6 мин.

Без вины виноватые

Что меня продолжает удивлять в нынешнем чемпионате, так это способность Дженсона Баттона выигрывать гонки, в которых победа ему вовсе не гарантирована по умолчанию. Мы тут напрягаемся, придумываем разные причины, по которым он должен проиграть «Тойоте», «Ред Булл», «Феррари» или снова «Ред Булл», и в субботу вечером все кажется таким логичным, но как только дело доходит до воскресенья, спасения от пилота «Брауна» нет. Однако в этом, на самом деле, нет и его вины…

На днях в одном из интервью Дженсон, которого теперь через раз сравнивают с Михаэлем Шумахером, поминая незлым тихим словом 2004-й год, упомянул об одном существенном отличии своих побед от гегемонии немца пятилетней давности. У тогда еще шестикратного в руках был не просто непобедимый болид, это был воистину доминирующий болид. У нынешнего лидера этого нет. И тут Дженсон прав. Его соперники всегда рядом, то в квалификации опередят, то на старте на прочность проверят. Если Баттон и быстрее, то сейчас, когда соперники подтянулись, на десятую-другую, а это не такое преимущество, при котором можно не глядя вручать ему Большой приз. Просто пилот и его команда используют все шансы по максимуму, где-то за счет безошибочного пилотирования, где-то благодаря стратегическому гению на командном мостике, в то время как соперники могут об этом только мечтать. Причем англичанин делает это так естественно, как будто всю жизнь только и знал, что гонки выигрывал. А у нас тем временем создается впечатление о его неприкосновенности.

Сегодня Баттону не понадобились тактические изыски, он сам был начеку в той самой связке девятого/десятого поворотов, где занесло Себастьяна Феттеля, и не преминул воспользоваться подарком. А затем, как бы ему это ни было неприятно чисто с психологической точки зрения, удержал более быстрого немца на отрезке с 24 по 29 круг, когда тому ну просто позарез нужно было выйти вперед. Кто знает, на каком кураже выехал бы пилот «Ред Булла», обгони он лидера гонки…

Стратегия трех пит-стопов, которую использовали «быки» для своей новой звезды с первого взгляда кажется катастрофической ошибкой. Себ не только не смог ничего противопоставить Баттону, но снова проиграл своему напарнику по команде Марку Уэбберу, который в этой паре придерживается консервативных и в итоге более выгодных стратегий. Сам гонщик удивился, что команда, видя ситуацию на трассе, а именно проигрыш позиции на первом круге, не переключила его с запланированных изначально трех на две дозаправки. Но Кристиан Хорнер считает, что это был единственный шанс его подопечного. И знаете, мне его логика понятна. Не стоит думать, что на мостике «Ред Булл» сидят идиоты, которые либо сами безумно рискуют, либо стабильно ошибаются в расчетах. Потому что последние можно восстановить примерно по следующей схеме.

Себастьян совершил свои остановки на 15, 29 и 48 кругах, что обеспечивало ему 33 круга на более легкой по сравнению с Баттоном машине и предъявляло простое требование – за это время отыграть около 24 секунд, чтобы после третьего пит-стопа выйти лидером. Невозможно? Ну почему же, вполне реально, ведь трафика впереди него не было: нужно было только Дженсона обогнать, как это сделал в прошлом году Льюис Хэмилтон в борьбе с Фелипе Массой, да отыгрывать примерно по 0,7-0,8 на круге, что он, собственно, и делал в начале второго отрезка. Но в лидеры он так и не вышел, что неудивительно, ибо он и с более медленными болидами в предыдущих гонках натыкался на подобные проблемы – достаточно вспомнить Хэмилтона в Бахрейна и Массу в Испании. Причина? Тут уж остается только гадать: либо это конфигурация болидов по-прежнему не позволяющая гонщикам успешно атаковать без достаточно большой разницы в скоростях, либо особенности самого пилота.

