15 мин.

Гвардиола и Моуринью: повелители хаоса и контроля

Каждый из них имеет свою уникальную силу, которые похожи лишь в привлечении лучших и ярчайших игроков для тренировок и побед под своим руководством в "Барселоне" и "Баварии", и "Порту", "Челси", "Интере" и "Реале", соответственно. 

Со своими многочисленными победами в Лиге Чемпионов и постоянно растущим количеством других титулов разных стран и соревнований, они уже сейчас имеют свой самобытный футбольный почерк, но постоянно оба сконцентрированы на спорте, как на футбольном поле, так и в почетном списке отличия. Тем не менее, не только блеск наград помог им войти в элиту мирового футбола.

 

выа

- Гвардиола и Моуринью руководят своими техническими зонами в одном из самых известных матчей в современном футболе. Их последнее противостояние состоялось в 2013 году в матче за Суперкубок УЕФА, который проходил в Праге. -

Гвардиола и Моуриньо пришли к выводу, что игра очень быстро меняется и ответили ей тем же:  тактикой, тренировками и теориями как лучше всего к ней приспособиться. А сейчас, на заре эпохи совершенных футболистов, они правят как два наиболее решительных и плодовитых менеджера в техническом аспекте Европейского футбола, всегда готовые приложить максимум усилий для того, чтобы адаптироваться к эволюции футбола. 

Самые чистые коренные идеалы тотального футбола, с их идеями о бесконечном постоянном перемещении футболистов по полю, которое не требует жесткой привязки игрока к определенной позиции, раньше казались чем-то из области научной фантастики. Тем не менее, игра и сами игроки эволюционировали до такой точки, когда понятия подвижности и формы стали более актуальными, чем разговоры об использовании строгих игровых схем.  Современного футболиста определяет обязанность приспосабливаться к изменению игры на разных ее этапах, а не придерживаться какой-то конкретной, жесткой роли.

ыва

- Пеп Гвардиола рассказал Squawka о своей тактике, философии и о том, как изменяется футбол. -

В эксклюзивном интервью для Squawka Гвардиола рассказал нам о том, как игра становится более стихийной, а игроки - еще более совершенными. 

"Это хаос или контроль." 

"Есть такие игроки, которые все больше думают о том, что необходимо команде и какое решение в той или иной игровой ситуации будет лучшим для команды. Это тип игрока, умного игрока, у которого есть видение того, в чем нуждается команда. Вот почему именно такие игроки контролируют и ведут игру команды. Выполняют то, что хочет от них тренер. Или в чем нуждается команда. 

Так же есть и те, кто вызывает хаос. Те, кто играет руководствуясь инстинктом и талантом […] нам нужны игроки такого типа на последних 50 или 20 метрах (прим.: поля). Они могут сделать абсолютно все, что угодно, и тренер не может контролировать это. Ты попросту не можешь это контролировать. 

Но тебе нужны они оба. Ведь они оба - часть игры. Тебе нужны игроки, которые бы анализировали то, что нужно делать. И те, кто должны быть немного свободнее чтобы  проявить свой талант как можно ярче. Они могут совершить впечатляющее действие, попытавшись забить гол или [сделать] хитроумную передачу. Когда ты в команде можешь уместить игроков обоих типов с их разными идеями - у тебя большое преимущество."

вапва

- Силы хаоса и контроля ошарашили "Порту", когда "Бавария" Гвардиолы уничтожила их у себя дома со счетом 6-1 в апреле 2015 года. -

И Гвардиола и Моуринью использовали эти силы хаоса и контроля чтобы подчинить игру своей воле; не только для того, чтобы просто выигрывать матчи, но для того, чтобы выигрывать их своими собственными, расходящимися и неподражаемыми способами. В то время как испанец отдает предпочтение значительному перевесу во владении мячом - "Бавария" наслаждалась 71%-ом владения мячом играю дома против "Фрайбурга" в бундеслиге в этом сезоне - португалец категорически отвергает его; один хочет максимум, другой будет использовать минимум. В Апреле "Челси" понадобилось лишь 37% владения мячом, чтобы дома обыграть "Манчестер Юнайтед" со счетом 1-0. 

Как тренер "Интера" во время его исторического победного сезона, завершившегося в 2010 году треблом, он обыграл "Барселону" Гвардиолы в полуфинале Лиги Чемпионов, пропустив лишь один гол на выезде и победив по сумме двух матчей 3-2. Играя вдесятером из-за ранней красной карточки, гости сделали лишь 67 пасов по сравнению с каталанскими 555-ю, которые составили 86% владения мячом.

