6 мин.

Дай, Бо

Now You Has Jazz

Знойный полдень накрывает удушающей прямотой, подавляя остатки воли. Огромное солнце чуть касается земли. Его лучи уплотняют воздух и плавят асфальт. Скрыться от них невозможно. Луизианское лето бесцеремонно.

Легкое замутнение раскаленной улицы разбивается осязаемой металлической сеткой, огораживающей площадку МакДону в алжирском районе. Любые физические условия в этих рамках утрачивают релевантность. Даже всемогущее светило не в силах утвердить здесь свою волю. Законы здесь просты и крутятся вокруг совсем другого предмета: оранжевый мяч время от времени взметается вверх, решая судьбы, а затем вновь опускается и продолжает отстукивать непостижимый ритм. Под его мерное биение Бо Маккалебб один на один бьется с младшим братом. Каждое его движение жадно ловится зрителями – матерью, сестрой, местными подростками.

В Новом Орлеане Лестер – настоящая легенда, герой улиц, достопримечательность. Никого не волнуют его достижения в большом мире. Маккалебб – король уличных площадок. Пока Бо сражается где-то в Европе, на его родине продолжают рассказывать эпические былины о его подвигах. Где бы он ни играл, он всегда возвращается сюда. В город, являющийся частью его самого.

Standing on the Corner

«Никогда не забывай о своей мечте», – эту фразу Маккалебб повторял десятки раз. Всю жизнь он сражался со скептиками, травмами, обстоятельствами, сам с собой ради одной детской любви – в футбольном городе миниатюрный подросток с детства был очарован баскетболом. Отец, сам в прошлом баскетболист, таскал парня по уличным площадкам, заставляя выходить против взрослых: невероятная скорость, напор, исходящая агрессия и интимные отношения с мячом – вот все, что маленький Бо мог противопоставить суровой улице. Но уже тогда он поставил себе цель быть лучшим, а игры против мужиков напрочь лишили его страха – уже в школе Лестер принялся покорять рекорды. Он не думал о карьере, о будущем, перспективах. Больше всего на свете Маккалеббу нравилось забивать. Достижение кольца становилось главной целью. Он забывал о партнерах, о командных интересах, о тренерах и разрешал себе поддаваться соблазну. Его отношения с кольцом слишком личные, чтобы об этом можно было говорить вслух. Их лучшим выражением становился цифра. Например, 78. Столько очков Бо набросал в одном из матчей выпускного сезона.

Только мечта не становилась ближе. Сразу после школы Бо, по мнению многих, совершил главную ошибку в своей жизни – остался в университете родного города. «Я даже не знал, что в Новом Орлеане есть университет, но потом решил поучиться здесь», – для него это не было расставанием с мечтой, хотя шансы попасть в НБА из захолустного в баскетбольном плане колледжа приближались к отрицательным величинам. Ему хотелось просто играть. Играть главным образом на улице, а потом уже в университете. Он никогда не тренировался, не думал о том, как улучшить свою игру – просто проводил целые дни на уличных площадках Нью-Орлеана.

На самом деле, Бо совершил то, что считают ошибкой, даже не один раз. После разрушений урагана Катрина ему не раз предлагали перейти в другие более сильные колледжи без всяческих ограничений, но каждый раз он отказывался. Говорил, что мама болеет и ей нужно помогать. Придумывал другие отговорки. Бо держался за родные места вопреки всему, вопреки логике, которая подсказывала, что ему нужно прыгнуть выше головы, чтобы его заметили. Он и прыгал, постоянно борясь за звание лучшего новичка, лучшего игрока конференции, увеличивая показатели, красуясь данками. Умудряясь обращать на себя внимание, несмотря на кризис университетской команды, каждый год меняющей тренера. Но диагноз все равно был неутешительный – атакующие навыки Маккалебба всех поражали, но в НБА ему просто не было места. Для атакующего защитника он был слишком мал, навыками разыгрывающего практически не обладал. Легенду Нового Орлеана не рискнули взять даже «Хорнетс». Он еще сунулся в летнюю лигу, но быстро понял беспочвенность собственных притязаний. В общем-то, типичная для Штатов история подходила к своему логичному завершению.

