Булат Ахсянов: «Благодаря упертости я смог пробиться дальше, постоянно иду напролом и не смотрю по сторонам»
Лучший бомбардир МХЛ из «Толпара» − о характере, детстве, Месси и целях на выпускной сезон.
Булат Ахсянов — один из самых ярких нападающих сезона 2025/2026 Молодежной хоккейной лиги. Воспитанник уфимской школы «Салавата Юлаева» уезжал на четыре года в Санкт-Петербург, но потом вернулся в родную систему и дебютировал в МХЛ в 2022 году.
В регулярном чемпионате 2025/2026 форвард набрал 32 (9+23) очка в 23 матчах и возглавил гонку бомбардиров. Для Булата Ахсянова этот год — заключительный в Лиге. В большом интервью нападающий рассказал о лидерстве и планах на сезон, какие черты характера помогают ему не опускать руки и кого он выделяет среди хоккеистов.

«В СКА с детства учат организованному хоккею: ты попадаешь в спартанские условия, потому что там большая конкуренция»
— Вы рассказывали, что сначала на хоккей попал старший брат, а потом уже вы пошли по его стопам.
— Да, но брат поиграл немного, мне хоккей понравился больше. Точно не помню, как он туда попал, вроде отвели родители. Один раз приехал с ними на тренировку, чтобы забрать брата, посмотрел, как играют парни постарше меня, увидел всю картинку. Меня это очень захватило, и я тоже решил пойти на хоккей. Сначала ходил на каток с дедушкой, учился кататься, а потом попросил родителей отдать меня в секцию.
— Как к этому отнеслись родители?
— Они видели, как занимался старший сын, и понимали, что будет сложно, потрачу много сил на хоккей. Возможно, частично не будет детства, в основном тренировки, турниры и игры. Но я горел желанием. В течение месяца часто напоминал им, что хочу начать заниматься хоккеем профессионально. Папа слушал, а потом уже не выдержал и отвел меня на тренировку, чтобы я попробовал. Все сложилось удачно, и родители приняли мою сторону.
— Вы сразу думали про дальнейшую карьеру?
— Меня так заинтересовал хоккей, что даже на катках я закусывался с ребятами постарше. Всегда стремился играть и забивать. Смотрел на будущее с ранних лет: хотел быть хоккеистом, ставить максимальные цели и добиваться их, построить хорошую карьеру.
— Почему именно с дедушкой ходили на каток? Он был хоккейным фанатом?
— Родители были на работе, и меня некому было отвести. Дедушка был рад помогать и сыграл большую роль в моей жизни. Он часто был рядом, до сих пор звонит и спрашивает, как я отыграл, что получилось, а что нет. Дедушке огромное спасибо. Он многое сделал для того, чтобы я играл в хоккей: сам был ярым болельщиком, увидел, что я горю этим делом, и начал помогать. Дедушка рассказывал, что смотрел много матчей, даже сам в детстве играл. Но он из деревни, там не было возможности пойти в секцию. Не знаю, было ли так просто вообще туда попасть, как сейчас.

— Вы родились в Уфе и начинали в школе «Салавата Юлаева», но уезжали в Санкт-Петербург. Как вас пригласили в систему СКА?
— Команда СКА 2005 года рождения приезжала в Республику Башкортостан на товарищеские игры с «Салаватом Юлаевым». После матча ко мне подошел тренер и предложил попробовать свои силы в Санкт-Петербурге. Я согласился и поехал.
— Решение больше зависело от родителей или от вас?
— Наверное, больше от родителей. Они понимали, что Уфа — не такой большой город, а Петербург — второй по численности в стране, считай, еще одна столица. Возможно, родители думали, что будет лучше, если там пробьюсь, но получилось так, как получилось.
— Сезоны в системе СКА были для вас неудачными?
— Нет, все было здорово, Петербург дал мне многое. В системе СКА сразу с детства учат организованному хоккею. Ты попадаешь в спартанские условия, потому что там большая конкуренция. Нужно каждый день доказывать, что ты лучший. Поэтому я благодарен СКА, там все было прекрасно — хороший город, хорошие условия. У меня не получилось пробиться там дальше, но я благодарен судьбе, что смог найти потом команду и двигаться вперед.
— Получается, вы вернулись в Уфу. А были еще какие-то варианты, или хотелось домой?
— Я сразу понимал, что нужно возвращаться домой, потому что жить в других городах далеко от семьи не очень комфортно. Осознавал, что в Уфе у меня должно получиться, так как это родная команда, там я практически всех знал.
— Как думаете, какие качества помогли вам пробиться дальше? Некоторые люди играют в детстве и уходят.
— Так как я небольшого роста (176 сантиметров — прим. МХЛ), то всегда должен был вывозить на характере. Многие ребята были габаритнее, а мне приходилось делать больше работы, больше стараться, каждую игру показывать себя. Все равно есть такое, что приоритет отдается хоккеистам погабаритнее. Поэтому благодаря своей упертости и несгибаемости я смог пробиться дальше. Я постоянно иду напролом и не смотрю по сторонам.

