13 мин.

Финал Уимблдона или трое в лодке

Джо Познански, американский писатель и колумнист (NBC Sports, Sports Illustrate, the Kansas City Star), автор бестселлеров “The Machine,” “Paterno”, “The Secret of Golf” поделился своими размышлениями у парадного подъезда Уимблдона. Но речь пойдет не только о финале. Кроме Джеромовского юмора, автор подкупил меня рассуждениями о величайшем трио теннисистов (Джок, Фед, Надаль) и их месте в истории.

о

Трое в лодке

 

Честно говоря, когда я думаю о финале Уимблдона - этом блестящем, стрессовом, радостном, минорном, изнурительном теннисном марафоне, - я не знаю, с чего начать, мои мозги набекрень и гудят, как улей, я чувствую, что мне нужно сказать тысячу вещей, и понимаю, что вообще ничего не могу сказать.

Поэтому позвольте начать с рассказа о моем новом двуручном ударе слева и посмотрим, куда это приведет.

Над этим ударом я работаю уже около двух месяцев. Когда я был ребенком, я перенял двуручный бэкхенд у Матса Виландера, на удивление блёклого шведского игрока, который в 1980-е годы тихой сапой выиграл семь титулов Большого шлема. И когда я говорю, что он взял их «тихой сапой», я подразумеваю, что вы не знали, что Матс Виландер выиграл семь шлемов, потому что, чтобы узнать это, вам надо стать самим Матсом Виландером, который бы услышал от меня: «Поздравляю с победой в семи чемпионатах, вы - скучная, но замечательная теннисная звезда!» (“Grattis till att vinna sju mästerskap du tråkigt men underbar tennisstjärna.” перев. с шведского через гугл-переводчик)

В середине 2000-х я перешел на одноручный удар слева. Угадайте  почему? Правильно. Пришел Роджер Федерер. Как только вам попадется на глаза бэкхенд Роджера Федерера, всё – вы попали! О его ударе слева я узнал по слухам, и это именно то, каким и должен быть удар в теннисе. Вот так бы выглядела Грейс Келли, если бы она была этим ударом. Удар слева Федерера – это бейсбольный удар битой Кена Гриффи, это свинг гольфиста Эрни Элса, это танцевальные па Грегори Хайнса, игра на гитаре Принса и последний абзац «Великого Гэтсби»* (прим. переводчика – тут я, конечно, расплавилась под жарким напором таких сочных метафор). Он может делать с этим ударом что угодно: заставить мяч прыгать или сидеть, скользить или пятиться, или даже танцевать. И это не волшебный трюк. Это сама магия.

Грейс Келли

Играя в теннис (именно в теннис среди прочих видов спорта), я никогда не могу полностью избавиться от мании величия. Я скопировал удар слева у Федерера, насколько мог, и взял его с собой на корт в ожидании его совершенствования.

Вы удивитесь, но этого не произошло. Пятнадцать лет ударов в духе Федерер стайл  произвели на свет, возможно, десять идеальных бэкхендов. Я дорожу каждым из них. Но после 24 549 374 промахов стало ясно, что мой бэк и близко не стоял с Федерерским.

Некоторое время спустя я стал одержим другим ударом слева, двуручным, от яркого темпераментного игрока из Сербии - Новака Джоковича. Он тоже мог заставить теннисный мяч проделывать оригинальные фишки - переворачиваться, притворяться мертвым, лаять — но что делало его удар слева таким великолепным, так это то, как он добавлял ему жару. Если бэкхенд Федерера иногда могли погасить (например, беспощадным топспином Надаля), то в случае с Джоковичем, чем сильнее атаковали его удар слева, тем еще сильнее он возвращался обратно. Что еще можно тут хотеть?

Итак, в течение последних семи лет я изображал плохую имитацию бэкхенда Федерера, в то же время стремясь к плохому подражанию бэкхенду Джоковича….или я предпринимал слабые попытки ударить двуручно слева за несколько минут прежде, чем сдаться и вернуться к моему слабому олицетворению Федерера. Наконец, два месяца назад после многочисленных попыток я решил посвятить себя бэкхенду Джоковича, который я теперь исполняю почти так же плохо, как раньше бэкхенд Федерера.

Все это говорит о том, что для меня смотреть воскресный эпический финал было равнозначно тому, чтобы разорваться надвое.

Никто из них не является величайшим. Я знаю, что это звучит странно, но я уверен в этом как никогда. Роджер Федерер – не величайший. Новак Джокович – не величайший. Рафаэль Надаль – не величайший.

Нет.

Они такие ВСЕ вместе взятые.

Все трое – величайшие. Комплект.

Я знаю, это можно воспринять как отговорку, это, очевидно, не та оценка, какую бы хотели услышать о себе эти трое да и их болельщики тоже. Но мне это кажется самым разумным выводом. Да, теоретически мы можем спорить о том, кто из них ГОАТ, точно так же, как мы можем спорить о том, кто победит в битве между Суперменом, Тором и Фениксом. Но это к делу не относится. Они выигрывают свою порцию боев.

