5 мин.

Мастер Марк

Новое начало чемпионата по своей зрелищности недалеко укатило от старого, бахрейнского. Все то же сохранение стартовых позиций в голове пелотона на первую часть гонки, все та же скупость на обгоны, очень похожая судьба Себастьяна Феттеля – правда, на этот раз рок поразил не моторный отсек, а тормоза «Ред Булл», – и все тот же получатель даров от соперников Фернандо Алонсо, в марте благодаря ненадежности RB6 завоевавший победу, а на сей раз еще и из-за проблем Льюиса Хэмилтона поднявшийся сразу на две позиции. Удивительное дело, мы ценим и любим обгоны, а также гонщиков за совершенные ими обгоны, пребывая в полной уверенности, что для наших кумиров нет ничего приятнее, чем поразить соперника в очной борьбе. Ан-нет, на домашней трассе испанскому двукратному чемпиону мира милее любой успешной атаки был именно этот подарок судьбы…

Кому сейчас не приходится ждать никаких подарков, так это Марку Уэбберу. Он выступает за доминирующую в чемпионате (если не по положению, то уж точно по скорости и сильным сторонам болида) команду, но его, похоже, никто не воспринимает всерьез. Все взоры – на молодую звездочку Себастьяна Феттеля, будущее «Ред Булл» и «Формулы-1». Он – фаворит чемпионата, он же – прошлогодний претендент, имеющий опыт борьбы за корону, пусть и неудачный, да и вообще с призрачными шансами. А что Марк? Девятый сезон, прочат, что чуть ли не последний, третья победа, репутация парня, ратующего за безопасность и уговаривающего коллег не стартовать под слишком сильным дождем, но при этом достаточно неаккуратного в боевых моментах, вроде стартов. В той же Испании, например, Льюису Хэмилтону пришлось остудить пыл на входе во внутреннюю часть первого поворота – Уэббера без контакта в такой ситуации вряд ли пройдешь. Австралиец корил себя за старт на «Сепанге», где он выпустил вперед напарника по команде, и фактически только за счет этого момента потерял лидерство и победу, и на сей раз явно не намеревался повторять ошибок.

А тем временем в этом году Марк по скорости не собирается уступать Себастьяну. Счет квалификаций внутри «Ред Булл» – 3:2, минимальное преимущество в пользу молодого пилота, по лучшим кругам в гонке австралиец лидирует, лишь раз уступив напарнику, и дважды оказавшись самым быстрым по ходу дистанции, в то время как Феттель в этом году копилку быстрейших кругов еще не пополнял. Справедливости ради, конечно, нужно отметить, что время лучшего круга наступает ближе к концу гонки, а немецкий пилот в трех случаях из пяти был лишен возможности что-то показать – в Бахрейне и Испании он нянчился с поврежденным болидом, в Австралии сошел еще до середины дистанции. Добавьте сюда победную для немца Малайзию – Уэббер шел позади, проявлял признаки раздраженности по поводу проигранного старта и затянутого командой пит-стопа, лишившего его возможности пристально разглядывать диффузор болида Феттеля на второй половине дистанции, а потому отрывался, демонстрируя скорость, Себастьян же просто берег машину.

Внутрикомандная борьба пилотов плюс фаворитизм к одному из них со стороны командного мостика – тема всегда горячая, причем применительно к любой конюшне, даже к той, что клянется всем на свете, что пропагандирует принципы равенства. До этого года, когда топливная стратегия закладывала основную канву гонки, были, конечно, перегибы там-сям, но, как мне кажется, как раз в «Ред Булл» борьба шла более открыто, чем сейчас. Вспомним хотя бы прошлогодний Гран-при Испании, когда Феттель безнадежно застрял за Фелипе Массой, и параллельно останавливался вместе с «Феррари» на пит-стопе оба раза. Инженеры Уэббера тогда максимально воспользовались сложившейся ситуацией, оттянули вторую дозаправку австралийского пилота, и, к понятному огорчению второй половины боксов, вытащили его на подиум как раз перед Себастьяном. Случай не единичный – тактически в прошлом году Марку удавалось пользоваться проколами напарника.

