9 мин.

Малком опять сломался и пропускает ЛЧ. Что у него за травма и связана ли она с прошлой?

Бразилец обошелся питерцам в 40 млн евро и ехал в «Зенит» как усиление под Лигу чемпионов, но уже вторую осень подряд ему мешают травмы.

История серьезных травм Малкома в «Зените» – обе контактные, пропустил 30 матчей

Первая травма Малкома в России – повреждение проксимального мышечно-сухожильного перехода прямой мышцы бедра из-за контакта с Юсуповым. Это одно из уязвимых мест мышцы, поэтому подобные травмы не такая уж и редкость, как бы сложно ни звучал диагноз. 

По информации Sports.ru, нынешнюю травму – повреждение боковой связки коленного сустава  – бразилец тоже получил в результате контакта. Это тоже вполне распространенная травма, и если бы Малком был таким хрупким, повреждением только боковой связки дело бы не ограничилось. Объясню почему.

Боковые связки часто могут рваться вместе с крестами – у травм общий механизм

Боковые (коллатеральные) связки (наружная и внутренняя) ограничивают избыточное движение голени наружу и внутрь соответственно. Это нужно для правильного распределения нагрузки при прямохождении. 

Как и в случае большинства других травм, механизмов повреждения два:

Контактный – в результате столкновения с другим игроком или препятствием, то есть – прямого механического воздействия.

Неконтактный – повреждение возникает при неудачном приземлении, резкой смене направления или если игрок просто оступился и подвернул ногу.

Что в этот момент происходит?

Как мы обсудили выше, боковые связки удерживают голень от избыточных движений внутрь или наружу. Но если на такое движение сверху приложить вес всего тела, помноженный на инерцию от приземления или контакта, то связка не выдерживает. 

Пострадавший чувствует резкую боль, возможно, даже слышит хруст или щелчок, а при попытке опереться на травмированную ногу – нестабильность и боль в коленном суставе со стороны пострадавшей связки.

При осмотре проводят специальные провокационные тесты на нестабильность и сравнивают со здоровой ногой. Если повреждение значительное, то симптомы резко усиливаются и диагноз не вызывает сомнений.

Второй этап – нет, не МРТ, а УЗИ коленного сустава. Так как боковые связки лежат прямо под кожей на внешней поверхности сустава, ультразвука обычно достаточно для диагностики их повреждения. 

Но есть важный нюанс – часто футболистов все равно отправляют на МРТ. Зачем? Все дело в механизме травмы – при таких же обстоятельствах можно порвать мениски, крестообразные связки и другие структуры сустава. Одновременное повреждение внутреннего мениска, внутренней боковой связки и переднего креста еще называют «несчастливой триадой», так, например, произошло с Джорджевичем и этого боялись, когда боковую связку травмировал Дриусси.  

Как долго будет восстанавливаться Малком?

Травмы боковых связок в большинстве случаев рекомендуют лечить консервативно – по крайней мере, начинать с этого. На реабилитацию уходит в среднем от 2 до 5 недель – в зависимости от степени повреждения.

Не так давно Дриусси получал аналогичную травму, и реабилитолог «Зенита» Мария Бурова в инстаграме подробно разбирала процесс восстановления:

Весь процесс реабилитации связан с укреплением мышц бедра и кора (живот, поясничный отдел и ягодичные мышцы) и постепенной вертикализацией, то есть возврата к нормальным тренировкам с полноценной нагрузкой на обе ноги, без дополнительной опоры и подстраховки. 

Казалось бы, при чем тут вообще мышцы кора? Попробуйте сделать любое движение, требующее максимального усилия. Первыми напрягаются именно эти мышцы, они стабилизируют наше положение в пространстве. И чем они сильнее, тем вы лучше контролируете свое тело. Так что укрепление кора – это еще и хорошая профилактика. 

Термин «закрытая кинетическая цепь» – он означает, что мы распределяем нагрузку на несколько суставов, включая травмированный. Это нужно, чтобы быстрее включить его в работу, но при этом не усугубить травму.

На первом этапе упражнения делаются без опоры на травмированную ногу, так как она все еще недостаточно стабильна и, повторюсь, несмотря на ранее начало, мы не рискуем ради ускорения возвращения, а работаем в пределах текущих возможностей игрока.

Второй этап. Постепенный переход к тренировкам в вертикальном положении. Строгих временны́х рамок нет. Все зависит от физической и психологической готовности. К слову, о психологии – во время упражнений рядом с футболистом должна быть точка опоры для рук. Не обязательно ее использовать, но сам факт ее наличия позволяет спокойнее переходить к следующим этапам восстановления. 

Третий этап. Когда мы добились уверенного вертикального положения, нужно восстановить двигательный стереотип. Теперь по-русски: травмы ноги всегда влекут за собой изменения походки. Они связаны как с самой травмой (вам больно наступать на эту ногу), так и ее психологическими последствиями. Так как вам больно опираться на травмированную ногу, вы переносите вес на здоровую. Но после выздоровления эта привычка, как и страх новой травмы, могут еще долго оставаться и вредить вашему организму – перегружать здоровую ногу и повышать риск травм уже с ее стороны. 

