18 мин.

Что случилось на Гран-при Австрии: «Макларены» рискованно рубились за победу, главный герой – середняк

Все обгоны и быстрые мысли.

Гран-при Австрии – летняя жаркая домашняя гонка «Ред Булл» и резиденция скандалов и противоречий каждый год. То столкновения в битвах за победы (Норрис и Ферстаппен, Ферстаппен и Леклер, Хэмилтон и Росберг), то непобедимые поребрики и бесконечные штрафы за срезки – все это олдскульный исторический трек в Шпильберге.

Круг по «Ред Булл Рингу» традиционно короткий и очень быстрый – едва 70 секунд. Здесь много прямых, скоростных связок, резких смен направлений и минимум медленных зон – буквально две шпильки, подходящие для обгона:

В остальных же виражах для смельчаков, готовых атаковать по внешней или внутренней траекториях, обильно насыпан гравий. А перед камнями – высочайшие поребрики, опасные для подвески и ломающие генерирование прижимной силы.

Еще одна сложность – удерживание шин от капитального перегрева. В этом году на австрийском уик-энде прогнозируется +30 градусов по Цельсию, и вместе с погодой резину будет с аппетитом уничтожать и старый абразивный асфальт.

Потому здесь очень важно удерживаться как можно ближе к белым линиям – ведь выезд за их пределы еще и гарантирует списание круга, из-за чего квалификации обычно превращаются в хаос и лотерею, а в гонках штрафы могут прилететь и через час после финиша (после того, как судьи рассмотрят и подсчитают все-все срезки и расширения).

Дистанция настолько короткая, что с современными достаточно равными болидами судьбу первого ряда часто решают тысячные доли секунды. И на этот раз в каждом сегменте – примерно та же история, только в битве за поул Норрис привез пелотону ну очень много для такого короткого трека!

Как же так вышло? С одной стороны, ему повезло: разворот Пьера Гасли в финальной попытке «отменил» круги главных соперников №4 – Пиастри и Ферстаппена. А с другой, сработали и условия с техническими доработками – машины претерпели достаточно много перемен по сравнению с предыдущим Гран-при Канады:

«Макларен» вновь использовал улучшенную и утолщенную переднюю подвеску на болиде Норриса – для стабилизации передней оси и более предсказуемого удержания траекторий в поворотах. Теоретически болид с такой деталью чуть медленнее, чем у Пиастри – и Оскар отказался от установки такого же набора на свою машину – но уверенность пилота должна все компенсировать. Вдобавок на оранжевом болиде изменили «оперение» передних тормозов, рассекатели на передней подвеске и геометрию задней – против опасных австрийских поребриков. Изменения вместе с благотворными условиями для команды помогли Норрису – особенно с учетом трека, который Ландо всегда называл подходящим пилотажному стилю;

«Феррари» внедрила первый пакет обновлений – итальянцы переделали днище, чтобы частично пожертвовать гоночным темпом в пользу квалификационного через пересмотр распределения аэропотоков и пиковой нагрузки. Хэмилтону установили также и новый блок контролирующей электроники в мотор;

«Ред Булл» тоже обновил днище ближе к задним колесам, чтобы сбалансировать нагрузку на осях (против чрезмерного перекоса на передние колеса). Временные перемены настигли и командный мостик: вместо бессменного Ламбьязе (взял отгул по личным причинам) в наушниках Ферстаппена на один Гран-при прописался бывший инженер Дэна Риккардо Ренни. Но слишком быстрый рост температур и порывы ветра помешали Максу сравняться с фаворитами: даже при завершении быстрого круга он проиграл бы 0,4 секунды Норрису и оказался бы максимум вторым-третьим. По Цуноде разнобой с настройками ударил еще сильнее;

«Мерседес» обновил охлаждение передних тормозов и расширил кожух мотора – чтобы силовая установка не перегревалась на жаре. Антонелли получил новый блок электроники и рекуператор. Для квалы нового потенциала не хватило;

«Рейсинг Буллз» переделали переднее и заднее антикрылья – для повышения общей эффективности машины. И даже средний квалифайер Лоусон показал, на что теперь способна машина второй команды «Ред Булл»;

«Заубер» продолжил активную кампанию обновлений с новыми доработками днища и диффузора, а также добавил более эффективную версию заднего антикрыла для выигрыша на прямых без потери в прижимной силе – ради улучшения квалификационного темпа. Все сработало – как минимум для Бортолето (а Хюлькенберг не смог укрортить болид из-за порыва ветра);

«Альпин» поменял Гасли весь набор силовой установки – и Пьер сумел раскрутить ее до третьего сегмента, где уже перестарался с риском;

«Хаас» тоже установил Окону полностью новую силовую установку;

Перед гонкой «Феррари» осталась без шефа: после завоевания лучшей стартовой позиции сезона Вассеру пришлось покинуть Шпильберг и вернуться домой «по личным причинам». Руководство взял на себя соправитель Фреда – сманенный из «Мерседеса» бывший зам Тото Вольффа Жером д’Амброзио.