В этом году, похоже, Марк связан собственной командой по рукам и ногам. Обгон на трассе при равенстве болидов по скорости – почти утопия, пит-стоп в большинстве случаев всего один. Теоретически, выгодно его делать раньше соперника – свежие шины сразу дают преимущество над уже изношенными, и если разница составит более одного круга, есть шансы выйти вперед. Но что делать, когда соперник – твой напарник? Когда одновременная переобувка технически невозможна, а пит-стоп обусловлен только решением команды? Логично, что первым в боксах будут обслуживать лидера – так было в Малайзии, так было в Австралии, когда Уэбберу пришлось лишний круг пилить по подсыхающей трассе на дождевых покрышках… Парадокс, но даже будучи первым на «Каталунье-Монтмело», стабильно отрываясь от идущего вторым напарника и, казалось бы, обладая только за счет этого правом на предпочтительную стратегию, он все равно останавливался после Феттеля!

Да, в Марка Уэббера, похоже, мало кто верит. А тем временем, посмотрите на Дженсона Баттона: две победы вопреки всем прогнозам о «Макларене», и он до сих пор возглавляет чемпионат пилотов. Марк, как и Себастьян, как и Фернандо Алонсо, всего в шаге от достижения действующего чемпиона мира, на четвертой позиции с отставанием в 7 очков от напарника. Но что такое семь очков при нынешней системе? В «Ред Булл», фактически, равенство пилотов, но его так сложно позволить команде, ведущей борьбу за чемпионство…

Тема внутрикомандного противостояния, пожалуй, актуальна сейчас и для остальных участников из Топ-4: «Макларена», «Феррари» и «Мерседеса». В Испании в них так явно высветились различия в успехах напарников на фоне привезенных новинок, причем, естественно, впереди оказались преполагаемые общественным мнением фавориты – Хэмилтон, Алонсо и Шумахер, тогда как «вторые» номера закопались в настройках, что сложно не поддаться искушению и не заподозрить, к чьему мнению прислушивались и на чью пользу работали инженеры с начала сезона, дорабатывая болиды. Впрочем, у Баттона, Массы и Росберга есть время на то, чтобы подобрать свой ключик к модификациям, нам же с точки зрения чемпионата больше интересно другое – расстановка сил по состоянию на начало европейского сезона.

Меня, например, не устает удивлять «Макларен». По Бахрейну казалось, что он находится среди отстающих, но с тех пор парни из Уокинга регулярно сокращают отставание от «Ред Булл», и явно оставляют позади «Феррари», и тем более «Мерседес». Главное достижение, пожалуй,–работа болида в быстрых поворотах, считавшаяся едва ли не Ахиллесовой пятой конюшни в прошлых сезонах. Барселона подтверждает прогресс в этой области, а с учетом традиционной силы в медленных, «Макларен», как и «Ред Булл», приближается к тому, чтобы закрыть весь спектр трасс. По гоночной скорости Льюис в воскресенье вообще опередил Марка почти на полсекунды.

«Мерседес» раньше вытягивался усилиями Нико Росберга и сохранял какое-то подобие надежды на будущее, но как только молодой немец споткнулся об удлиненную базу, плохой старт и бездарный пит-стоп, истинное, то есть замыкающее в четверке, положение команды стало очевидным. Михаэль Шумахер за счет большей уверенности в болиде провел неплохую по нынешним временам гонку, стабильно отражая атаки более быстрого Баттона, но его темп все равно никуда не годится – только десятое время круга в гонке и катастрофическое отставание от «Феррари» на финише. Естественно, когда соперники идут вперед, а подопечным Росса Брауна приходится исправлять фундаментальный просчет в балансе болида и ошибку в прогнозе характеристик шин, получается вот такой шаг назад.