У Федерера больше всего титулов Большого шлема. Надаль неприкасаем на глине. Джокович ведет в личных встречах с обоими. У Федерера лучшая подача и, возможно, форхенд тоже. У Джоковича лучший прием в истории тенниса и, возможно, лучший бэкхенд тоже. Надаль – величайший боец, когда-либо игравший на теннисном корте, и его топспин с обоих флангов – уникален.

Отвечая на вопрос, кто из них ГОАТ, вы, конечно, можете выбрать тот факт, который будет служить вашим аргументом, но выбирайте тщательнее. Если в случае с Федерером вы укажете на его долголетие, карьерную статистику, количество побед, то тогда и принимайте во внимание, что Федерер выиграл так много, пока Джокович не осознал свои чемпионские таланты. Хотите выбрать Надаля и привести довод, что на грунте он бесспорно лучший, но тогда и не забывайте о его уязвимости на двух других покрытиях. В случае с выбором Джоковича напомните о его превосходстве в личных встречах с обоими кандидатами, но и имейте в виду  его относительно более молодой возраст – мы никогда не узнаем, как 24-летний Федерер сыграл бы против 24-летнего Джоковича.

Мы будем продолжать ходить вокруг да около, потому что мы жаждем ясности, единственного ответа, величайшего, как и наши герои.

Но они все трое уже перенеслись в другое место, далекое от наших споров.

Позвольте мне просто указать на два матча:

В 2016 году Энди Маррей обыграл Милоша Раонича в трех сетах, чтобы выиграть Уимблдон.

В 2014 году Марин Чилич выиграл титул Открытого чемпионата США, обыграв в трех сетах Кеи Нишикори.

При чем тут эти два матча? Да это единственные два финала турниров Большого шлема – единственные два (!) за четырнадцать лет, с момента создания YouTube, – в которых не участвовали Роджер Федерер, Новак Джокович и Рафаэль Надаль.

Это настолько ошеломляет, что едва осознается. Фед, Рафа или Ноле играли в 57 из последних 59 финалов ТБШ, причем двое из них совпадали в 22 из этих финалов.

Это невероятно. И в то же время это настолько очевидно, что мы этому уже стали свидетелями. Дело не в том, что последние полтора десятилетия теннису не хватало талантливых молодых игроков. Они продолжают прибывать толпами: игроки со скоростью подачи 150 миль в час, игроки с ошпаренными ударами с отскока, игроки, которые бегают по корту, как марафонцы. Но они никогда не меняют формулу. Это всегда Федерер, Надаль, Джокович.

Тот финал в США 2014 г воспринимался по-своему эпическим, потому что это было похоже на переворачивание новой страницы: Надаль был травмирован, Чилич уничтожил Федерера в полуфинале, Нишикори переборол Джоковича.

То же самое и в 2016 г. Джокович потерял свое преимущество. Надаль все еще не оклемался от травм. Федерера обошел молодой одаренный Раонич. Маррей набрал обороты. Эпохи приходят и уходят, и казалось, что эпоха Биг-3 уходит тоже.

И что же случилось дальше? А вот что. Федерер, Надаль и Джокович, начиная с Австралиан Оупен 2017, поделили между собой ВСЕ следующие турниры Большого Шлема. Их совместный рекорд за это время против всех остальных игроков, участвующих в ТБШ, – 157-13. Абсурд.

В этом году, когда они не сталкивались друг с другом на ТБШ, их статистика против остального тура 51-2, единственные два поражения - это эпический проигрыш Джоковича Доминику Тиму на ветрах Парижа и фиаско Федерера молодому дарованию Циципасу на Австралийском чемпионате.

Всем им за тридцать, что, как подразумевается, относит их к возрастной категории игроков, но они по-прежнему непобедимы для любого другого соперника на Земле.

Только в битвах друг с другом они раскрываются в полном полете. Мы спрашиваем «Кто из них величайший?», когда в пору задать себе более захватывающий вопрос «Как эти трое смогли унестись в космос так далеко, что оставили позади весь мир?»

 

Финал Уимблдона

 

Когда воскресный душераздирательный матч закончился, кто-то из журналистов спросил Федерера, считает ли он, что в этом финале он сыграл лучше. Он выиграл больше геймов, больше очков (+ 14), у него было больше шансов на победу, включая два  чемпионатшип пойнта в конце пятого сета. Система подсчета очков в теннисе напоминает коллегию выборщиков; победа в народном голосовании не означает победу в президентстве.

Федерер пожал плечами. «На самом деле, это не имеет значения», - сказал он.

Возможно, это не имеет значения. Федерер мог выиграть. Джокович мог победить. Теннис был великолепный. Теннис был хрупкий. Федерер на время потерял свой бэкхенд. Джокович на время потерял подачу. Федерер забил 90+ виннеров лучшему защитнику, какого когда-либо знал теннис. Джокович в трех тай-брейках против величайшего в истории игрока на траве не сделал ни одной невынужденной ошибки. Каждое очко казалось героическим, важным и смертельно опасным. Это были пять часов прекрасной пытки.