Перед стартом температура пробила 31 градусов про Цельсию, а асфальт преодолел показатели в 50 градусов. Пилотам пришлось есть лед ложками для охлаждения.

Машины пришлось тоже быстро адаптировать к жаре: Ферстаппену заранее установили новые тепловые щиты для задних тормозов, Расселлу и Колапинто, сменили тормоза на передней оси, Гасли поменяли пилоны подвески с правой стороны, Бермэну и «Уильямсам» пересобрали днище и тормоза.

Для старта Гасли, Аджар, Колапинто, Бермэн и Хюлькенберг внезапно выбрали рисковать с ранним рывком на «софте», остальные взяли консервативный «медиум» на 0,3 секунды с круга медленнее.

Однако стартовые комплекты шин играют меньшую роль для срыва с места и первого поворота (все три укладывались в 2,5 метра): ведь дистанция до точки торможения не настолько велика, а за ним следует длиннейшая прямая с перепадом высоты, где все равно решающую роль играет траектория выхода из виража, момент начала разгона, мощь мотора и способность пристроиться за соперником в слипстрим. Поражение при реакции на огни и даже проигрыш первого торможения не всегда приводит к итоговому краху.

Сайнс сошел еще до гонки – из-за жары и провала со сборкой тормозов

● Сайнс не смог отправиться на прогревочный круг: его машину заклинило на первой передаче, маршалы не смогли его эвакуировать или отправить сразу же. «Ф-1» отменила старт и решила повторить процедуру прогрева – и тут же Сайнс сдвинулся вновь! Новый прогревочный круг отложили на 10 минут.

Карлос после круга отправился на пит-лейн – у него загорелись как раз замененные задние тормоза.

Сайнса сняли с гонки – второй день подряд «Уильямс» провалил просто сборку и настройку машины. Тормоза и сдерживали машину на старте и весь круг – потому и загорелись. Алонсо во время ожидания старта пожаловался на температуры сиденья – «наверное, 200 градусов».

Старт и первые круги: суперстарт «Макларена», вынос Ферстаппена, агрессия «Мерседесов»

Норрис выиграл старт, но на всякий случай отрезал внутреннюю траекторию Леклеру – и позволил Пиастри атаковать «Феррари» и выйти на второе место!

А позади Антонелли атаковал Ферстаппена – и ткнул «Ред Булл» в третьем повороте. Оба сошли.

Позади топ-3 Хэмилтон схватился с Расселлом за 4-ю позицию – сперва уступил место, но потом вернул ее!

И первый круг завершился сэйфти-каром. Главные победители – Гасли и Албон: взлетели на 6-е и 7-е.

Рестарт на 4-м круге и первая фаза: схватка Норриса и Пиастри за лидерство – Ландо выигрывает раунд

Расселл вновь схватился с Хэмилтоном, а Берэмен зарубился с Колапинто за 11-е место и возможность попасть в топ-10.

На 6-м круге Пиастри впервые начал атаковать Норриса. Это битва за приоритет в стратегии  «Макларена»: оранжевые дают лучшую стратегию лидеру, и Оскару требовалось обогнать Ландо как можно раньше, пока грязный воздух не сжег его передние шины. Но наскок не удался, и только к 10-му кругу Пиастри подготовил новую попытку с DRS

И на 11-м круге австралиец выдавил Ландо до ошибки – и Норрис укатился слишком глубоко в один из поворотов. Лидер чемпионата постарался атаковать с DRS и на некоторое время вырвался вперед, но №4 выиграл торможение и траекторию и отбился..

Пиастри пришлось отстать и охладить машину до 15-го круга – и только затем Оскар вновь начал новую волну атак на Ландо.

А за ними на 9-м круге Албон обогнал Гасли в битве за 6-е. Затем на 12-м круге его опередил и Бортолето, а Пьер открыл первую волну пит-стопов.

