4 мин.

Положительное реноме

Подводить итоги выступлений «Рено» в сезоне-2010 — все равно, что садиться за изучение мертвого языка. Ведь переход конюшни под финансовый патронат «Протона» и воцарение на главной управленческой позиции Дани Бахара, традиционно переделывающего аппарат под себя, однозначно говорят о вступлении команды на новый путь. Каким он будет, сказать сложно. Но в том, что дружина предстанет в совершенно новых ипостасях в иерархии «Формулы-1», сомнений нет. Однако мы хотим обратить внимание на ряд позиций, которые малайцам совместно с Жераром Лопесом стоит сохранить. Прошлогодние наработки «Рено» и вправду стоят того.

Обновленная техническая команда

За сезон на посту управляющего командой Эрик Булье проделал колоссальную работу по структурированию пирамиды внутри «Рено». Он методично избавлялся от наследия триумвирата Тозо — Белл — Уайт (успешного в 2005 и 2006 годах, но затем в условиях сократившегося финансирования заметно потерявшегося на фоне конкурентов) и приводил узких специалистов со стороны в те департаменты, где чувствовал недоработки. Скажем, едва пришедший на должность технического директора Джеймс Эллисон моментально определил ряд областей, в которых потенциал машины последние сезоны не раскрывался. К примеру, механическое сцепление с трассой перманентно оставляло желать лучшего, тогда как аэродинамические «апдейты» зачастую запаздывали в преломлении на наработки конкурентов…

Пока инженеры вникали в тонкости проблем, R30, несмотря на неплохую «чистую» скорость, выглядел средненько. Хотя бы потому, что «непонятки» с балансировкой негативно отражались на управляемости, а чисто конструкторский просчет при организации системы торможения (помните, проблемы с педалями, на которые жаловались Петров и Кубица поначалу?) усложнял гонщикам прохождение виражей. Однако стоило специалистам взять ситуацию под контроль, как автомобиль и его техническое оснащение пошли в рост. R30 обзавелась выдувным диффузором, воздуховодом, переднее антикрыло прошло ряд модификаций, команда более тонко подошла к распределению веса болида. И уже к осенним этапам можно было смело говорить о том, что это шасси готово претендовать на победы в Гран-при. Плюс оказалась подготовлена база для сезона-2011: на основе нынешней модели резонно строить и следующую машину. В чем непосредственная заслуга технического персонала.

Лидер команды

Как мы уже не раз отмечали по ходу сезона, Роберт Кубица в «Рено» раскрылся как топ-пилот. Из хорошего, но не идеального гонщика, обладавшего задатками для перехода в элитный класс, он превратился в заправского вожака: Роберт бескомпромиссно сражается на трассе, стабильно борется в квалификации и продуктивно помогает механикам решать проблемы с болидом. Последнее — очень весомый козырь поляка при сравнении с напарником. Если Виталий Петров в силу недостатка опыта выступлений в «Ф-1» и определенных психологических моментов пока может лишь четко и конкретно объяснить, что не так с шасси, уроженец Кракова говорит о том, что хотел бы получить на выходе, и о потенциальных способах устранения неполадок. Думается, именно поэтому Кубица без энтузиазма относится к идее дележа настройками: слабины R30 он знает и без россиянина, а «сливать» варианты прибавок в скорости напарнику просто так, за красивые глаза, вполне обоснованно не хочет.

Отметим, что Роберт прежде никогда не работал первым номером в конюшне. И сейчас получает удовольствие от того, что мир вращается вокруг него. Именно поэтому поляк не стал метаться в середине сезона от юриста к юристу в надеждах уточнить детали контракта и выяснять варианты, при которых мог бы стать свободным агентом нынешней зимой. Сейчас его все устраивает — и что-то менять смысла нет. Особенно в свете того, что в конюшне он ощутимо прибавил в технике пилотирования: атаки стали более резкими и продуманными, защита — более агрессивной. Думается, если Кубица прибавит в работе с покрышками, то цена на него вовсе станет заоблачной. Ведь сезоне-2010 он провел практически безошибочно.

Микроклимат в команде и вокруг нее

После аварии Нельсона «набросай на вентилятор» Пике-младшего связываться с «Рено» для технического или финансового сотрудничества не хотел никто. Команда потеряла титульного спонсора, утратила кредит доверия со стороны концерна (Карлос Гон люто негодовал по поводу ущерба, нанесенного имиджу бренда), сдала позиции на медиа-фронте и даже лишилась поддержки со стороны ряда второстепенных партнеров, обеспечивавших так называемую «подушку безопасности», — кольцо громких имен на рынке, которые добавляли команде веса в мире.

Однако менеджмент конюшни на «отлично» справился с задачей восстановления реноме. Здесь и грамотное поведение руководства, искоренившее в политике эпатаж Флавио Бриаторе, и продуманная маркетинговая политика, привлекавшая потенциальных инвесторов, и смелый командный проект по превращению неопытного дебютанта из «рента-драйвера» в самостоятельную боевую единицу. Последний, правда, в полной мере себя еще не оправдал. Но в то же время Булье есть чем гордиться: пусть Петров по итогам года получил от немецких журналистов титул «чемпион по авариям» и оставил ряд сомнений относительно стабильности выступлений, в целом в его скорости и способностях бороться с пилотами элитного пула Европа сомневаться перестала. Разумеется, в одночасье вырастить гонщика калибра Феттеля или Хэмилтона даже в тепличных условиях невозможно, а потому сохранение Виталия в обойме позволит «Рено» не только надеяться на прогресс россиянина, но и козырять последовательностью в кадровой политике.