ыва

- Моуринью оказался сильнее Гвардиолы в полуфинале Лиги Чемпионов 2010 года. -

Способность Моуринью превращать то, что кажется всем серьезным недостатком, в систематические образцовые победы, особенно против больших клубов, приводит нас к его собственному организованному хаосу, не зависящему от позиционного и ментального контроля мяча. И как в 2014 году в его биографии написал Диего Торрес, у "Особенного", во время его пребывания в Мадриде, сложился свод золотых правил победы: 

1. Команда, допустившая меньше ошибок, выигрывает матч. 

2. Футбол благоволит тому, кто провоцирует соперника на ошибки. 

3. В гостевых матчах лучше не доказывать свое превосходство, а заставлять соперника ошибаться. 

4. Команда, владеющая мячом, скорее допустит ошибку. 

5. Тот, кто отказывается от владения мячом, уменьшает вероятность ошибки. 

6. Страх владеет тем, кто владеет мячом. 

7. Соответственно, команда, играющая без мяча, имеет преимущество. 

В "Порту", "Мадриде", "Интере" и сейчас снова в "Челси" его пружинной тактике нужны футболисты, которые могут думать и за себя, и друг за друга, чтобы контролировать хаос, провоцировать ошибки и склонять шансы на победу в свою сторону.

выа

- Жозе Моуринью выиграл Лигу Чемпионов в 2010 году с "Интером", добившись в конце сезона исторического достижения в виде требла.-

Гвардиола, в свою очередь, смешивает свои формулы в различных пропорциях. Предпочитая не концентрироваться на ошибках противника, он старается оказывать постоянное давление на его слабости и усилить преимущество, используя навыки и интеллект своих игроков. Он скрупулезен в своем планировании и подготовке к каждой игре и к каждому противнику, и часто старается улучшить форму и баланс своей команды в середине игры, чтобы создавать как можно больше перегрузок для противника в ключевых областях поля.  

Интеллект для него - это все. Как он сказал Squawka: "Я думаю, что самое главное - это иметь умных игроков […] Футбол это игра, где играют 11 на 11 и лучшие игроки обычно выигрывают. Те игроки, кто умнее, кто принимают решения каждое мгновение, в каждом действии лучше других, имеют лучшие шансы победить в игре. Я был игроком контроля. У меня не было особых способностей к дриблингу или таланта к великим свершениям. Я чаще использовал свой мозг, чем мои ноги. Это как раз то, о чем я говорю. […] Бастиан Швайнштайгер и Филипп Лам из тех игроков, что постоянно думают о том, что будет лучше для команды."

ываыва

- Гвардиола дает наставления Ламу у бровки. -

По прибытию в "Баварию" он сказал о Ламе: "[он] самый умный игрок, которого мне когда-либо приходилось тренировать. Он находится на совершенно другом уровне." Вскоре после того, вдохновленный Гвардиолой правый защитник нашел себя в центре полузащиты; центральная роль, в которой он мог влиять на каждый элемент игры команды, направлять и контролировать движение мяча, диктовать использование того или иного пространства и руководить своими партнерами. Его новоявленное значение для команды отразилось в отдельных статистических данных. В прошлом сезоне (2012/13), в котором он прежде всего играл защитника, он отдавал 64,03 паса в среднем за игру; этот показатель вырос до 78,79 в первый год работы под руководством Гвардиолы. Точность передач Лама также выросла с 89% до 92%. 

Он помог "Баварии" не только доминировать в контроле мяча, но так же лучше им распоряжаться против оппонентов. В последнем сезоне Юппа Хайнкесса он делал, в среднем, 0,79 успешные попытки обыграть соперника за игру на позиции правого защитника, с 65.71% успешности. Спустя год, и сейчас, регулярно выступая в своей новой роли, Лам совершает 0.96 успешных попыток обыграть за игру с 77.14% успешности. Под влиянием Гвардиолы умнейший игрок, которого он когда-либо тренировал, стал точнее и качественнее обращаться с мячом и удивлять противников, которые физической силой пытаются помешать его мыслительным процессам.

ыва

- Очевидный прогресс Лама в качестве полузащитника под руководством Гвардиолы. -

Лионель Месси, Серхио Бускетс, Эрик Абидаль и Дани Алвес - всем им под руководством Гвардиолы так же были доверены сложные многогранный роли. Аргентинец изначально предстал перед широкой публикой как удивительно плодовитый разноплановый форвард, но с подачи Гвардиолы он был передвинут ближе к центру, чтобы иметь возможность выполнять разные, постоянно меняющиеся роли. До Месси такое понятие как "ложная 9-ка" использовалось чаще как жаргон, но он сделал из нее мейнстрим-позицию, постоянно дестабилизировал защиту соперника своими умными, неожиданными перемещениями в полузащиту. Тем не менее, в качестве нападающего он играл не меньше, чем в качестве чистого №10, под руководством своего бывшего тренера, чье внимание к мелочам помогло сделать из него совершенного футболиста. 

