8 мин.

У России – огромный кризис защитников, а топ-полузащитники несовместимы

Главные интриги от Ильи Васильева.

После февраля 2022-го российский футбол ищет новые смыслы. Особенно тяжело сборной: отсутствие турнирных перспектив и максимально сложный поиск соперников. Отсюда – околонулевая мотивация игроков и выдавливание хоть каких-нибудь эмоций болельщиками.

При этом за два года можно найти и позитив: некоторые востребованы в Европе, а молодые и перспективные превратились в полноценных звезд РПЛ (Константин Тюкавин, Сергей Пиняев).

Чем интересна сборная России перед матчами с Сербией и Парагваем?

Зачем сборной знакомиться с 33-летним Лодыгиным?

Главный хайлайт Юрия Лодыгина в сборной – отчаянный рывок к Кингсли Коману на «Стад де Франс». 

Спустя восемь лет Лодыгин снова в сборной. «В последний момент решили вызывать не Артура Нигматуллина, а Юру Лодыгина, потому что «Панатинаикос» играет в футбол, который сборной ближе, чем у «Пари НН».

Плюс, в отличие от трех других вызванных на сбор голкиперов, с Лодыгиным в сборной мы еще не работали и хочется в тренировочном процессе поближе с ним познакомиться», – объясняет тренер вратарей Виталий Кафанов

Лодыгин – лучший в чемпионате Греции по предотвращенным голам, но сыгравший меньше половины матчей. Не факт, что на более длительной дистанции Юрий был бы так же надежен – глобальной стабильности нет уже почти десять лет. Лодыгин все так же слаб на выходах (в том числе – за штрафной) и сильно зависит от эмоционального состояния. Скорее всего, Лодыгин не сыграет против Сербии и Парагвая: Кафанов в первую очередь рассчитывает на Матвея Сафонова и Андрея Лунева.

Но вызов Лодыгина не шокирует из-за постоянной ротации вратарей в сборной: за два года Кафанов вызывал Сафонова, Александра Селихова, Сергея Песьякова, Антона Шунина, Михаила Кержакова, Илью Лантратова, Илью Помазуна и Артура Нигматуллина. И все равно не покидает ощущение бессмысленности вызова Лодыгина: зачем сборной знакомиться с 33-летним вратарем, когда большинство голкиперов РПЛ сильнее и стабильнее?

В сборной кризис защитников. Как с этим справится Карпин?

Валерий Карпин сказал, что финальный список составлен на основе двух туров в РПЛ. Давайте присмотримся.

На края обороны вызваны Сергей Волков (деградирует с осени, ужасен весной), Арсен Адамов (играет в тонущем «Оренбурге»), Даниил Хлусевич (ошибался с «Зенитом»), Александр Сильянов (провалился с «Динамо», проигрывает конкуренцию Максиму Ненахову и Марио Митаю), Евгений Харин (47 минут за два тура, в «Ахмате» выходит ближе к атаке) и Юрий Горшков (два полных матча, но 0:4 в двух турах). 

Очевидно, качественной альтернативы сейчас нет: Вячеслав Караваев травмирован, Дмитрий Скопинцев присел под Сергея Паршивлюка (и слабо вышел на замену с «Локо»), а Данил Круговой в «Зените-2».

Дополнительная иллюстрация кризиса – правоногие защитники на левом фланге. В «Спартаке» – Хлусевич, в «Локо» слева может выйти Сильянов.

Непросто и в центре обороны. В середине марта 2024-го за Максимом Осипенко и Игорем Дивеевым – почти пустота. Евгений Морозов – часть слабой обороны «Локомотива», альтернативный кандидат – номинальный крайний защитник Сильянов.

С запасом тоже туго: Георгий Джикия не тянет на старт «Спартак» (долго считался сильнейшим не из-за качества игры, а из-за статуса суперзвезды), Александр Солдатенков выделяется пасом, а не обороной (а сейчас и травмирован), Дмитрий Чистяков не играет даже в «Сочи».

Кто будет главным опорником?

Доверие Карпина к Дмитрию Баринову давно удивляет. 

Баринов – агрессивный и неравнодушный лидер, но его игровые качества для роли единственного опорника смущают: слабая игра в пас под давлением, опрометчивые выбросы.

Более того, после появления в основе «Локо» Артема Карпукаса Баринов – даже не лучший опорник в клубе. Руслан Литвинов (зимой не работал в общей группе «Спартака» из-за травмы, вышел только на 20 минут с «Факелом») и Данил Глебов тоже рассудительнее и вариативнее Баринова.