Цунода выпнул Стролла с трека в битве за 10-е на 15-м круге.

Албон сошел на 17-м круге. 

Первая пит-стопов: серьезный фэйл Пиастри, но риск с альтернативной тактикой

Расселл открыл волну пит-стопов среди лидеров на 18-м круге. 

Пиастри вновь атаковал Норриса на 20-м круге, пока Ландо обсуждал с инженером остановку, заблокировал колеса – и чуть не вынес напарника.

Норрис тут же зарулил на пит-стоп, но его там задержали: остановка – 3,1 секунды. Однако №4 успел все-таки выехать перед трафиком.

Оскару передали «теперь посмотрим, какой у тебя темп в чистом воздухе», а Пиастри ответил – «у меня проплешина в шине». Ее №81 и заработал в последней атаке на Норриса. В итоге австралиец решил продолжать так: «неприятно, но пойдет».

Норрису в ответ передали, что темп Пиастри не вырос. Оскара передержали 4 круга, а затем обслуживали еще дольше – 3,4 секунды. №81 вернулся позади напарника в 6 секундах.

И уже после «Макларена» на 26-м круге первый пит-стоп провели «Феррари» – Леклера. Через круг обслужили и Хэмилтона.

После первого пит-стопа: первая попытка преследование Норриса провалилась

Более поздний пит-стоп сразу не помог Пиастри: Норрис начал отрываться до 6,5 секунд на 28-м круге. Оскара же предупредили: больше никаких жестких атак с блокировками, это только всем вредит.

Красивые атаки Бортолето на Гасли продолжились и на 28-м круге. После чего Пьер орал: «У меня #### нет сцепления».

На 31-м круге Цунода столкнулся еще и с Колапинто. 10 секунд штрафа

Лоусон заехал на свой первый пит-стоп только на 33-м круге после сопротивления лидерам – похоже, Лиама перевели на тактику одного пит-стопа. Лиам вернулся 12-м.

Вторая половина гонки: преследование Норриса оживилось, Пиастри выглядел быстрее

На 35-м и 36-м круге Пиастри выдал два быстрейших круге и сократил отрыв на секунду – до 5,5 секунды. К 40-му кругу разрыв уменьшился до 4 секунд. На 42-м круге от отрыва Ландо остались только 3 секунды. А на 43-м круге Оскар уперся в трафик, и в процессе прорыва и обгона пелотона на круг отставание вернулось до 3,7 секунд к 46-му кругу. Норриса же предупредили, что нельзя пускать напарника в зону DRS. К 50-му кругу Пиастри все-таки вырвался из трафика в чистый воздух с отставанием в 4,2 секунды от лидера. Чистый отыгрыш времени оказался в 1,5 секунды, хотя Оскар еще несколько раз ошибся и вылетел с трека.

Вторая волна пит-стопов: момент истины – Пиастри не использовал шинный задел и уехал на траву из-за кругового

На 50-м круге Леклер открыл новый цикл остановок в боксах – за ним последовал Бортолето, а затем и Хэмилтон, который громко и активно протестовал.

Норрис же вновь получил приоритет первой остановки на 53-м круге – на этот раз с обслуживанием в 2,5 секунды. Норрис же вновь получил приоритет первой остановки на 53-м круге – на этот раз с обслуживанием в 2,5 секунды. Пиастри же не воспользовался заделом в 4 круга на более свежих шинах – заехал на 54-м круге, вернулся в трафик с 4 секундами отставания и уехал в траву из-за жесткого смещения Колапинто!

Видимо, Норрис потому и проиграл второй отрезок – перераспределил ресурсы, чтобы уравнять финишные броски. Тем не менее, Пиастри пришлось бросаться в погоню – на 57-м круге он отставал на 3 секунды. 

Финальные 10 кругов: погоня за лидерством, Норрис гонял с поврежденной машиной, просил помощи мостика и выстоял

На 60-м и 61-м кругах Пиастри выдал еще два быстрейших времени и сократил отставание до 2 секунд. Ландо тут же попросил у мостика: «Мне нужен темп, нужна помощь!»

Но на 63-м круге между лидерами осталось уже 1,5 секунды. Однако затем Норрис ускорился и стабилизировал отрыв – правда, затем ему передели о повреждении переднего антикрыла, которое сбивало баланс. Оказалось, Ладно оторвался за счет использования возможности расширить траектории пару раз в 1-м и 3-м поворотах – на 68-м круге его попросили следить внимательнее, когда Пиастри отстал на 2 секунды.

