На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех: заработал сравнения с Сенной, похвалу от Шумахера и прозвище «Эскимо»
Эпичное начало карьеры, растянувшейся на 341 Гран-при.
Cезон-2021 станет последним в карьере чемпиона мира 2007 года Кими Райкконена — последнего победителя общего зачета в составе «Феррари»: 1 сентября финн огласил решение в соцсетях – пообещав непременно попробовать что-то новое.
За 20 лет в «Ф-1» у Айсмена появились миллионы болельщиков — все благодаря особой харизме, отсутствию корпоративного духа политкорректности и чувству юмора. Фанаты гонок знают множество прекрасных историй о Райкконене, но самой эпичной, наверное, и по сей день являются его первые тесты в «Ф-1» всего через год после картинга. Именно об этом и вспомнили на страницах официального сайта серии — и опросили многих гонщиков и работников команд, побывавших на треке в тот день осенний день в Муджелло.
Как все началось
Команды «Формулы-1» обожали проводить тесты на треке в северной Тоскане. 2000 год не стал исключением: сразу после сентябрьского Гран-при Италии «Феррари», «Макларен» и «Заубер» остались на Апеннинском полуострове ради трехдневной испытательной сессии. Главные гиганты серии собирались проверять новинки и собирать данные о поведении машины, а маленький швейцарский коллектив собрался дать шанс одному многообещающему гонщику — будущему Айсмену.
Кими Райкконен был тогда 20-летним парнем из финского Эспоо с 23 гонками в «открытых колесах» за плечами – он был настолько молод, что «Зауберу» пришлось посылать за ним механика в аэропорт, поскольку парень не имел права водить сам в Италии. Словарный запас английского у Кими был крайне ограничен, так что будущий чемпион держался соответствующего подхода: молчать и позволить пилотажу сказать за себя.
Но несмотря ни на что, менеджерский дуэт отца и сына Дэвида и Стива Робертсонов убедил создателя и директора команды Питера Заубера дать финну шанс.
«Я встретился с Дэвидом на Гран-при Венгрии 12 августа 2000 года, – вспомнил босс швейцарского коллектива. – Он говорил о Кими с огромным энтузиазмом. Сам я впервые встретил парня уже на тестах в Муджелло. Я до сих пор удивлен, что согласился, ведь трехдневная программа очень дорогая. Очевидно, Дэвиду удалось заразить меня своим энтузиазмом».
«Отец просто выложил на стол факты о достижениях Кими в «Формуле-Рено», – объяснил магию убеждения Дэвида Стив Робертсон. – Он выиграл 80 процентов гонок, и не просто приезжал первым, а привозил всем неплохие отрывы. Петера это заинтриговало — он в душе настоящий гонщик. Отец старался убедить его, что если «Заубер» не возьмет Кими сейчас, то больше его никогда не увидит, потому что парня перехватит кто-то из больших команд».
Но у гоночного инженера швейцарской команды Жаки Экелярта немного другой взгляд на причины тестов Райкконена — решение основывали не только на обещаниях менеджера парня.
«За 12 месяцев до тестов с нами Кими гонял в картинге — эта мысль потрясает, – вспомнил Джеки. – Так что случай, конечно, был особый. Меня проконсультировали люди из сферы профессионального картинга — и они подтвердили, что у Кими выдающийся талант. Вот почему Петер решил провести те тесты».
«Заубер» хотел сохранить приезд Райкконена в тайне, чтобы не привлечь интерес конкурентов — все-таки у финна не было контракта. Поскольку в «Муджелло» присутствовали и «Макларен» с «Феррари», швейцарцы решили устроить все втайне даже внутри собственной команды.
«Мы никому не говорили, что собирались делать с Кими, – поделился технический директор «Заубера» Вилли Рампф. – Мы уже знали, что он особенный, но должны были придумать прозвище, чтобы сохранить его личность в секрете. В итоге мы звали его «Эскимо».
«Петер его так назвал, – уточнил главный дизайнер Серхио Ринланд. – Он не сразу стартовал с «Айсмена» – это придумалось позже. Почему «Эскимо»? Потому что за тесты заплатил спонсор – производитель мороженого из Скандинавии. Помню, после тестов Петер собрал нас в боксах и объявил, что собирается подписать «Эскимо». Все заржали».
