5 мин.

Молодежь Спартака - материал для будущего команды или способ оправдания?

Академия Спартака может по праву называться одной из лучших в России. Прекрасная инфраструктура, высококвалифицированный персонал и особая спартаковская атмосфера, казалось бы, должны помогать учащимся в ее стенах стать легендами отечественного футбола. Но несмотря на хорошие условия, предоставляемые воспитанникам Спартака, единицы из них становятся игроками приличного уровня. Многие связывают это с крайне редкими попаданиями в состав и винят в этом главного тренера или даже руководство. Болельщики красно-белых свято верят в силу "родной" академии, полагая, что из юных неопытных ребят вырастут техничные и незаменимые игроки основного состава.

Среди народных масс авторитетным считается мнение о ценности воспитанников Спартака в качестве устойчивого и крепкого фундамента для красно-белого дома. Исходя из этого, трудно не заметить, как фанатская торсида год за годом требует выставлять в стартовый состав своих воспитанников, однако в большинстве случаев наставники едва ли прислушиваются к мнению болельщиков. Фанатов можно понять, некоторые из них застали и все еще помнят времена спартаковской гегемонии, да и те, кто родился позже, не отказались бы ее вернуть. Следовательно, можно предположить, что одной из причин, по которой Спартак потерял лидерство в российском футболе, является потеря кадровых усилений из академии. Порой это халатность по отношению к собственным действительно талантливым воспитанникам и, как следствие, щедрые подарки в виде вундеркиндов другим клубам Премьер-Лиги, или же полное отсутствие хороших молодых игроков в дублирующих составах. Чтобы не быть голословными, можно вспомнить, как 14-летних братьев Комбаровых исключили из академии якобы за профнепригодность. Как только эти двое заблистали в основе московского Динамо, руководство народной команды спохватилось и вернула братьев, благо они не утратили любовь к Спартаку, да и финансовых средств на них не пожалели.  

Отсутствие молодых кадров, способных хотя бы частично заменить ушедших игроков основы стало причиной невыразительной игры Спартака под руководством Мурата Якина прошедшей весной. Зимой он потерял Дзюбу и Широкова, и если второго он почти сразу же забраковал, то Артем Дзюба был чуть ли не главным творцом успехов Спартака в первой половине сезона. Совет директоров отказался выделить трансферный бюджет для замены ушедших игроков и швейцарец был вынужден обратиться за помощью к молодежному составу. Он ввел в основу Дениса Давыдова и Вячеслава Кротова, которые, конечно же, не годились к играм за основу топ-клуба страны. Слабая реализация моментов, пассивная игра и отсутствие выбора игроков в атаке собственно и привела Спартак к игре "отдай на Промеса", а позже и к увольнению иностранного наставника.  

Новоиспеченный тренер красно-белых Дмитрий Аленичев не спешил с вводом молодежи в основу. Ему были приобретены нужные игроки и до поры до времени Спартак не испытывал проблем с ротацией и вариативностью состава. К сожалению, ближе к середине сезона у команды начался спад, многие игроки стали обитателями лазарета клуба, и Дмитрий Анатольевич тоже был вынужден ввести свежую кровь. Денис Давыдов, наконец, смог впервые отличиться за Спартак: произошло это в матче против Динамо, где молодой россиянин забил победный гол. Под конец первого круга в старте стал появляться центральный защитник Кутепов, который пока что не выглядит подходящей заменой Боккетти или Таски. 

В Спартаке также нередко к середине сезона возникают разногласия между тренерским штабом и игроками, на главного тренера начинает давить пресса. Этой осенью поползли слухи о готовящейся чистке Спартака, инициатором которой является Дмитрий Аленичев. Это обрадовало фанатов, давно мечтающих о том, чтобы клуб избавился от игроков, которые по их мнению являются "балластом". Дмитрий Анатольевич решил подлить масла в огонь и в составе начали мелькать фамилии Кутепова, Зуева и Давыдова.  

В то же время, нельзя говорить, что спартаковская молодежь используется только ради замены травмированных или ушедших игроков. Тренер, команда которого попала в кризис, определенно будет искать оправдания для себя. В нашем случае, оба тренера также попытались отвести внимание разгневанной публики на игру молодняка, столь дорогого для сердца спартаковского болельщика. Считается, что если молодой игрок сделал грубую ошибку, то болельщики снисходительно прощают им ошибки, ссылаясь на их неопытность; поэтому это - замечательное оружие против агрессивных критических выпадов со стороны экспертов и неравнодушных к команде. Удивителен тот факт, что это способ действительно работает: после ухода Мурата Якина многие аналитики, даже несмотря на нестабильную и безыдейную игру в сезоне 14/15, одобрительно высказывались о том, что бывший тренер красно-белых использовал молодежь, якобы заботясь о будущем поколении спартаковцев и дальнейшей судьбой народной команды. Зачастую перспективным игрокам слишком долго дают авансы, полагаясь на то, что они смогут до конца раскрыть свой потенциал и закрепиться в основе. В итоге, игрок в определенный момент прекращает профессионально расти и переходят в касту "вечно молодых и перспективных". Упиваясь доверием наставников, они не приносят пользу коллективу, а лишь занимают место в зарплатной ведомости.   

Сложно предположить, почему даже после неудачных игр за основу ни Мурат Якин, ни Аленичев не убрали их из состава. Ведь даже ради того, чтобы соблюдать все правила лимита, тренер может заменить очередного 25-летнего "паспортиста" на гораздо более молодого и голодного до большого футбола игрока из дубля с таким же гражданством.   

Если клуб действительно хочет омолаживать свой состав, то стоит это делать не частично и не выделять под этот процесс огромное количество времени, максимум 2-3 сезона. Спартак же уже более 10 лет считается самой нестабильной командой в России. Нестабильность проявляется не только в игре команды, но и в организационной деятельности, и, к сожалению, в список нестабильных вещей, происходящих в московском клубе, попадает и его работа с собственными воспитанниками.