«Никогда не закапываюсь, не пытаюсь загнать себя в яму»
— Когда попали в МХЛ, столкнулись с хоккеистами постарше, как изменился ваш стиль игры?
— Первое время в МХЛ я подстраивался под партнеров. Постоянно пытался отдавать пас и открываться, потому что ребята были старше и опытнее, могли где-то протащить шайбу вперед, найти момент, сделать передачу. Я им полностью доверял, открывался, пытался играть на пятачке. Когда старшие партнеры начали уходить в другие команды, я стал брать на себя больше ответственности, играть с шайбой. Сейчас пытаюсь доигрывать моменты до гола. Понимаю, что нужно много работать самому.
— Как долго вы адаптировались к игре в МХЛ?
— Не сказал бы, что пришлось перестраиваться. Здесь выше скорость игры, насыщеннее тренировочный процесс. А так — ребята такие же. Просто нужно чувствовать себя увереннее в первых матчах, где-то действовать проще. Потом с опытом и игровой практикой становится легче.
— Вы проводите четвертый сезон в МХЛ. За это время сыграли со многими командами. Кто удивил вас больше всего на старте чемпионата 2025/26?
— Нет такого, чтобы прям удивляют, но нравятся «Омские Ястребы». Довольно молодым составом показывают интересный хоккей. Против них было классно играть именно в этом сезоне.
— Как вам игры с командами Запада?
— Мы сыграли только один матч с «Динамо-Шинником» — интересная команда, быстрый соперник. Я слышал, что на Западе делают больше акцент на технику. В системе «Салавата Юлаева» и в «Толпаре» тоже всегда играют с шайбой, поэтому получился интересный матч для болельщиков. Большой разницы между Западом и Востоком я не увидел, но у нас впереди еще «Красная Армия» и «Алмаз».
— Какое поражение за время игры в МХЛ запомнилось больше всего?
— В первом сезоне мы попали в плей-офф и второй раунд играли против «Омских Ястребов». В предпоследнем и последнем матчах я мог отличиться в конце, но не получилось. Это и запомнилось больше всего. Не хватило опыта, нужно было сыграть хладнокровнее. Я долго отходил от этих игр, потому что в плей-офф очень эмоциональный хоккей, выше скорости, другую игру показывают соперники. Поэтому у меня было небольшое опустошение.
— В такие моменты стараетесь переключиться или долго пересматриваете неудавшиеся попытки?
— Конечно, я пытался переключиться. Так как сезон уже закончился, мы вылетели из плей-офф. Поэтому нужно было сделать выводы и идти дальше. Никогда не закапываюсь, не пытаюсь загнать себя в яму.
— Понятно, что каждый год перед «Толпаром» стоят высокие задачи. Как думаете, каким в целом будет этот сезон для команды?
— У нас пришло много молодых ребят. Я думаю, мы каждую игру показываем хороший интересный хоккей, но все упирается в реализацию. Пацаны получают опыт в матчах, думаю, смогут выстрелить в следующем сезоне. Конечно, мы ставим большие цели, у нас может получиться пошуметь в плей-офф.