И всюду слышались отголоски прошлых битв, потому что эти трое уже сделали так много. Этот матч напомнил вам о знаменитом “greatest match ever played” между Федерером и Надалем на Уимблдоне в 2008 году? Возможно. Или, может быть, он напомнил вам изматывающий пятисетовый поединок между Джоковичем и Надалем на Уимблдоне в прошлом году. Или, может быть, пятисетовик на выживание между Джоковичем и Надалем на Australian Open 2012 года? Или, может быть …

Эхо. Повсюду. Это то, что вы получаете, когда на корте две легенды, которые продолжают играть в лучший теннис на Земле.

Федерер в 37 лет пытался стать самым возрастным чемпионом Большого шлема Открытой эры, но он все еще играет так, будто и нет этих лет за плечами. Он решил, что в этом матче будет безжалостно атаковать - пусть Джокович обыграет его.

Джоковичу 32, и все знают о его взрывном темпераменте. В этот день он пообещал себе, что будет вести себя по-английски, сохранять спокойствие и гнуть свою линию, не обращая внимания на то, что обычно его раздражало. Время от времени ему это удавалось.(Прим. переводчика – Джокович практически все пять часов, за исключением концовки матча, где он спорил на челленджах, играл с холодной головой, Нолемоций).

«Когда толпа скандирует Роджер, я слышу Новак», - сказал он потом прессе.

Журналисты дружно разразились смехом после этой фразы, но Джокович не шутил.

Это вершина, которой достигли все трое: Федерер и Джокович сыграли 48 раз между собой, Федерер и Надаль – 40, Джокович и Надаль – 54 раза. Между ними не осталось никаких неожиданностей. Теперь им некуда идти, кроме как вглубь себя.

Два очка решили исход матча. Ну, очевидно, было больше двух очков, но эти два очка стоят особняком, и Джокович выиграл оба. В конце пятого сета, когда солнце опустилось достаточно низко и освещало только один угол корта, Федерер вышел подавать на матч. Он дошел до 40-15, получив два чемпионшип пойнта, но потерял первый, когда глубокий прием Джоковича заставил сбойнуть его удар справа.

Затем наступил краеугольный  момент матча №1. Федерер подал 120 миль в час в корпус, куда он весь день бил Джоковича. На этот раз Джокович принял подачу, Федерер набросился, ударил справа и рванул к сетке. Его форхенд не был достаточно глубоким, как бы ему того хотелось, но против любого другого игрока на Земле этого было бы достаточно. Против Джоковича - нет. Джокер обвел кроссом с форхенда, и мяч приземлился на дюйм или два внутри линии.  Шанс Федерера был упущен.

Момент №2 наступил на тай-брейке. В этом году организаторы Уимблдона изменили правила: они решили добавить тайбрейк  при счете 12-12 в пятом сете; другими словами, они заставили игроков играть весь шестой сет перед началом тай-брейка.

Когда Федерера спросили, как он относится к новшеству, он включил внутреннего Беличика: (Прим. переводчика - ответил словами Билла Беличика, главного тренера "Нью-Ингленд Пэтриотс" по американскому футболу, когда тот пытался отмазаться от назойливой прессы) “It is what it is”- «Имеем, что имеем».

При счете 12-12 в пятом сете начался тай-брейк, на третьем розыгрыше которого Федерер подал и двинулся к сетке. В целом игра Федерера в воскресном финале напоминала славные дни тенниса времен “serve and volley”. Так играли Макинрой, Стефан Эдберг, Пит Сампрас и все остальные игроки ушедшей эры. Джокович великолепно вернул эту подачу на третьем пойнте прямо в ноги Федерера, но тот все равно продолжал выходить к сетке до конца матча. Фед проиграл этот розыгрыш, его удар ушел за боковую линию. Именно этот мини брейк предопределил исход.

Три успешных тай-брейка Новака в финале принесли ему пятый титул Уимблдона. Выиграв финал, Джокович довольно-таки спокойно, без лишних эмоций отпраздновал победу – возможно, из уважения к великому сопернику, а может, и просто от усталости. (Прим. переводчика – я не сомневаюсь, что и уважение, и усталость присутствовали, но было и еще кое-что – Новак во время матча почти полностью отрешился от оголтело гудящей и свистящей под руку публики, таким же он был по отношению к ней и в момент своего триумфа, только улыбка, легкая ирония и снисхождение победителя блуждали на его лице: «Ну что, леди и джентльмены, съели клубнику со сливками?»)

 

И в завершении всего: да, мой мозг кипит, потому что я рад за Джоковича, хотя болел за Федерера, переполнен эмоциями от того, что видел и обеспокоен тем, что, возможно, ничего подобного больше не повторится. В конце концов, мне уже 52, мне хочется самому выйти на корт, бить одноручным бэкхендом и бить двуручным, чтобы еще раз прочувствовать завершившийся матч, и самое главное – хочу, чтобы этот финал никогда не кончался.

 

 

*Последний абзац «Великого Гэтсби»:

 «Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки... И в одно прекрасное утро... Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».

 

 

Источник 

Фото: Getty, profimedia