3 мин.

Возвращение ценой в существование

В футбольной среде особенно гармонично прижилось выражение – «не возвращайся туда, где когда-то был счастлив». После этой фразы в голове невольно всплывает ряд фамилий, доказывающих сие утверждение. Ситуации бывали разные и не всегда квинтэссенцией выступали истинно спортивные показатели. Однако есть и такие футбольные личности, которые по-прежнему не идут на поводу у предрассудков. К таковым сегодня относится Александр Федорович Тарханов, не так давно вернувшийся в родные палестины.

На самом деле, глубина фразы подразумевает наличие каких-то причин, подводных течений. В футболе она употреблена не в полную силу, не раскрывает всю сущность вопроса. Тут же всё просто – степень благополучия оценивается не по тому, как хорошо было тебе, а по тому, каким тебя запомнили в ту пору. А у Тарханова с этим полный порядок. Ну, какие могут быть неудобства психологического и бытового плана в городе, где тебя любят и ценят, как долгожданный отпуск после изнурительного года?

Александр Федорович является, безусловно, положительной единицей отечественного тренерского цеха. Никогда не хватавший звезд с неба, Тарханов всё чаще выступал в роли «пожарного» тренера. И если где-то у кого-то было худо и тонко, можно было непременно там ждать Тарханова. Не потому, что он был «стервятником», караулившим беду, а потому, что в него верили. Глубокое знание психологии и аналитический склад ума, приправленные искренностью и добротой, позволяют воспринимать Александра Федоровича, как идеального антикризисного деятеля.

Единственный длительный этап тренерской карьеры Тарханова пришелся на, выступающие еще тогда в высшей лиге, «Крылья советов». За три года тренеру удалось вывести команду в элиту российского футбола, где самарцы сразу зарекомендовали себя как «играющая» команда. Штрих, естественно, - тренерский. Но по истечении двух первых сезонов в премьер-лиге, в головах тогдашних «благодетелей» сгенерировалась идея о том, что команде не хватает характера и такого, как бы это сказать, мужского стержня. Тарханов отправился изучать периферию российского футбола.

Разлука никому не пошла на пользу: «Крылья», скованные дисциплиной Гаджи Гаджиева, а затем и Леонида Слуцкого, заметно потускнели в атакующем плане, а Тарханов пытался учить играть в футбол от Грозного до Вильнюса. К слову, в этот период волжане вполне могли и вылететь – отгадайте, кто не дал этому случиться.

И вот теперь Александр Федорович снова выступает в роли мессии. Едва вступив на должность главного тренера, Тарханов методично принялся расчищать авгиевы конюшни, оставшиеся от предшественника. В кратчайшие сроки был сформирован тренерский штаб, произведены перестановки в составе, а от переданных Юрием Газзаевым «из рук в руки» внутрикомандных конфликтов не осталось и следа.

Новый главный тренер сразу же дал понять, что будет рассчитывать исключительно на старую гвардию, на тех, с кем ему уже приходилось работать; из новичков ему потребуется лишь талантливый Сергей Кузнецов из «Химок». Нет сомнений, что для футбола, проповедуемого Тархановым, фактически необходимы исполнители более высокого уровня и недавние высказывания («Потенциал игроков у меня сомнений не вызывает, в «Крыльях» собраны достаточно интересные футболисты.» - М. Г.) вполне лукавы, но понимая ситуацию, в которой находится его родная команда, тренер начал ваять командную игру из подручного материала.

Всё, что происходило с «Крыльями» в последние годы, далеко от грани понимая, но так типично для российской действительности. Порой доходившие до абсурда кадровые перестановки, планомерно расшатывали остов команды и всё это, в конце концов, едва не закончилось ликвидацией команды в феврале нынешнего года. Вылет из премьер-лиги будет вполне закономерным итогом прошлых нечистоплотных забав. Но только никто от этого не выиграет, особенно люди, которые этого точно не заслуживают. Не заслуживают, потому что они преданны футболу. За примером далеко ходить не надо – герой рассказа как раз из таких людей.

Тарханов любит футбол, но любовь его несчастна, поскольку не взаимна. Современный футбольный мир цинично отторгает всё то, что так ценно для него. Но Александр Федорович делает футбол для болельщиков, а лучезарная улыбка, никогда не изменяя владельцу, словно олицетворяет любую команду, возглавляемую им.