— Вы можете подойти к молодым ребятам, поддержать их как лидер?
— Да, подбадриваю их и подсказываю на скамейке. В прошлом я тоже был молодым игроком, только заходил в команду. Понимаю, что для такого этапа важна поддержка старших партнеров. Подбодришь — может, у игрока больше уверенности будет в следующей смене.
— А поругать можете?
— Ребята и так понимают, что ошиблись. Я не указываю на недочеты, это делают тренеры. Если надо подбодрить, то включаюсь. А так каждый занимается своим делом.
— Есть ли сейчас в команде хоккеисты, с которыми вы играете с детства?
— Роман Киреев и Арман Адамян на год младше меня, помню их по школе, мы часто встречались в товарищеских играх между командами 2005 и 2006 годов рождения. С детства знаком с Артуром Фаитовым, он играет в ВХЛ за «Торос», мы поддерживаем связь. Многие ребята моего года в других командах. Я все-таки много времени провел в СКА, там побольше игроков моего года — Игнат Лутфуллин, Матвей Короткий, Никита Сураев. Александр Филиппов как раз из уфимской системы, очень хорошо с ним знаком, мой товарищ, всегда с ним на связи.

«Настраиваюсь на каждый матч, как на последний»
— Вы говорили, что у вас нет никаких ритуалов для подготовки к матчам. Почему?
— Не хочу на них зацикливаться. Столько игр и работы, каждый год все заново. Мне кажется повторять одни и те же действия при подготовке нецелесообразно, если вдруг что-то не сделаешь, потом будешь думать об этом, загоняться. Пусть как идет, так идет.
— Как отдыхаете после матчей? Может, у вас в этом есть особенности, традиции?
— Тоже нет. Много времени провожу дома: стараюсь больше есть и спать, в целом отдыхать. У нас есть восстановительные процедуры, которые нам назначает командный доктор. Так что я просто прихожу во дворец спорта, спрашиваю у врача, что лучше сделать, например, массаж или размять мышцы валиками, массажными пистолетами. Могу еще иногда сходить поплавать в открытом бассейне.
— Сколько часов в сутки спите?
— Перед играми я стабильно сплю девять часов ночью и 2−2,5 часа перед самим матчем.
— После игр пересматриваете свои моменты только с тренерами или еще самостоятельно?
— Я стараюсь сразу смотреть свои смены, анализирую все ошибки на горячую голову, где мог сыграть лучше. Если нужно что-то дополнительно оценить, прошу видеотренера сделать мне нарезку матча с моментами.
— На что сразу обращаете внимание в своей игре?
— На все понемножку. Если я неправильно сыграл в обороне, отсматриваю момент, пытаюсь в голове понять, как нужно было действовать. Так же и с атакой. Это очень важно для взрослого хоккея. Когда ты попадаешь в клубы ВХЛ и КХЛ, там спрос больше, поэтому нужно уверенно играть и в обороне, и в атаке.
— Давайте разберем по порядку. Вы видите свою ошибку — что делаете дальше?
— Если есть много времени перед следующей игрой, допустим, три-четыре дня, то могу остаться дополнительно поработать над ошибками после тренировки. Когда матчи идут подряд хоть на выезде, хоть дома, то приходится сразу исправлять все в игре.

— У вас последний сезон в МХЛ. Какие навыки вам нужно подтянуть за этот год?
— Подтянуть игру в обороне, стать лучше в нападении. Тренерский штаб мне постоянно подсказывает, и я стараюсь сразу исправлять то, что они говорят. В атаке мне нужно больше бросать по воротам, а в обороне — правильно занимать свою позицию.
— В подкасте «Молодежка» лучший снайпер сезона-2024/25 Максим Ильичев рассказывал, что перед каждым матчем прикидывал, сколько очков может набрать. У вас есть своя стратегия?
— Мы с Максимом даже разговаривали на эту тему. Я понимаю его позицию, но сам на каждый матч настраиваюсь, как на последний. Мне нравится азарт, где-то побиться, поиграть и получить эмоции.
— Ставите ли перед собой цель стать лучшим бомбардиром по итогам сезона-2025/26?
— Эта цель есть у каждого нападающего. Я хочу больше помогать команде. В таблицу практически не заглядываю, не хочу на этом зацикливаться. Партнеры по команде могут мне что-то сказать, а я просто делаю свою работу и играю на коллектив.
— У вас всегда в карьере было больше передач, чем голов?
— Да, я больше распасовщик. Если у партнера лучше позиция, то я, конечно, отдам пас. Но я хочу больше забивать, как раз над этим работаю. Много моментов в каждой игре, нужно их реализовывать.
— Как думаете, почему на старте сезона-2025/26 вы начали активно набирать очки?
— Если брать всю карьеру в МХЛ, то я постепенно расту. Есть цель — увеличивать количество очков в каждом сезоне, ее придерживаюсь. У меня последний сезон в МХЛ, поэтому стараюсь быть все лучше и лучше.
— У лидеров бывают спады. Как не терять очки?
— Я об этом не задумывался, но знаю, что такое бывает. Каждый раз перед матчем говорю себе выполнять установку тренера и больше играть на команду. На льду уже все получается само, поэтому нужно не зацикливаться на очках, а делать свою работу.

