4 мин.

«Биатлонисты не имели права так позорить тренера». Кто виноват в скандале с мужской командой?

В мужской биатлонной команде при попустительстве руководства и пресс-службы СБР разгорелся конфликт. Сначала спортсмены напрямую – в обход тренера – пообщались с президентом Кравцовым, а затем наговорили лишнего про Александра Касперовича в микст-зоне.

Sports.ru уже писал о том, что ситуация некрасивая. А что думают эксперты – тренеры, работавшие с мужской командой в недалеком прошлом? Мы задали им 3 важных вопроса:

1. На чьей вы стороне в конфликте между мужской командой и тренером Александром Касперовичем?

2. Каким будет лучший выход из ситуации?

3. Кто мог бы тренировать команду/созданные группы?

Владимир Аликин (2006-2010)

1. 50 на 50. Я был в шкуре Касперовича, против меня спортсмены тоже выступали. Правда, руководство было другое, и все происходило не так публично. Сейчас ситуация острая. Честно скажу – я не поддерживаю Касперовича. Он пришел в команду по конкурсу, но практически на безальтернативной основе – многие специалисты просто не стали подавать заявки, потому что не знали, уйдет прежнее руководство или нет. Касперович подал и взял должность, но по своему уровню он на нее не тянет. Я знаю некоторые подробности его поведения и могу сказать: он заслужил свое.

Другое дело, что тому же Лапшину вообще не следовало выступать в прессе. Есть капитан – Дмитрий Малышко, олимпийский чемпион. Он сказал за себя и отошел в сторону. А кто такой Лапшин?

2. Я не сторонник разделения на группы. Спортсмены должны тренироваться в сборной, которую содержит государство. Старший тренер должен каждый день видеть ребят на тренировке – кто как работает, чем живет, чем болеет, что ест.

Самоподготовка Шипулина – это исключение. У Антона огромный опыт и отличное воспитание, он прошел большую школу и соображает, что и как делать. Остальных спортсменов распускать нельзя ни в коем случае – иначе мы развалим мужской биатлон.

3. Надо прислушиваться к тренерскому совету, а не к Правлению СБР, которое уже наметило кандидата – и это не Польховский. Мы созванивались с Валерием Николаевичем несколько месяцев назад – он сказал: Вова, меня в сборную никакими коржиками не заманить, я устал бороться и отошел от дел. Не знаю, вряд ли у него что-то изменилось.

Андрей Гербулов (2011-2012)

1. Не хотел бы занимать чью-то из сторон, потому что в основном получаю информацию из прессы и не знаю деталей. Поведение спортсменов удивило – сначала следовало разобраться в ситуации изнутри, провести анализ, понять причины, почему работа Касперовича не дала результат. Спортсмены сборной должны отвечать за слова и поступки – разногласия в коллективе бывают часто, но ни к чему их выносить в публичное пространство. История очень неприятная.

2. Если мы хотим получить результат на Олимпиаде-2018, нужно пересмотреть состав команды и понять, кто достиг предела в прошлом-позапрошлом сезонах, а у кого еще имеются резервы для роста. Я скажу, что у нас есть очень талантливая молодежь, которая при правильной работе раскроется через два-три года.

Думаю, сейчас уже не получится сохранить единую команду. Шипулин и Волков продолжат тренироваться отдельно, наверняка кто-то еще захочет отделиться. Как это будет выглядеть? Не знаю. Две самостоятельные группы – это минимум.

3. В прошлом году команда комплектовалась в основном из тюменцев – так что, возможно, новый состав мог бы принять Максим Кугаевский. У него есть авторитет, опыт, он мог бы вывести подготовку на новый уровень.

Николай Лопухов (2012-2014)

1. Все началось не с Касперовича, а, наверно, еще при Аликине – ребята пытались и пытаются руководить методической концепцией подготовки. Скандал не делает чести ни спортсменам, ни тренеру, ни руководству. Я не хочу никого поддерживать. Спортсменов надо не только тренировать, но и воспитывать.

Проблема не в Касперовиче, не в Аликине и не в Лопухове, а в системе. Когда руководитель напрямую общается со спортсменом в обход тренера – это не приводит к хорошему. Поступок спортсменов я осуждаю – они не имели права так опозорить тренера. Любые проблемы коллектива надо решать внутри, а не выносить на улицу.

2. Можно создать три-четыре равноправные команды – если регионы или еще кто-то готовы оплачивать их работу. Мне кажется, единой сборной мы уже не увидим.

3. Есть Касперович, который работает с молодежью. Есть Брагин, работавший с резервом. Есть Польховский – не знаю, действительно ли он хочет тренировать или это слухи. Есть Крючков, который дал результат и которому нужно улучшить условия работы. В этом случае главное – продумать систему отбора и избежать столкновения групп, как у нас случилось перед Олимпиадой.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф