10 мин.

За семью замками

Перед матчем с мадридским «Реалом» «Барселона» вводит режим повышенной конспирации. Расписание тренировок постоянно меняется, журналистов не пускают даже на разминки, и посмотреть футбол можно только в исполнении девочек в футболках «Эспаньола». Александр Вишневский передает с тренировочной базы «Барселоны», в которой никогда не спят.

Накануне класико Хосеп Гвардиола постоянно вносит коррективы в расписание тренировок, причем буквально в последний момент. Главный тренер «Барселоны» перенес выходной для футболистов с четверга на пятницу, а вместо двух утренних тренировок назначил вечерние. Менеджеры «Барселоны» уже и сами перестали понимать логику тренера, а на вопрос, будет ли хоть одна из тренировок открытой, отвечают дословно следующее: «На все воля Пепа». Сотрудник пресс-службы по имени Хави, впрочем, добавил: «Лучше всего приезжай на базу в субботу. Открытую тренировку я гарантировать не могу, но я могу гарантировать Пуйоля. После тренировки он даст пресс-конференцию».

Добираться до базы «Барселоны» недолго. От вокзала Сантс до 30-тысячного городка Сан Жоан Деспи, где находится база, дорога занимает всего лишь 14 минут. За это время электричка проезжает еще через два города. Сначала по пути – Оспиталет, родина Виктора Вальдеса, а затем – Корнелья, где находится стадион «Эспаньола». От Корнельи до Сан Жоан Деспи электричка доезжает всего-то за две минуты, и вот она – каталонская Тарасовка, или барселонские Ватутинки, или сине-гранатовая Баковка.

Прямо около железнодорожной станции находится детский садик:

Десять минут вправо от железнодорожной станции пешком, никуда не сворачивая – и перед вами база «Барселоны»:

У «Сюидад Эспортиво Жоан Гампер» есть принципиальное отличие от баз российских футбольных клубов: здесь вообще не предусмотрено мест для ночлега. Понятие «заезд на базу» в «Барселоне» отсутствует. Футболисты всегда спят дома, а на базе – только тренируются и проходят восстановительные процедуры. Поначалу база «Сюидад Эспортиво» была окутана магическим ореолом. «Барса» перебралась сюда в январе 2009 года, и именно после этого началась беспрецедентная серия из шести подрядвыигранных турниров. «Это база победителей, отсюда нет дорог к поражениям», – трубили каталонские СМИ. Вплоть до января 2010 года, когда ошибка Дмитрия Чигринского позволила «Севилье» пройти «Барсу» в Кубке Короля, и Пеп-тим впервые не досчиталась трофея. Сейчас в активе команды Гвардиолы значатся восемь титулов в десяти завершившихся турнирах.

Новая база до сих пор достраивается. Через два месяца сюда должна окончательно переехать детская академия «Барселоны» – футбольных полей здесь хватит на всех. От улицы они отделены решеткой и густыми деревьями – чтобы Моуринью не шпионил.

Сквозь деревья можно различить лишь ноги футболистов. Зато их слышно. Проходя мимо забора за пять минут до официального времени начала тренировки, я отчетливо различаю зычный голос Карлеса Пуйоля.

– Vamos, Guaje! – задорно кричит капитан «Барселоны». «Гуахе» – это кличка Давида Вильи. На астурийском языке это слово значит «Малыш». А на кастильском – «Тыква». Но Вилья получил свое прозвище, когда действительно был малышом. И жил в Астурии. Так что «Тыквой» лучше называть кого-нибудь другого.

У входа в пресс-центр журналистов встречает менеджер «Барселоны» по организации интервью. Между собой журналисты называют его Хаусом. Нет-нет, это настоящий профессионал, никаких претензий. Просто он похож на Хью Лори больше, чем сам Хью Лори. Я так часто прошу Хауса устроить мне интервью с Жераром Пике, что вот уже несколько недель при каждой встрече вместо слова «Привет» Хаус говорит мне «До класико сложно, давай после». Я уже привык к этому и ничему не удивляюсь.

– Привет, как дела! – обращаюсь я к Хаусу.

– До класико сложно, давай после.

– Да-да, я в курсе, спасибо. Тренировка открытая сегодня?

– Закрытая.

– А в воскресенье?

– В воскресенье тоже закрытая.

– Эх… А может это… Хоть 15 минут, а?

– За день до класико? Ты издеваешься? – Хаус разражается поистине дьявольским смехом.