Тем временем Бускетс играл в странной роли опорного полузащитника, плеймейкера и дополнительного центрального защитника, в зависимости от формы команды и игровой ситуации. Абидаль был больше чем просто левый защитник и опускался глубже для усиления защиты и полузащиты, в то время как Алвес подключался в атаку на правом фланге. Бразилец являлся олицетворением всего фланга: защитник, вингер и форвард, три-в-одном. 

выа

- Гвардиола отдает указания своим игрокам у кромки поля. -

Гвардиола использовал этих умных и самодостаточных футболистов чтобы использовать новые возможности, пробелы и слабые стороны соперников и это стало влиять на изменения игры; слепые зоны, которые он, казалось, был способен видеть - или, по крайней мере, реагировать на них - задолго до своих современников, так же как Моуринью увидел ограниченность метода, опирающегося только на владение мячом и давление на оппонента. 

На сегодняшний день не только у Лама появилась новая роль, свои необычные задачи от испанского менеджера получили так же Давид Алаба и Томас Мюллер: они призваны посеять хаос в стане противника. Тем не менее изменения Гвардиолы затронули не только игроков персонально, но и "Баварию" в целом.

выа

- Сравнительная статистика "Баварии" за последние три сезона, от руководства Хайнкесса до второго сезона работы с Гвардиолой. -

С момента его прихода, общее количество пасов команды за игру увеличилось с 584.50 при Хайнкессе в 2012/13-ом до 706.62 в последнем сезоне и 712.97 во время текущей компании. Так же "Бавария" стала играть в более короткий пас, средняя длина паса за игру упала с  19.03 метров в 2012/13-ем до 17.63 метров в сезоне 2014/15. Нет большой необходимости играть в длинный пас, когда игра проходит в основном на половине соперника, где твои техничные и ловкие игроки могут разыгрывать мяч между собой накоротке. 

Влияние Моуринью на "Челси" с момента его возвращения так же очевидно, особенно по выступлениям его основных "доверенных лиц". Ведь для завоевания четвертого титула Премьер-Лиги в состав "синих" вошло всего лишь 22 человека - наименьшее количество из всех других команд в английском дивизионе. Португалец не только построил чемпионскую команду, но так же привнес качество, ментальность, дисциплину, веру и единство, но которые в дальнейшем он может положиться. 

ыва

- С момента своего возвращения, Моуринью сделал "Челси" острее, сильнее и более эффективным. -

И хотя Эден Азар, возможно, и превратился в одного из самых опасных дриблеров Европы, именно Диего Коста стал основной карательной силой "Челси" в чужой штрафной. Он во многих отношениях является голеадором нового поколения. Больше, чем просто бомбардир, игрок испанской сборной является совершенным нападающим, благодаря своей силе и подвижности он может отвлечь на себя одного или нескольких защитников, не обращая внимания на навязываемую индивидуальную борьбу и связать игру из глубины, постоянно находя пространства для атаки. 

За последние два сезона в Премьер-Лиге и Ла Лиге он забил 46 голов, и только один из них пришелся на удар из-за штрафной. А если брать последние 29 голов за "Атлетико" и "Челси", то все они были забиты из штрафной площади. Коста может похвастаться лучшей скоростью реализации шансов в штрафной площади из нападающих Европы, которые забили более 40 голов с августа 2013 года, у него 33,6%. Для сравнения это 30,3% у Криштиану Роналду, 30,8% у Златана Ибрагимовича и 32,6% у Месси. В то время, как вокруг него может циркулировать хаос, он врывается в свободные зоны и запугивает своих опекунов, способность Косты находить контроль и сохранять хладнокровие в разгар этого водоворота делает его сильнейшим хищником Моуринью перед воротами соперника. 

ыва

- Коста оказался именно тем типом наконечника, который Моуринью искал. -

Во время работы Моуринью в Испании он признавал, что одна из ключевых слабостей всех команд Ла Лиги, особенно "Барселоны", кроется в быстрых, хищных контр-атаках через широкие зоны. Чтобы использовать это он отвел Месуту Озилу, как наиболее креативному игроку "Реала", место в последней трети поля. Игра в пас, видение и великолепная техника немца сделали из него идеальный спусковой механизм, который приводил в действие атакующую мощь мадридских форвардов. Это было прямым ответом на изменившиеся обстоятельства, это было просчитано, с хирургической точностью выверено и творчески блестяще, как и в случае с решением перевести Сеска Фабрегаса глубже в полузащиту, чтобы у того была возможность разворачивать и вести игру через центр в Премьер-Лиге. 