А на 69-м круге Бортолето зарубился еще и со своим менеджером Алонсо за седьмую позицию!

Почти до столковения – причем они оба вмешались в схватку за победу между Норрисом и Пиастри, оказались борьбой внутри борьбы и помогли-таки Норрису удержать победу! Против Пиастри сегодня сложилось все возможное.

Мощнейший результат для Лоусона, великая гонка для современного «Заубера» и ценные очки для Алонсо и Окона – они сделали что могли.

Итоги и быстрые мысли: Идеальный Гран-при Норриса по уровню везения и выступлений, революция середины пелотона

Гран-при Австрии показал, насколько же на нынешний пелотон влияет колебание температур даже на 5-6 градусов по Цельсию и резкие порывы ветра. В таких условиях обладатель самого стабильного и универсального болида получает дополнительный бонус (ведь именно его удобнее всего настраивать на противостояние любым сложным условиям), пока соперники теряют возможность использования главных фишек. Разрыв лидера увеличивается – и потому «Макларен» произвел настолько мощное впечатление по сравнению с предыдущим Гран-при Канады.

Норрис же действительно наконец-то выдал безошибочную гонку, выдавая максимум ровно когда нужно – такой Ландо действительно способен вернуться в схватку за титул. Оскару же остается только удерживать отрыв как можно дальше.

Тем не менее, оранжевым повезло и с ситуацией конкурентов. 

«Феррари» проиграла старт и не уже не смогла ничего сделать против «Макларена» – в остальном же соперников у алых не было.

«Ред Булл» же второй раз подряд не повезло – на примере Ферстаппена можно было увидеть, почему лидеры предпочитают не стартовать из глубины пелотона даже с классным гоночным темпом. Страдания Цуноды теперь напоминают Переса в 2024-м – такой же неаккуратный пилотаж, агрессия и столкновения из-за невозможности доверять машине и необходимости отыгрываться;

«Мерседес» улучшился при жаркой погоде, но температура в Австрии оказалась все-таки слишком высокой – Расселу оставалось только минимизировать урон. И маневр Антонелли позволил Джорджу приблизиться к Максу в общем зачете – похоже, действующего чемпиона действительно можно выписывать из претендентов на титул;

Лоусон наконец проехал фирменную стабильную и расчетливую гонку уже для себя, а не для напарника – и обновленный «Рейсинг Булл» помог ему максимизировать результат. Командный итог – тоже самый благоприятный: именно вторая команда «Ред Булл» пока опережает всех в гонке за 6-е место!

● Насколько же все работает у «Заубера» и Бортолето! Теперь альянс бразильца и швейцарской команды хорош везде – и в квалификации, и в обгонах, и на гоночной дистанции, и со стратегией. Новая мощная сила в середине пелотона. Хюлькенберг тоже блестяще прорвался с последнего ряда – в гонке уже не допускал ошибок. Теперь зелено-черная машина сменила неуправляемость в трафике на  стабильность при самых сложных условиях – и такой разворот все за полгода реально можно назвать революцией середины пелотона в современной «Ф-1».

«Альпин» вновь показала, как же развалилась из-за потери разумного оперативного босса: стратегия и настройки вновь приводят исключительно к неудачным компромиссам, Гасли не помогает и новый мотор – у него нет сцепления, и он камнем проигрывает всем подряд;

«Хаас» разыграл фирменную карту с контролем над износом шин на самых длинных отрезках – и вновь силами мастера этого дела Окона.

«Уильямс» приехал с оптимизмом и ожиданиями подходящего Гран-при, но подготовка машины и настроек дала редкий «невынужденный» сбой: оба болида занизили так сильно, что днище ломалось о поребрики и теряло прижимную силу. Пересборка машины после квалы не помогла.

«Астон Мартин» раскрывал успешный пакет доработок уже на гоночной дистанции. Наконец-то все действительно сработало – хоть и не без помощи от сходов прямых конкурентов.

Новый раунд схватки – домашний для «Макларена», Норриса, Расселла, Хэмилтона, большинства штата «Ред Булл» и вообще всей «Ф-1»: Гран-при Великобритании. Уже 4-6 июля, да еще и под триумфальное празднование 75-летия «Ф-1». Выдержит ли Ландо прессинг?

Что еще почитать о Гран-при Австрии?

Фото: East News/AP Photo/Darko Bandic; Gettyimages.ru/Mark Thompson