Раз на тренировку основной команды не пускают, я отправляюсь гулять по территории базы. И натыкаюсь на группу людей с… шарфами «Эспаньола»! Пока я размышляю на тему, не мучают ли меня галлюцинации, ситуация начинает проясняться. Мимо идет футбольная команда «Эспаньол»! Женская. Юношеская.

А следом – футболистки «Барселоны»!

В 11.30 на базе начинаются сразу несколько матчей в рамках чемпионата Каталонии – мимо то и дело проходят судьи и футболисты разных возрастов с эмблемами «Барселоны», «Химнастика», «Сант-Андреу» и других каталонских команд. В некоторых командах «Барселоны» в основном составе выходят сразу по два-три африканца:

Больше всего зрителей наблюдают за матчем «Барса» – «Эспаньол». Вот оно, суровое каталонское дерби:

Почти всезрители болеют за «Эспаньол». Видимо, это и родственники и друзья футболисток. Вообще между «Барселоной» и «Эспаньолом» каждую неделю проходит множество матчей – между командами всех возрастов, полов и в рамках разных турниров. Судя по статистическим протоколам, публикующимся в каталонской прессе, «Барселона» выигрывает подавляющее большинство матчей. Но зато! Почти на каждом домашнем матче «Эспаньола» в Ла Лиге в конце первого тайма звучит сигнал, призывающий зрителей посмотреть на табло. Где всегда сообщается о победе «Эспаньола» над «Барселоной». То 13-летние девочки выиграют, то 10-летние мальчики, то еще кто-нибудь. Стадион «Корнелья Эль Прат» сразу же взрывается аплодисментами, болельщики «Эспаньола» восторженно кричат, фан-сектор начинает череду песен с оскорблениями «Барсы». Что-то мне подсказывает, что про счет вот конкретного этого матча на «Корнельи Эль Прат» объявлено не будет. Потому что эту игру выиграл не «Эспаньол».

Несмотря на этот дорожный знак, Боян Кркич и Лео Месси на своих машинах регулярно разгоняются здесь под 80 км/ч, чуть не сшибая журналистов.

А на меня однажды чуть не наехал Пуйоль. Интересно, каково это – быть раздавленным Пуйолем? Наверное, не очень.

Через два часа после начала тренировки к журналистам вышел грозный автолюбитель Карлес Пуйоль и рассказал страшные вещи – что он отдаст все силы в игре с «Мадридом», что это очень важная игра (вот это заявление!), и чтоего не волнует, что там говорит Моуринью, и вообще это будет матч против футболистов «Мадрида», а не против Моуринью. Два десятка съемочных бригад телеканалов и около сотни пишущих журналистов тщательно записали слова Пуйоля – все эти октровения станут новостями дня. Потому что других новостей от футболистов «Барселоны» уже не будет – после тренировки журналистов не стали пускать к выходу из раздевалки, и теперь общаться с прессой от имени клуба будет только Гвардиола – на воскресеной пресс-конференции.

Между тем около трехсот болельщиков ждали футболистов «Барселоны» у выезда. С истошным воплем «Маскирани, Маскирани»мимо меня пронеслись трое китайцев вроде бы солидного возраста. Отталкивая друг друга, они принялись протягивать бумажки для автографов Хавьеру Маскерано. Аргентинец не отказывал – и его машину облепили с трех сторон:

Но стоило раздаться крику «Чааааави», как половина протягивавших аргентинцу бумажки и футболки людей сразу же кинулись назад – на машину Хави. Охранник базы специально встал около водительского стекла, чтобы фанаты не мешали Хави проехать, но полузащитник «Барселоны» опустил стекло и расписывался до тех пор, пока стоявшие за ним автомобили (штук так десять) не принялись клаксонить.

На машине Хави отражается эмблема «Барселоны»! Это знак! Знак свыше!

Парень в футболке Это’О (№9) делает фотографию под названием «Я и мой лучший друг Хави»:

В ожидании Месси:

А вот Карлес Пуйоль решил приберечь все силы для класико и проехал мимо, не опуская стекла:

После отъезда Пуйоля охранники стали убирать барьеры – видимо, капитан покидал базу последним. Юные собирательницы автографов стали подводить итоги дня:

– У меня сегодня есть Иньеста, Максвелл, Маскерано и Пинто, а у тебя?

– А у меня вот Маскерано, Хави и вот еще кто-то, я не поняла, кто именно.

– Дай посмотреть. Так это же автограф Тиагу! Он у меня в трех альбомах есть!

Скорее эти девочки пропустят класико, чем следующую тренировку команды.