Это так же означало сдвиг в балансе, отказ от более консервативной пары в полузащите, что он предпочитал использовать в "Интере" и "Мадриде" - Мотта и Эстебан Комбьяссо, и Хаби Алонсо и Сами Хедира, соответственно - таким образом атакующие игроки "Челси" стали принимать на себя большую оборонительную обязанность. В то время как Гвардиола признал необходимость использования интеллект Лама в центре поля, Моуринью создал одну из самых трудолюбивых, дисциплинированных и, тем не менее, изобретательных атакующих полузащитных линий в Европе. 

Оскар играет крайне оригинальный вариант №10 в "Челси", ведь ему одинаково комфортна любая роль: будь то разрушение чужой игры и совершение тактических фолов или дальние удары по воротам, забегания и терроризирование обороны соперника своими пасами и передвижениями по полю. В донецком "Шахтере" у Виллиана была полная свобода для импровизации и выдумки в финальной трети поля, таким образом бразилец стал ведущим игроком украинской команды. Под руководством Моуринью ожидания от его игры изменились: он должен следить за перемещениями игроков противника, делать перехваты и, если это потребуется, опускаться глубже в оборону справа, но по нему не скажешь, что он чувствует какую-то скованность в связи с этими новыми обязанностями.

выаыв

- Оскар не просто создает шансы для партнеров и связывает игру, но так же мешает оппонентам развивать игру на их половине поля. Он делает умные тактические фолы и обладает такой статистикой, которой позавидовали бы некоторые защитники. -

Азару предоставлена свобода бороздить левую бровку из-за его способности зарабатывать фолы и самостоятельно создавать перегрузки из-за его эффективности в противостоянии одному-двум соперникам. Его сила в индивидуальных противостояниях позволяет Моуринью настраивать остальную команду на обезвреживание противника, зная, что способность бельгийца занять своих опекунов все равно предоставит его команде численное превосходство в атаке. 

Арьен Роббен играл ту же роль у португальца во время его первого пребывания у руля "Челси", в качестве острого атакующего игрока в системе 4-3-3, с которой были взяты титулы Премьер-Лиги в 2005 и 2006 годах. Голландец остается тем же создателем превосходства для Гвардиолы в "Баварии", создавая тот самый хаос, необходимый команде для победы, о котором говорил испанец в интервью Squawka. Роббен - это тот, кто играет на инстинкте, таланте и немного за гранью системы. Он, как говорит Гвардиола, игрок "последних 50 или 20 метров."

ыва

- Роббен вышел на совершенно новый уровень своей игры под руководством Гвардиолы. -

За последние два года его важность для баварцев только возросла. В 2012/13 он забил 0.31 гол, создал 1.81 шанс и совершил 2 удачные обводки в среднем за игру. Год спустя эти цифры увеличились соответственно до 0.39 голов, 1.82 шансов и 3 успешных обводок за игру. Однако в этом сезоне ему удалось стать для "Баварии" еще более важным игроком, забившим 0.81 гол, создавшим 2.38 шанса и совершив 4.48 успешных обводок за игру в сезоне 2014/15. 

Он стал их основным посланником хаоса, способный отдать разрезающую передачу, мощно пробить и превратить владение и контроль в зоркий прорыв к воротам. Франк Рибери исполняет схожую функцию, хотя больше нацелен на пас. С помощью своих умных забеганий и дриблинга он чаще освобождает зоны для партнеров и создает голевые ситуации. Мюллер - это еще одна важная фигура в построениях Гвардиолы, он способен выходить за стандартные рамки атаки чтобы найти способ приблизиться к воротам: бескорыстный, гибкий, но достаточно сильный, он врывается в зоны оказывая постоянное давление на противника. 

"У Арьена Роббена и Франка Рибери есть немного больше свободы […] но не все игроки обладают таким вдохновением. Они должны идти вперед потому, что они хотят получать мяч, потому что они хотят идти в обводку и они жаждут забивать голы," сказал Гвардиола. 

Нет ни капли сомнений в том, что игра изменилась. Старые предсказания об универсализации футбола сбылись. Гвардиола и Моуринью, через свои тактики, команды и мышление, подчеркнули свое видение футбола каким он стал: гибрид хаоса и контроля.

By Greg Johnson at 12:30 on May 21, 2015 squawka.com