Справедливости ради нужно отметить, что в распоряжении немца не было еще одного очень мощного стратегического оружия – шинной стратегии. В прошлом году, когда Льюис боролся с Фелипе, они шли на кардинально противоположных тактиках: британец использовать твердые, наиболее подходившие в прошлом году «Макларену» шины, а бразилец – соответственно, предпочтительные для «Феррари» средние. Сегодня мягкие не давали никакого выигрыша в скорости (ну, или давали, но мизерный) и не позволяли оптимально провернуть стратегию трех пит-стопов. Так что «Бриджстоун» в очередной раз влез со своей ложкой дегтя.

Что меня до сих пор мучает, причем гораздо больше, чем стратегические измышления «Ред Булл», так это неудачное включение командного радио, когда Гиллам Рокелин во всеуслышание заявил Феттелю, что он медленнее Марка Уэббера. Это вот он зря, потому что на протяжении нескольких кругов немец резво так догонял напарника, сбрасывая по 0,8 секунды на круге. Командному мостику, конечно, виднее. Возможно, и Марк мог идти быстрее, но до этого уже услышал просьбу поберечь технику и контролировать позицию. Да и оправдано такое решение – очки для обоих важнее. Но все равно неприятно, когда вот так прямо в глаза…

Но давайте о позитивном. Сегодня, если отдать звание героя гонки Дженсону Баттону, то второй приз я бы вручила Нико Росбергу. Он в последнее время приобрел неприятную привычку проваливаться в гонках, и я не о сравнении я пятницей, с которой все и так ясно, а о простой, казалось бы, задаче финишировать хотя бы не ниже своего стартового места. В Турции, к счастью, немец был на высоте: за первый круг опередил двух чемпионов и вице-чемпиона, на первом оттянутом пит-стопе прошел Трулли, и только вторая остановка подкачала – слишком рано решил ее провести «Уильямс». Но результат – пятое место на финише – оказался (трудно поверить) лучшим для команды в сезоне. Казуки Накадзима также на удивление безошибочно вел гонку, абсолютно заслуженно, без всяких подарков со стороны соперников, претендовал на свои первые очки в сезоне, пока обидная заминка при смене колеса не разрушила всех его планов.

Из положительных эмоций можно отметить «возвращение» «Тойоты» – пишу в кавычках, потому что мало кто сомневался в том, что Монако станет для команды исключением из правил. И обгон Нельсоном Пике-младшим Льюиса Хэмилтона – закроем глаза на то, что англичанин совершил ошибку, широко зайдя в поворот, да и болиды были обуты в тот момент в разные шины, борьба все равно получилась на загляденье.

Вот восторгов по поводу «БМВ-Заубера» я, пожалуй, не разделяю. Да, в команде дебютировал двойной диффузор, но не сказать, что из-за него она просто совершила прорыв. По сравнению с Монако – ладно, но в Испании с моделью «B» прогресс уже был заметен, Ник Хайдфельд финишировал седьмым, прямо как Роберт Кубица в Турции.

Вообще, с этими двойными диффузорами интересная штука получается. Широко разрекламированное средство для сбрасывания 0,5 секунды на круге теперь есть у всех команд, кроме обделенной «Торо Россо». И сразу закончилась чехарда, когда после внедрения этой новинки появлялся повод похвалить сначала «Рено» за квалификацию в Китае, потом «Макларен» за попадание в Топ-10 в субботу и четвертое место в воскресенье в Бахрейне, затем «Феррари» в Испании. В общем, на мой взгляд, в Турции мы вернулись примерно к той иерархии, что была еще на Гран-при Австралии, с тремя командами, изначально обладавшими чудо-диффузорами, и «Ред Булл» впереди, «Феррари», «БМВ» и «Рено» в середке и «Маклареном» ближе к аутсайдерам. Так что вся технологическая борьба, в отличие от чемпионата, начинается заново. Если конечно, в ней кто-то еще хочет участвовать.