7 мин.

Англичанин отказался от футбольной карьеры ради гонок. И стал чемпионом мира

Променял популярность на трофеи.

В XXI веке футбол по праву считается самым массовым и популярным видом спорта. Попасть в него сравнительно просто: для тренировок по сути ничего не нужно, кроме надутого пузыря любой формы и размера, а по миру разбросаны тысячи профессиональных команд со штатом в 18-20 игроков. С другой стороны, матчи даже не самых топовых дивизионов в странах вроде Германии и Англии получают большие рейтинги и посещаются тысячами болельщиков. Вполне рядовые спортсмены часто становятся героями целых городов, где их все знают в лицо и всячески выказывают свою любовь и уважение.

Автоспорт можно назвать полной противоположностью футболу: он дорогой (в среднем на развитие карьеры очень талантливого гонщика до «Формулы-1» уйдет 6 миллионов евро), и участников в каждом чемпионате невелико. На юношеском уровне на старт выходят не больше 40-60 машин, и с ростом престижа серии число участников уменьшается (в «Формуле-1» в данный момент гоняются лишь 20 человек). Еще есть чемпионаты на выносливость, где экипажей из двух-трех пилотов намного больше, но далеко не каждый способен выдержать многочасовое пилотирование мощной техники. Так что попасть в автоспорт и добиться в нем заметных успехов очень непросто. К тому же, если в футболе все зависит только от самого игрока и его товарищей (например, Месси способен в одиночку затащить даже вчистую проваленный командой матч), то в гонках многое завязано на уровне техники: даже гениальный пилот вряд ли сумеет побороться за победы на откровенно плохой машине. А еще гонщик постоянно соревнуется в шлеме и потому редко достигает того же уровня узнаваемости, какой пользуются практически любые игроки из ряда ведущих лиг.

Однако временами находятся смелые ребята, стремящиеся к детской мечте и идущие по более тяжкому пути, не смотря ни на что. Например, Сэм Берд, пилот «ДС Верджин» из «Формулы Е» и «Феррари» из серий ГТ.

Он играл за сборную Южной Англии

Простой парень из лондонского района Рохамптон учился в интернате Миллфилда и увлекался картингом и крикетом, параллельно выступая за местную школьную футбольную команду. Вместе с ним занимались, например, Рубен Рид и Лори Уилсон, впоследствии добравшиеся до Чемпионшипа, однако Сэм считался более талантливым — именно его вызвали в сборную Южной Англии U16. Там Берд бегал по левому флангу, выделялся хорошо поставленным ударом с левой ноги, опасными для ворот смещениями в центр и радиоуправляемыми кроссами. Он настолько впечатлил окрестных скаутов, что ему предложили контракт с местом в составе профессионального «Уимблдона» (в данный момент играет в Лиге Один).

Однако лондонец отказался, и пока другие ученики Миллфилда Тайрон Мингз («Ипсвич» и «Борнмут») и Бен Ньюджент («Кардифф Сити») запускали вполне успешные карьеры в футболе, Сэм перешел в «Формулу-БМВ», одержал первые победы и привлек внимание команд из лучших гоночных серий.

«Оставил футбол для Месси»

Во всех интервью Берд довольно четко ранжирует свои спортивные увлечения.

«Гонки всегда были моей главной любовью. Футбол был на втором месте. Сперва я пытался их совмещать, но невозможно было стать профессионалом в обеих сферах. Пришлось сделать выбор — и я когда я был маленьким, всегда хотел стать именно пилотом. Помню, как в 4-5 лет на полном серьезе писал родителям официальные письма с просьбами сводить меня на картинг и подбрасывал на их кровать. Мне пришлось ждать восьмилетия — в тот день рождения они наконец сдались и повели меня на трек в Сильверстоуне. Я был слишком низким и не доставал до педалей, так что инструктору пришлось набить пенопласта мне за спину. Но внезапно даже так я оказался очень быстрым.

В результате мы с ними условились, что каждые несколько месяцев в случае хороших оценок меня будут водить гоняться. Уже тогда я четко знал, чем хочу заниматься в жизни — быть таким же, как Айртон Сенна и Михаэль Шумахер, чьи гонки я часто смотрел по телевизору».

Однако выбор между футболом и гонками дался семье Сэма нелегко – «Уимблдон» играл в одной из английских лиг и предлагал довольно понятную вертикаль развития футбольной карьеры, в то время как автоспортивные перспективы были покрыты туманом.

«У моих родителей полностью отсутствовал гоночный бэкграунд, что усложнило решение еще сильнее. У нас не было ни малейшего понятия, каким командам звонить, какую серию лучше выбрать и сколько это все будет стоить. Было непросто начинать с нуля. Но когда я начал гоняться все чаще, важность остальных увлечений в моих глазах резко снизилась.

Когда я играл в сборной, то демонстрировал довольно высокий уровень для своего возраста. Но я всегда слишком любил гонки. Я не Лео Месси, так что оставил футбол для него».

«Никаких сожалений»

С момента окончательного перехода в автоспорт Сэм стал третьим на Гран-при Макао, в «Формуле-Рено 3.5» и «24 часах Ле-Мана», вторым в британской «Формуле-БМВ», GP2 и классе LMGTE Pro в рамках чемпионата мира по гонкам на выносливость.

Но, что еще важнее, он превратился в одного из лидеров «Формулы Е»: начиная с дебютного сезона Сэм выигрывает хотя бы по одной гонке ежегодно. А в текущем первенстве Берд даже борется за титул после двух победы в Электропризах и еще трех подиумов — от Жана-Эрика Верня его отделяет 31 очко.

И да, Сэм стал чемпионом мира — в гонках на выносливость в классе LMP2 сезона 2015 года. В составе русской команды G-Drive Racing.

Многие эксперты называют лондонца одним из лучших пилотов мира из числа никогда не участвовавших в «Формуле-1», но вообще он был близок к стартам в Гран-при после неоднократных тестов за «Уильямс» и «Мерседес». Весь 2012 год Берд провел в боксах немцев, надеясь на место в «серебряном» кокпите после повторного завершения карьеры своего кумира Михаэля Шумахера, но должность боевого гонщика ему не досталась — 2013-й штутгартцы начали с Льюисом Хэмилтоном.

«Я был резервным пилотом «Мерседеса» три сезона, и это был замечательный период моей жизни, – с радостью говорит о своем опыте англичанин. – Но, к сожалению, в мире «Формулы-1» многое решают деньги, а у меня в запасе их никогда не было, как и нужных рекомендательных писем. На своем пути я встречал немало людей, которые утверждали, что я никогда не попаду в «Формулу-1», но с учетом тестов с «Уильямсом» я пробыл в том мире около пяти лет. Мои родители всегда в меня верили, и потому я вырос с полной уверенностью в достижимости любой цели в жизни».

Несмотря на грустный ноль в графе «проведенные Гран-при», Берд не считает, что упустил более славную и полноценную футбольную карьеру.

«Никаких сожалений. Думаю, я сделал верный выбор. Я доволен своей жизнью, положением в мире, и вряд ли мог быть счастливее. Я не стал бы ничего менять, даже если бы у меня была такая возможность».

Фото: REUTERS/Max Rossi; instagram.com/sambirdracing (2-4); globallookpress.com/Christophe Jouniaux/VSA; Gettyimages.ru/Andrew Hone