Заслужил сравнения с Сенной
Машину для тестов для Кими настраивал Педру Динис — один из боевых гонщиков «Заубера», участвовавших в недавнем Гран-при Италии. Бразилец помог с базовыми установками, чтобы финну было от чего оттолкнуться, и проехал 78 кругов в первый день. Лучшее время Диниса оказалось 1,27.654 — на 2,4 секунды быстрее времени Райкконена, проехавшего всего 29 кругов. Но во второй день уже с шестого круга будущий Айсмен оказался на полсекунды быстрее, хотя просидел в машине вдвое меньше Педру.
«Его времена были намного лучше, чем мы ожидали от парня, проехавшего всего 20 гонок в «Формуле-Рено», – рассказал Заубер. – Тогда я уже понял, каким же стабильным он может быть. Ему требовалось всего два круга, чтобы выйти на желаемый темп».
«Тесты Райкконена проходили не так давно после смерти Сенны — впечатления от нее все еще были сидели у меня в памяти и сердце, – вспомнил Ринланд. – Когда я увидел Кими, то подумал — это тот самый, новый Сенна. У него был такой же взгляд. Это трудно объяснить, но его тесты напомнили мне первые заезды Сенны по «Тракстону» – я был там же на испытании болида «Формулы-Форд». Истории похожи: он пришел, запрыгнул в болид, финишировавший вторым в предыдущем сезоне, проехал пару кругов и попросил больший угол атаки антикрыла. А затем он побил рекорд трассы. Вот почему Кими напомнил мне Сенну. Тогда на «Тракстоне» мы все почувствовали, что перед нами будущая суперзвезда. В Муджелло у нас было такое же ощущение.
После пары кругов Кими попросил новое антикрыло, потому что со старым ему было некомфортно. Джеки попытался разобраться, почему Кими нужен больший угол — тот ответил: «Потому что машина не поворачивает». Антикрыло настроили на больший прижим, Кими выехал и показал в повороте «Арраббьята» скорость, на 20 км/ч превзошедшую обычную скорость нашего болида в том месте».
«Просто я настроил его машину на легкую недостаточную поворачиваемость, – объяснил Экелярт. – Поскольку не хотел, чтобы он рвал в повороты на большой скорости. После двух выездов он попросил меня уменьшить недостаточную поворачиваемость».
«Помню, в один из дней уже темнело, но мы все еще хотели проехать пару кругов. Кими запрыгнул в машину и везде гнал на полную, но после нескольких петель заехал в боксы, – рассказал главный дизайнер «Заубера». – «Ты почему приехал?», – спросил у него Джеки. «Я больше ничего не вижу», – ответил Кими. Я посмотрел на него — а на шлеме оказался темный визор. Мы поменяли его и отправили Кими обратно на трек!».
Справился с нагрузкой и поразил подходом
Заубер решил не перегружать молодого гонщика большим километражем — Райкконен вообще не проезжал больше 3-4 быстрых кругов подряд, даже если его гоночный инженер хотел этого. Все знали, что в таком случае у него появятся проблемы с шеей, так что 20-летнему парню позволяли возвращаться в боксы и восстанавливаться перед очередным выездом.
«Короткий выезд, потом возвращение, небольшой брифинг, массаж — и снова в машину, – описал тестовый распорядок тренер Кими на тот момент Йозеф Леберер. – С течением дня можно было заметить, как ему становился все труднее держать голову ровно. Но он был в неплохой форме для своих лет и нормально справился».
«Муджелло» – требовательный трек, потому гонщик испытывает на нем немалые перегрузки, особенно в быстрый правых поворотах «Аррабьята 1» и «Аррабьята 2», – объяснил Ринланд. – У Кими не было опыта работы с подобными перегрузками, так что ему, наверное, было довольно больно».
«Тот день был очень трудным физически, – рассказал тест-пилот «Макларена» Оливье Панис, устанавливавший тогда лучшие времена сессий. – Но Кими удалось проехать много кругов. Уверен, в конце дня он чувствовал себя полностью разбитым, но вернулся на следующее утро и продолжил. Никто не понимал, сможет ли он справиться с физическими требованиями и демонстрировать стабильный результат, но Кими справился».