«Меня очень вдохновляет Месси – он много не разговаривает, показывает все делом»
— В матче с «Ирбисом» у вас была драка. Любите такое?
— Люблю потолкаться, завестись, а драка была первой за все время в МХЛ. Вышло случайно, был накал страстей в зеленом дерби, выпустил эмоции. Жаль, что команда проигрывала, а я получил большой штраф. Смотрел матч с трибуны, теперь понимаю тренеров: гораздо проще самому выходить на лед, чем наблюдать со стороны, как твои ребята бьются, а ты ничем не можешь помочь.
— Насколько хорошо умеете контролировать свои эмоции на льду?
— В прошлом сезоне я был очень эмоционален — это была одна из моих ошибок. Расстраивался из-за нереализованных моментов. Сейчас стал более спокойным. Понимаю, что есть следующая смена, следующий период, нужно играть и не думать о том, что уже произошло. Тренеры постоянно мне говорили контролировать свои эмоции и потом показывать себя.
— В сезоне-2024/25 вы провели один матч в Континентальной хоккейной лиге. Какую обратную связь по игре дает тренерский штаб в этом году?
— Говорят, что следят за мной и ждут игры еще лучше. Сказали, чтобы я не расстраивался, просто играл дальше, и все придет. Тренер по развитию Владимир Владимирович Потапов в прошлом работал с «Толпаром» и после матча в КХЛ посоветовал в любой лиге играть по заданию, чтобы потом было проще адаптироваться во взрослом хоккее.
— Кто из хоккеистов вас вдохновляет?
— Мне нравилось, как играл Джонни Годро. К сожалению, он покинул этот мир. Я очень расстроился, когда узнал об этой новости. Я смотрел много его игр, по стилю мы с ним похожи, он тоже был негабаритным игроком. Еще нравится Джек Хьюз, он уверенно играет с шайбой, хочу у него это перенять. Смотрю нарезки лучших моментов, потом стараюсь применять его приемы на тренировках и играх.

— Может, кто-то нравится из других видов спорта?
— Лионель Месси — нравится, как он играет. Много не разговаривает, а показывает делом, это меня очень вдохновляет.
— Что помогает отвлекаться от хоккея в свободное время?
— Я люблю гулять с друзьями и девушкой — мне этого достаточно. Могу еще сходить в кино, больше нравится смотреть комедии. Раньше много читал, в последнее время не успеваю: посвящаю время тренировкам и про чтение забыл. Сейчас взял книгу Джека Керуака «На дороге», прочитал буквально пару страниц, но она интересная. Поэтому потихоньку возвращаюсь к книгам.
— Какое у вас любимое место в Уфе?
— Интересный вопрос. Раньше в команде был Дмитрий Табатадзе — мой хороший друг. Так сложилось, что у него была травма, и он больше не играет в хоккей. Уехал в свой родной город. Мы с ним часто ходили в одну пиццерию в Уфе, много проводили там времени, разговаривали обо всем. Как раз он много книг мне советовал, мы их обсуждали. Это было прекрасное время.
— По долгосрочным планам в хоккее у вас все стандартно: выиграть Олимпиаду, попасть в НХЛ. Какие есть большие цели в жизни, не связанные со спортом?
— Сейчас много сил отдаю на то, чтобы добиться чего-то в хоккее, пробиться дальше. В плане того, что будет после, даже не думал. Мне кажется, каждый мечтает о доме у моря — так что пусть будет такая цель.
Автор: Ксения Горюнова













Ждём во взрослой команде!