What a Wonderful World

В том, что произошло дальше, можно видеть переворот в сознании, внутреннюю революцию. Но на самом деле переезд человека, ни разу не покидавшего пределы Нового Орлеана, в Турцию, где ему предстояло играть за команду с легко произносимым названием «Мерсин Бюйюкшехир Беледийеси», был абсолютно нормален. «Никогда не надо забывать о своей мечте». И если тебе 23, за плечами четыре года колледжа, в НБА дорога тебе закрыта, но ты уверен в себе и хочешь играть в баскетбол, то это едва ли не идеальный вариант. Как и сотни его соотечественников, Бо оказался по ту сторону Атлантики в малоизвестном европейском клубе в погоне за мечтой. Но мир слишком велик, чтобы зацикливаться на неудачах.

Люди, знающие Маккалебба, всегда говорят, что баскетбол для Бо – это все. Начало и конец его жизни, его надежда, его мечта. Смысл.

За три года Маккалебб прошел удивительный путь, с какой-то влюбляющей в себя легкостью покорив Европу. На миниатюрного танком прущего на кольцо пацана решились поставить турки. На заигрывающегося эгоцентричного скорера от безысходности положился Душко Вуйошевич, сделавший его центральным элементом своей уникальной системы. С элитным американским разыгрывающим, доминирующим на своей позиции в Европе, подписала трехлетний контракт «Сиена». Три титула чемпиона, два выхода в Финал четырех Евролиги. Взлет Бо был подобен его слаломным проходам – не замечая никого вокруг, в три шага он легко преодолел дистанцию и просто полетел вперед, к своей цели. Путь на вершину оказался рекордно коротким.

Summertime

«Я не особенно самоуверенный парень. Просто выхожу на площадку с мыслью, что мне нужно кому-то что-то доказать», – Маккалебб оказался настоящей находкой для македонцев, год назад поверивших, что все возможно. Никто никогда не подозревал, что он настолько изменит статус крошечной европейской державы, до этого уповающей лишь на бойцовские качества Перо Антича. Он привык выступать за слабые команды, привык играть один, привык к тому, что все зависит только от него. В красно-желтой майке он сразу почувствовал себя очень комфортно, настолько сильно выступив во время квалификационного раунда, что его появление в новой ипостаси было ошеломительным даже после сезона с «Партизаном».

Зачем ему это, Маккалебб никогда не расскажет. Любопытное развлечение, лишняя возможность для пиара, способ немного подзаработать – это не так важно. Выводя на площадку сборную Македонии, Бо получил то, на что никогда не надеялся, когда отправлялся в Европу – любовь местных болельщиков. Бо – «македонский MVP», которому не стыдно признаться в любви.

Do You Know What It Means to Miss New Orleans?

Яркие лучи отражаются в блестящем паркете. Гул, свист, аплодисменты заглушают скрип кроссовок, томное шуршание сетки и размеренный стук мяча, отбивающего ритм. Бо пользуется заслоном, врывается внутрь зоны, делает еще несколько шагов, взметаясь к кольцу с дежурным данком. Он не думает о раскладах, перспективах, надеждах. Бо вновь выходит что-то кому-то доказывать, не боясь идти вперед, сражаться за каждый мяч, побеждать и проигрывать, достигать цели и вечно стремиться к ней.

Когда македонцы завершат выступление на Евробаскете-2011, Макалебб, македонский MVP, отправится домой, в город, который знает все легенды о маленьком Бо, не желающем расставаться с детскими мечтами. Он вновь выйдет на залитую раскаленным луизианским солнцем алжирскую площадку. Возьмет в руки мяч, чей глухой стук сопровождает всю его жизнь. За каждым его движением вновь будут следить десятки местных жителей, считающих его лучшим баскетболистом Нового Орлеана. И вновь каждое попадание, каждый обыгрыш, каждый финт будут дарить чувство наполняющей внутренней гармонии, ради которой он отправился так далеко.

Другие материалы блога:

Perché?

Сила и слава

Любовь навсегда