«Он вел себя очень тихо и почти не говорил, – поделился впечатлениями главный дизайнер. – Но когда он открывал рот, то оттуда вылетали правильные вещи. Ни один его комментарий не промахнулся мимо сути. Он из числа скромников и не умеет взаимодействовать с людьми на том же уровне, что и с машинами».
«Кими рассказывал о торможении, входе в поворот, апексе, и выходе из поворота в максимально лаконичном стиле, – вспомнил гоночный инженер Райкконена. – Главный упор делался на повороты, где, по мнению Кими, он мог выиграть наибольшее количество времени. Отличный подход к работе. Вечером на брифинге я спросил у него, что мы можем сделать с машиной для улучшения ощущений от пилотажа. Он посмотрел на меня своими голубыми глазами и ответил: «Не знаю, Джеки. Полагаюсь на тебя. Я просто поведу машину».
Райкконена заметили и оценили
Из-за коротких выездов с перерывами у Кими появилось немного свободного времени во время самого разгара сессий, и финн вместо скучного сидения в боксах без дела ходил смотреть на круги Михаэля Шумахера. Интерес оказался взаимным.
«Когда я вечером первого дня после брифинга составлял программу на второй, в дверь моторхоума постучали, – признался Экелярт. – Это был Михаэль. Он спросил у меня о новичке, и я рассказал ему о Кими и что он всего год назад еще гонял в картах. «Ну, тогда он будет очень, очень быстрым!» – ответил мне Шумахер. Тогда-то я уверился, что мы на верном пути».
В выступлениях Райкконена было что оценивать и не только со стороны соперников – «Заубер» особенно поразили отрезки, симулировавшие квалификацию, которые последовали сразу после длительных заездов с большой топливной загрузкой. Кими справился со всеми задачами и показал свой темп.
«Обычно нормальная загрузка на практики и гонку — 50 кг горючего, а на квалификацию — около 12 кг, – объяснил Рампф. – Мы залили Кими все 50 кг, поставили ему свежие шины и запросили быстрый круг — причем ожидали достаточно хорошее время. Если бы он попал в аварию — это было бы концом. Если бы он оказался слишком медленным, это тоже никому бы не понравилось. Он проехал круг, и время оказалось весьма неплохим для человека без опыта в «Формуле-1». Потом мы залили ему 12 кг топлива и отправили его на квалификационный круг — разница во временах составила те самые 1,2 секунды, которые мы ожидали увидеть исходя из нашего опыта на «Муджелло» и симуляций. Но мы заранее не говорили ему на сей раз, какое время нужно показать — только дали информацию о топливной загрузке и попросили проехать квалификационный круг. Прекрасный результат для человека, не знающего, как ведет себя машина с низкой топливной загрузкой — ведь до этого Кими ездил только с высокой. Реально, нас очень впечатлило.
Во время тестов он не повредил ни единой детали. В результате Петеру было проще поверить, что Кими — тот самый пилот, который точно знает, что делает. Он не гоняет на пределе, у него всегда есть небольшой запас».
Остальное — история. Даже несмотря на отсутствие опыта и молодость, Заубер подписал контракт с Райкконеном на 2001 год, а потом убедил ФИА организовать для Райкконена специальные тесты и выдать по их результатам суперлицензию на выступление в «Формуле-1». Кими уже на первом Гран-при в карьере приехал на седьмом месте, которое превратилось в шестое и первые очки в карьере после штрафа Паниса — отличный результат для дебютанта. Далее он еще дважды финишировал четвертым и в следующем сезоне заменил самого Мику Хаккинена в «Макларене». Так в гонках появилась одна из главных современных суперзвезд, но началось все 21 год назад в Муджелло с «Эскимо».
Впервые текст опубликовал в честь 300-го Гран-при Кими 25 мая 2019-го
«Хочу вломить этому ####### идиоту!». Лучшие радиопереговоры в карьере Райкконена
Источник: Formula1.com
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/Mark Thompson/Allsport; REUTERS/Marcelo Del Pozo
Живёт в своем мире, но в гонках выкладывается по полной всегда.
Чемпион мира. Октябрь 2007 не забыть никогда, весь тот сезон...
Если бы не дико ненадежный Макларен, Кими должен был быть трехкратным. 2005 это вообще удивительный сезон, явно быстрейший пилот не стал чемпионом.
2003 на тоненького, но все шансы были.