни на двоих взяли 11 титулов с момента последнего чемпионства «Феррари».

Команда давно не умеет прорабатывать ошибки и адекватно реагировать на неудачи в публичном поле, хотя, казалось, могла бы и научиться с 2007 года. Другой экс-босс Маттиа Бинотто в таких ситуациях упрямо делал вид, что все в порядке – тоже не лучший подход, однако валить сегодняшние провалы на пилотов – это уже за гранью.

Но есть хоть что-то хорошее?

Пит-стопы «Феррари» в 2025 году были блестящими, и эти навыки точно не обнулятся в следующем сезоне. В «Ф-1» есть неофициальный чемпионат по скорости пит-стопов, и механики из Маранелло выиграли его в доминирующем стиле. Показательно, что предыдущие семь титулов подряд взял «Ред Булл» – самая успешная и организованная команда за этот период.

Минусы, связанные с наличием двух топ-пилотов, имеют и обратную сторону. У команды элитный состав с космическим опытом: Хэмилтон, в отличие от «Феррари», знает все о чемпионствах, Леклер из ребенка превратился почти в ветерана – монегаск умеет выигрывать гонки с «красными», преодолевать всевозможные трудности и обыгрывать многократных чемпионов мира. Надо просто правильно использовать этот ресурс, а также позволить гонщикам подгонять и мотивировать друг друга.

Достаточно в команде и классных специалистов. В Италии умеют создавать как быстрые машины, так и мощные моторы (второе, возможно, даже важнее). Несмотря на ноль побед в 2025-м, «Феррари» помнит, что такое выигранные гонки и борьба с лучшими. В отличие от «Макларена» прошлых лет, Скудерия не является полной неудачницей, которой необходимо подняться с самого дна пелотона.

Бонус от четвертого места в Кубке конструкторов – чуть больше времени в аэротрубе, чем у других топов. Утешительный приз и небольшое подспорье на следующий сезон.

Какие-то плюсы у «Феррари» есть, но тифози вряд ли хочется кричать о том, что «следующий год будет наш». Может, это и к лучшему – тем приятнее будут победы, если сегодняшние мрачные прогнозы не оправдаются.

Что еще почитать о «Феррари»:

Фото: East News/Xavi Bonilla / Xavier Bonilla / DPPI via AFP; Gettyimages.ru/Clive Rose; HOCH ZWEI, Florent Gooden/Keystone Press Agency, IMAGO/Aloisio Mauricio/Global Look Press; Gettyimages.ru/Stu Forster