4 мин.

Дела давно минувших дней. Как у Ирины Слуцкой украли золото в Солт-Лейк Сити

Все мы с вами восхищаемся исторической победой Аделины Сотниковой, но, думаю, не меньше восхищались бы ей, как просто нашей олимпийской чемпионкой в женском фигурном катании, даже без приставки "первая". Первой должна была стать Ирина Слуцкая. Но в 2002-м году на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити её обокрали.

Глубоко заблуждаются те, кто полагают, что скандал произошёл в произвольной программе - там был лишь финальный штрих, когда судьи забегали, словно тараканы, подгоняя оценки Ирины под искомый результат (чемпионство американки). Основное воровство произошло в короткой программе.

Прекрасное выступление Ирины Слуцкой:

Прекрасные, высокие прыжки, лучшие вращения - да-да, даже у Саши Коэн лучше было только одно из трёх, за счёт диковинного в те времена "карандаша". Прекрасная программа, очень артистичная Ира. Однако итальянский судья Паоло Пиццокари потерял всякую совесть, поставив 5.6 как за элементы, так и артистизм. Американка была немногим более объективной и словно подтвердила странные слова американских же комментаторов о том, что Слуцкая - "прыжковая машина" и "не так артистична, как Коэн". Первое - правда, за исключением того, что это далеко не единственное её достоинство; второе - предвзятость, уж в те времена Саша была никак не артистичнее.

Сара Хьюз:

Тут, по-моему, даже лишние комментарии не нужны. Медленное, корявое катание, такие же корявые, недокрученные прыжки, вместо лутца - дичайший флутцище. Полностью согласен с российским арбитром и его оценкой за технику 5.1, больше 5.2-5.3 такой прокат никак не заслуживал. Расстарались только наши североамериканские друзья, которые всегда действуют заодно, а судьи более мелких федераций (Словакия и Беларусь) не иначе как побоялись американского гнева.

Мишель Кван:

Что сказать? Прыжки выполнены хорошо, за исключением недокрута на флипе. Вращения слабее, чем у Ирины. Вместо дорожки шагов мы увидели юниорскую скачку, которую при должном уровне подготовки могут повторить и некоторые любители. Комментатор повеселил, назвав дорожку "nice" - ну, если в данном случае имелось в виду "забавно", то я согласен. Сравните с дорожкой Слуцкой - разнообразной, выполненной на одной ноге практически через весь каток без потери скорости. Вот это скольжение! Абсолютно разный уровень.

Отметим принципиальность американской судьи, поставившей честные 5.6 за технику. А затем появились оценки за артистизм (все 5.9) - и это то, чего я не понимал никогда. В чём, откуда такое преимущество в артистизме над Ирой? Не иначе, как с потолка. Китайская американка и китайский канадец для меня - явления одного порядка, продукт грязных ИСУшных игр. Даже пытаться скрывать не буду, насколько приятными и справедливыми мне видятся результаты обоих на Олимпийских Играх.

Кван, которую вели на золото, в произвольной программе упала с флипа - в те времена этого было достаточно, чтобы остаться без шансов на победу. Досмотрев видео по ссылке до конца, вы можете заметить, как погрустнели американские комментаторы, почувствовашие, как золото уплывает.

Но тут начался грандиознейший фарс в истории, когда судьи после проката Ирины Эдуардовны забегали и начали совещаться - интересно, разве это вообще допустимо? После технической оценки (где судьям как раз было к чему придраться, при желании) сомнений в нашей победе не оставалось, но тут, в числе прочих, вылез волшебный Паоло Пиццокари с 5.6 за артистизм, и золото отдали (именно отдали, подарили - как угодно) Саре Хьюз, которая в произвольной хоть и была хороша, но это надо было очень постараться, чтобы после такого проката КП, как у неё, вытащить на первое место по сумме. В те времена это было почти нереально, но чего только не сделаешь ради олимпийского золота...

Можно, конечно, сказать, что ириной "Тоске" немного не хватило, что ли, экспрессии, можно было сделать программу эмоциональнее, как в последствии сделали ту же "Тоску" Мишин с Плющенко. Но это всё досужие разговоры. Когда попадаешь под такой судейский каток, победить невероятно трудно. Если бы Слуцкую не задвигали под Кван в короткой, то все дальнейшие манипуляции, имевшие место в ПП, были бы просто бессмысленны, у Сары не было бы шансов обогнать нашу великую фигуристку.

Напоследок - грациозная Саша Коэн, как пример действительно сильнейшего американского проката КП (и справедливых баллов за него, хотя, как скромно сказала тогда сама Саша, она не ожидала таких высоких оценок):