Вспомните первый сезон «Шерлока». Ватсон заметно хромал, хотя рана, полученная в Афганистане, давно зажила. Шерлок вылечил его, устроив погоню, где Ватсон забыл про травму, побежав без всякого дискомфорта. В реабилитации принцип похож, но не так радикален – мы убеждаем пациента и его организм, что травмы уже нет, и учим его заново правильно ходить, но делаем это постепенно. Да и моментально научить человека правильно ходить невозможно.

Финальный этап. Как только правильный двигательный стереотип восстановлен, колено стабильно при тренировках, а мышечная сила практически достигла здоровой ноги, можно вернуться на поле. Там продолжаем тренировки на силу и стабильность, но уже с мячом. Кроме того, нужно адаптироваться к нагрузкам и скоростям уровня общей группы.

Как еще ускорить восстановление?

1. Холод. После каждой тренировки, особенно на начальном этапе, травмированный сустав может болеть и отекать. Чтобы уменьшить воспаление, можно прикладывать лед на 10-15 минут после тренировки.

2. Компрессия. Сдавление поврежденного участка помогает быстрее устранить отек. В топ-клубах для этого используют аппарат GameReady, о котором рассказывал Кокорин в интервью КраСаве. Специальные манжетки аппарата сдавливают выбранный участок и охлаждают его, наполняясь ледяной водой или специальным гелем. 

3. Противовоспалительные препараты. При сильной боли можно использовать в виде местных уколов или таблеток, но без фанатизма, боль или ее отсутствие тоже важный критерий для перехода на новые этапы реабилитации. 

4. PRP-терапия. Инъекции богатой тромбоцитами плазмы могут ускорять заживление. Суть метода в следующем: у пациента берут несколько пробирок крови, центрифугируют, отбирают слой тромбоцитов и делают укол либо в полость травмированного сустава, либо обкалывают поврежденную мышцу. Считается, что при разрушении тромбоцитов из них выделяются особые вещества – факторы роста, они и ускоряют заживление. На данный момент изучены не все факторы, так что, возможно, механизм еще более сложен, чем мы думаем. Этот метод активно используют многие спортивные клиники. Например, так лечился Неймар в прошлом году и даже ради этого ездил в Каталонию.

5. Магниты, токи, массаж и другие средства реабилитации. В целом количество используемых методик восстановления зависят лишь от их доступности и фантазии врача. 

Как спастись от этой травмы?

Как правильно заметил главный врач «Рубина» Бутовский, если бы мы знали как на 100% избежать травм связок колена, то их бы не было. Тем не менее, есть общие рекомендации, как хотя бы снизить риск их получения.

FIFA 11+. Это специальная программа тренировок, разработанная для футболистов. Она представляет собой комплекс упражнений разной интенсивности и простых в освоении, чтобы использовать могли как тренеры профессиональных клубов, так и любители.

• Тренировка мышц кора. Как мы обсудили в начале, укрепление этих мышц это не только часть реабилитации, но и хорошая профилактика

• Тренировки стабильности. Полусферы и другие нестабильные опоры хорошо развивают проприоцепцию – то самое чувство, благодаря которому вы четко понимаете, в каком положении находится ваше тело и конечности даже с закрытыми глазами. Чем оно лучше развито, тем лучше человек управляет своим телом, что снижает риск неконтактной травмы.

Весь процесс реабилитации должен проходить под строгим контролем реабилитолога, только он решает, когда вы переходите к следующим этапам восстановления и насколько правильно выполняете упражнения. Это касается и обычных тренировок: например, в тренажерный зал лучше ходить с тренером, так как взгляд со стороны от специалиста поможет вам правильно распределять нагрузку и быстрее достичь результата, а главное – не получить травму.

В целом, реабилитация – обширный процесс, который включает работу нескольких специалистов: спортивных врачей, реабилитологов, физиотерапевтов. Во многом этим можно объяснить и то, что Малком полетел вместе с «Зенитом» в Германию не на матч, а на консультацию к немецким врачам. Посудите сами – из-за ковида попасть на консультацию к доктору в другой стране сейчас не так-то просто (дистанционно осмотреть пациента технологии пока не позволяют), а упускать подобный шанс было бы глупо.

Это не значит, что в «Зените» не знают, как лечить Малкома, просто чем больше альтернативных точек зрения можно получить, особенно когда речь о специалистах мирового уровня, тем лучше. Цель питерских докторов – убедиться в правильности выбранной тактики и, возможно, узнать о каких-нибудь новых методах лечения. В этом нет ничего стыдного, даже наоборот – стыдно, когда люди бронзовеют, десятками лет не совершенствуют свои навыки, думая, что знают все.

Мой канал о спортивной медицине

Фото: РИА Новости/Петр Олизаров