Осенью Карпин совместил Глебова и Баринова в матче с Кенией: Баринов занимал опорную зону, а Данил играл восьмерку.

Чем Антон Миранчук лучше Глушенкова?

Максим Глушенков – самый стабильный в атаке «Локомотива», хотя играет справа вместо удобного центра. В первом тайме с «Динамо» (1:2) придумал пару перспективных подходов, создал первый гол с «Сочи» (2:2) и шикарно забил перед перерывом.

Антон Миранчук растворился с «Динамо» (заменили в перерыве) и вышел на 84-й минуте против «Сочи». Но в сборной Миранчук, а не Глушенков.

Мало играет и Сергей Пиняев, но его вызов проще аргументировать. После перевода Наира Тикнизяна в полузащиту и выигранной им конкуренции у Пиняева в клубе Сергей чаще появляется справа. В сборной Пиняев – игрок левого фланга, как и Андрей Мостовой с Антоном Зиньковским. 

Кажется, у Пиняева неплохие шансы даже на старт в одном из матчей: классно вышел с «Сочи» и даже сейчас лучший в дриблинге.

Сколько забьют нападающие?

В 2022-м Россия забила всего два гола в трех матчах (один – с пенальти). Прошлый год – новое мучение (1:1 с Ираном, 1:0 с Ираком, 1:1 с Катаром, 2:2 с Кенией). Расправились только с Кубой (8:0) и минимально обыграли Камерун (1:0).

На Сербию и Парагвай Карпин вызвал трех центральных нападающих: Федора Чалова, Ивана Сергеева и Константина Тюкавина. Шок, но за сборную забивал только Чалов: впервые отличился осенью против Камеруна (1:0).

Уже два года центральные нападающие вымучивают голы за сборную. Да, забили в четырех играх из девяти, но контекст расстраивает: Соболев положил Кыргызстану (2:1) с пенальти, а Кении (2:2) и Кубе (8:0) – после привозов защитников, Чалов забил Камеруну после углового. 

По сути, форварды вообще без моментов с игры. По данным Яндекс Плюс х VSporte, за матчи с Кенией, Камеруном и Кубой центральные нападающие нанесли всего восемь ударов (четыре из них – против Кубы).

Возможно ли соединить Кузяева, Головина, Захаряна и Алексея Миранчука?

Александр Головин в сборной – игрок с другой планеты, Алексей Миранчук в шикарной форме, Далер Кузяев успешно вернулся в старт «Гавра», а Арсен Захарян наконец забил за «Сосьедад».

Потенциал российской полузащиты огромен – жаль, что не можем его проверить в официальных матчах. 

Глебов (плюс Литвинов или Карпукас) – Головин – Кузяев – перспективный центр, в котором Глебов даст продвижение, Головин организует креатив, смещения влево и кроссы, а Кузяев добьет шикарным объемом (в этой роли его может классно подменить Данил Пруцев).

Возможно, при таком распределении пострадает Миранчук, но Алексей еще и конкурирует с Иваном Обляковым за место правого форварда.

При таком раскладе из старта выпадает Захарян. Головин и Кузяев объемнее и полезнее в центре, зато Арсен может подменить любого из них плюс каждого вингера. 

В итоге совместить всех практически невозможно. Чтобы Кузяев, Головин, Захарян и Миранчук сыграли вместе, необходимо отказаться от профильных вингеров (Пиняева/Мостового/Зиньковского).

Хватит ли Россию больше, чем на 20-25 минут?

Главная беда сборной (без учета потерянной мотивации) – нестабильная игра. Карпин заинтересован в прессинге, но Россия быстро выгорает от интенсивного давления.

Сценарий повторяется из матча в матч. Россия прессингует в первые пятнадцать-двадцать минут, но затем устает, чаще ошибается в передачах, часто не доводя мяч до нападающих. Итог – не только отсутствие моментов у нападающих, но и гораздо более низкая оборона уже во второй половине первого тайма.

Дальше – тоска и возня, изредка прерывающаяся случайными классными эпизодами. Единственный плюс – камбэки: отыгрались с Катаром и Кенией. И даже так вторые таймы тех матчей были ужасными. 

Мой телеграм

Матч Россия – Сербия можно посмотреть на Кинопоиске в эфире «Матч ТВ»

Фото: East News/AP Photo/Thanassis Stavrakis, Natalia KOLESNIKOVA / AFP; РИА Новости/Владимир Астапкович, Александр Вильф, Михаил Шапаев, Григорий Сысоев